Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:18, контрольная работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических основ теории общественного выбора. В соответствии с поставленной целью в контрольной работе определены следующие задачи:
- изучить сущность и основные предпосылки возникновения теории общественного выбора;
- рассмотреть формирование общественного выбора в условиях прямой и представительной демократии;

Содержание

Введение 3
1. Теория общественного выбора в экономической теории 4
1.1. «Вирджинская школа». Предпосылки создания теории общественного выбора 4
1.2. Общественный выбор в условиях прямой демократии 7
1.3. Общественный выбор в условиях представительной демократии 8
2. Теории, основанные на концепции общественного выбора 12
2.1. Экономика бюрократии 12
2.2. Экономическая теория конституции 15
Заключение 18
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по экономике.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание

    Введение

    Выбирая тему для контрольной работы, я  отдала предпочтение теории, изучающей  различные способы и методы, посредством  которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах, а именно - теории общественного выбора. Данное направление находится на стыке экономической и политической теорий, и, по моему мнению, его изучение весьма актуально в современных условиях, когда происходит нарастание кризисных явлений в мировой экономике и международной политике. Изучение теории общественного выбора позволяет заглянуть вглубь процессов, происходящих в государстве, а так же дает представление об интересах людей, действующих в политической сфере, и отображает тот факт, что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой.

    Целью работы является изучение теоретических  основ теории общественного выбора. В соответствии с поставленной целью в контрольной работе определены следующие задачи:

    - изучить сущность и основные  предпосылки возникновения теории общественного выбора;

    - рассмотреть формирование общественного  выбора в условиях прямой и  представительной демократии;

    - рассмотреть такие явления, как  экономика бюрократии и «провалы»  государства (правительства).

    Объектом  исследования в работе выступает общественный выбор.

    Предметом исследования являются экономические  отношения.

    1. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ   ТЕОРИИ

    1.1. «Вирджинская школа». Предпосылки создания теории общественного выбора

    Теория  Общественного выбора возникла на рубеже 50-х — 60-х годов XX века в одном из исследовательских центров при Вирджинском университете (отсюда «Вирджинская школа»). Создателем теории можно с полным правом считать Джеймса Бьюкенена — автора многочисленных работ, в т.ч. «программной» монографии «Расчет согласия» (1962) (в соавторстве с Гордоном Таллоком, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1986 года). Идейным источником для Бьюкенена послужила малоизвестная работа шведского экономиста Кнута Викселля «Исследования по теории финансов» (1986). В ней ученый с позиции неоклассического экономического анализа предлагает рассматривать политику как взаимовыгодный рыночный обмен между гражданами и правительством. В связи с этим К. Викселль считал крайне необходимой общественной задачей согласованную выработку норм налогообложения и финансирования, которые, по сути, являются основными институтами политического рынка.

    Наряду  с актуализированным наследием  К. Викселля оригинальная теория Дж. Бьюкенена  вобрала в себя множество идей, почерпнутых в современных экономических учениях неолиберализма, институционализма, теории общественных финансов. Большое влияние на Бьюкенена оказали классические авторы: Адам Смит, Дэвид Юм, Алексис де Токвилль, а также Джеймс Мэдисон — один из отцов-основателей Соединенных Штатов.

    Теория  общественного выбора во многом исходила из принципиальной оппозиции кейнсианству, в свое время определявшему экономическую  политику Соединенных Штатов. Беря за основу чисто экономический критерий эффективности, теоретики общественного выбора критиковали политику административного регулирования рыночных процессов.

    «Экономический  империализм» Вирджинской школы  был призван показать органичную встроенность правительства и законодательной власти в тотальную систему рынка. Признание этого факта, по мысли Дж. Бьюкенена и других, должно повлечь за собой институциональное реформирование, нацеленное на создание и укрепление конституционных прав различных участников политического рынка. Обоснование эффективности принимаемых в связи с этим практических решений — одна из задач новой политической экономии, включающей в себя помимо теории общественного выбора также экономику прав собственности, экономику права, политическую экономию регулирования, новую институциональную экономику и новую экономическую историю.

