Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:14, контрольная работа
Производственные возможности. Характеристика линии производственных возможностей (ЛПВ). Факторы, влияющие на изменение ЛПВ.
ЗАДАНИЕ 1. 3
ЗАДАНИЕ 2. 9
ЗАДАНИЕ 3. 11
ЗАДАНИЕ 4. 12
ЗАДАНИЕ 5. 13
ЗАДАНИЕ 6. 14
ЗАДАНИЕ 7. 21
ЗАДАНИЕ 8. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Эластичность спроса по доходу
Уровень дохода и его колебания – важные факторы рыночного спроса. Эластичность спроса по доходу (ЕI) измеряет процентные изменения в объеме покупок в ответ на каждое 1%-ное изменение в доходе. Она вычисляется по формуле:
где I - доходы потребителя, Q - количество купленного товара.
Значение EI может быть положительным, отрицательным числом или нулем. Эластичность спроса по доходу будет равна нулю для товаров, потребление которых не чувствительно к изменению доходов. Положительная эластичность подразумевает, что увеличение в доходе (при почти равных условиях) сопровождается увеличением объема покупок. Нормальные товары всегда имеют положительную эластичность спроса по доходу. Товары, чья эластичность больше единицы и увеличивается при росте дохода, иногда называются предметами роскоши. Данное процентное увеличение в доходе влечет большее процентное увеличение в покупках товаров, если их эластичность больше 1.
Отрицательная эластичность спроса по доходу подразумевает обратное отношение между доходом и объемом покупок. Некачественный товар имеет отрицательную эластичность.
Перекрестная эластичность спроса
Перекрестная эластичность измеряет процентные изменения в количестве купленного товара X в ответ на каждое 1%-ное изменения в цене какого-то другого товара Y. Формулой перекрестной эластичности спроса (EC) является зависимость между спросом на товар X и ценой другого товара Y:
Перекрестная
эластичность может быть положительной,
отрицательной и нулевой. Если товары
взаимозаменяемы и могут
их перекрестная эластичность спроса будет положительной. Как бы ни менялась цена одного товара, при прочих равных условиях, спрос на другой движется в том же направлении. Это означает, что увеличивающаяся цена такого товара ведет к увеличению объема покупок другого товара. Чем больше взаимозаменяемость двух продуктов, тем больше величина перекрестной эластичности.
Комплементарные
товары – это такие товары, которые
взаимно усиливают
Если два товара не являются ни заменителями, ни комплементарными, их перекрестная эластичность равна нулю.
Теория предельной полезности
Полезностью называют удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность – это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара или услуги. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара или услуги.
Если
потребление других товаров остается
неизменным, то по мере насыщения потребности
в каком-то товаре или услуге удовлетворение
от потребления последующей единицы этого
блага падает. Это относится ко всем товарам
и рассматривается как закон убывающей
предельной полезности. Снижение предельной
полезности связано с уменьшением субъективной
оценки потребителем единицы товара, когда
возрастает количество приобретенных
единиц этого блага.
Задание
7.
В таблице 2.3 представлен объем спроса на товар при различных уровнях цены.
Таблица 2.3
Объем
спроса,
тыс. штук |
Цена за ед., тыс. руб. | Доход, выручка, млн. руб. | Коэффициент эластичности | |
500 | 3,5 | 1750 | 7,14 | эластичный спрос |
1000 | 3,0 | 3000 | 3 | эластичный спрос |
1500 | 2,5 | 3750 | 1,7 | эластичный спрос |
2000 | 2,0 | 4000 | 1 | спрос с единичной эластичностью |
2500 | 1,5 | 3750 | 0,6 | неэластичный спрос |
а) Определите расходы и коэффициент ценовой эластичности спроса.
Эластичность – мера реакции одной экономической переменной на изменение другой. Эластичность спроса на товар – это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.
Эластичность спроса по цене показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.
E(p) - эластичность спроса по цене;
d Qd (%) - процентное изменение спроса;
d P(%) - процентное изменение цены.
Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности.
E > 1 – эластичный спрос (на товары роскоши);
E < 1 – неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);
E = 1 – спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);
E = 0 – совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);
E – совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).
б) Начертите
кривую расходов на товар, обозначив сумму
расходов на оси у, а величину спроса на
оси х.
|
млн.руб. | |||||||||||||||||
тыс.шт. | ||||||||||||||||||
в) При
каких значениях цены спрос является
эластичным? Неэластичным?
Цена за ед., тыс. руб. | |
3,5 | эластичный спрос |
3,0 