    Как мы видим, модели политического рынка  в теории общественного выбора свойствен некоторый «системный» характер, отличающий ее от многих аналогичных концепций. Оставаясь в методологических рамках микроэкономического анализа, теоретики Вирджинской школы сумели развернуть широкое междисциплинарное исследование, представившее в качественно ином свете традиционные темы политологии, правоведения, социальной философии.

    Как и всякая аналитическая концепция, теория Общественного выбора строится исходя из определенных предпосылок, выражающих ценностные установки ее создателей. Их три, они были заявлены еще в «Расчете согласия» и затем неоднократно воспроизводились в многочисленных работах Бьюкенена, включая нобелевскую лекцию «Конституция экономической политики», — это важный для нас постулат методологического индивидуализма, доктрина «экономического человека» и трактовка политики как обмена. Перед нами своего рода «принципы общественного порядка» (Ф. Хайек) — теоретические абстракции и, наряду с этим, силы, направляющие социальную деятельность человека.

    Предпосылка индивидуализма в теории Общественного  выбора направлена главным образом против «органического» понимания государства и общества, со времен Платона доминировавшего в западной политической философии. Согласно этой концепции, государство (общество) есть единый организм, интегрирующий в себя индивидов как составные части и преследующий свои собственные сверхиндивидуальные «общественные» интересы. В связи с этим поведение человека как гражданина противопоставлялось его же поведению в качестве частного лица и экономического субъекта. Подвергая критике подобное истолкование общественного действия, основатели Вирджинской школы указывали на невозможность ситуации «переключения», когда один и тот же индивид может руководствоваться, то узкоэгоистическими соображениями, то сверхличными целями «общего блага». В теории общественного выбора психологическая мотивация принятия решения индивидом в супермаркете или на избирательном участке, безусловно, тождественна и исходит из эгоистической природы человека; различаются лишь способы реализации индивидуального выбора: непосредственный выбор — на коммерческом рынке и в коллективном действии — на политическом рынке.

    Вторая  предпосылка (доктрина «экономического  человека») постулирует рациональность человеческого поведения. В наиболее общем виде это означает, что «...репрезентативный индивид, сталкиваясь с необходимостью реального выбора в процессе обмена, предпочтет получить "больше", а не "меньше"». Если же пользоваться строго экономической терминологией, то ту же самую идею можно сформулировать следующим образом; в своей деятельности человек стремится к тому, чтобы предельные выгоды от принятого решения превышали или были равны предельным издержкам, обусловленными этим решением.

    На  рынке индивидуальные интересы могут  быть представлены исключительно в  форме выбранного товара, имеющего субъективную ценность. При этом неэкономические факторы человеческого поведения игнорируются на чисто методологических основаниях как препятствующие выполнению прогностической функции рыночного анализа.

    Интерпретация политических отношений как системы  обмена составляет содержание третьего постулата теории общественного выбора. Популярно объясняя этот посыл, Дж. Бьюкенен пишет: «На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике — соглашаются платить налоги в обмен на необходимые всем и каждому блага: от местной пожарной охраны до суда». “Налогоплательщики — правительство” — это лишь одна из структур политического обмена. Активный взаимовыгодный «торг» идет также по моделям отношений: избиратели — кандидаты в высшие органы власти, депутаты — группы с особыми интересами (лоббизм), депутаты — депутаты (логроллинг). Преследуя свои «эгоистические» цели, участники политического рынка посредством коллективного действия заключают между собой сделки, что, в конечном счете, приводит к непреднамеренному распределению общественных ресурсов. Таким образом, некий аналог «невидимой руки» (А. Смит) можно проследить и в сфере политики.

    Важнейшим направлением теории общественного выбора является экономика бюрократии.

    Логическим  завершением теории общественного  выбора является постановка вопроса о "провалах" государства (правительства). Указанные провалы – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

    Таким образом, основной принцип теории общественного  выбора состоит в том, что люди действуют одинаковым образом, как  в роли частного лица, так и любой  общественной роли. При анализе личного выбора людей экономисты давно пришли к выводу о том, что люди действуют исходя из рационального преследования личных выгод. Как потребители они максимально увеличивают полезность; как предприниматели они максимально увеличивают прибыль и т.д. А теоретики общественного выбора предполагают, что действия и выбор людей, занимающих общественные посты, также управляются соображениями личной выгоды. 

    1.2 Общественный выбор  в условиях прямой  демократии

    Прямая  демократия - это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.

    Прямая  демократия сохраняется в современном  обществе. Она типична для собраний коллективов предприятий и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов. При этом первостепенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип голосования (единогласие, квалифицированное или простое большинство и т.д.), зависит его исход. Поэтому представителей теории общественного выбора интересует основа основ - конституционный выбор, т.е. правила выбора регламента. Конституция - ключевая категория концепции Дж. Бьюкенена. Под термином "конституция" понимается "набор заранее согласованных правил, по которым осуществляются последующие действия". Именно от них зависит развитие демократии. Бьюкенен и его сторонники искренне верят, что конституционный регламент может сделать демократический строй более эффективным и действенным.

    Трактовка происхождения государства и  права как результата свободного договора свободных индивидов ведет  происхождение от популярной в Новое время теории «общественного договора» (социального контракта). Эта концепция изначально была иллюзией особого рода - современностью, опрокинутой в прошлое. Она родилась в эпоху религиозных войн, когда освященная традициями феодальная регламентация стала постепенно уступать место сознательному регулированию гражданского общества. Это было время обостренного понимания справедливости; честность и бизнес казались многим несовместимыми. Развитие контракт ной этики, культуры соблюдения договоров стало настоятельно необходимым. Происходит коренное переосмысление прав и свобод, дарованных каждому индивиду "от рождения". Одним из основоположников контрактной (договорной) теории общества был английский философ и экономист Джон Локк (1632-1704), на которого Бьюкенен часто ссылается как на своего идейного предшественника. Именно в его трудах мы находим обоснование понятия частной собственности как необходимой предпосылки гражданского общества и договорную интерпретацию полномочий государственной власти.

    Контрактная теория рассматривает свободу как «естественное состояние», основу которого составляют права на жизнь, на свободу и на собственность. Именно эти три права образуют конституционный базис гражданского общества. Каждое из этих прав создает предпосылки для другого, переходит в другое, создает себя как другое). Право на жизнь реализуется в деятельности, подчиненной счастью и выгоде. Право на свободу отрицает политическое рабство, деспотизм. Право на собственность выступает как предпосылка и гарантия этих прав. Свободная деятельность основывается на независимом суждении, индивидуальном выборе и сознательном целеполагании. Свобода совести, слова, печати, собраний выступает как важнейшая предпосылка независимой деятельности, выбора профессий, свободы передвижений.

    Конечно, концепция "естественных прав" и "общественного договора" отражала не реальный процесс политогенеза, а программные требования "третьего сословия" в его борьбе с абсолютистским государством. Эта концепция является абстракцией, идеальным образом рыночного хозяйства, где все люди - простые товаропроизводители, действующие в условиях совершенной конкуренции. Обращение Бьюкенена к контрактной теории общества позволяет ему показать позитивные возможности именно такого идеального рыночного механизма, действующего в сфере политических отношений. 

1.3 Общественный выбор в условиях представительной демократии

    В условиях представительной демократии, считают исследователи общественного  выбора, процесс голосования усложняется. В отличие от частного, общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых предлагает свой пакет программ. Последнее означает, что избиратель лишен возможности выбирать нескольких депутатов: одного - для решения проблем занятости, другого - для борьбы с инфляцией, третьего - по проблемам внешней политики и т.д. Он вынужден избрать одного депутата, позиция которого далеко не полностью совпадает с его предпочтениями. В сфере бизнеса это означало бы покупку товара "с нагрузкой", поэтому избиратель вынужден из многих зол выбирать наименьшее.

    Усложняется и процедура голосования. Избирательное  право может быть обусловлено имущественным цензом (как в древнем Риме) или цензом оседлости (как в некоторых странах Балтии). Для избрания кандидата может требоваться относительное или абсолютное большинство.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"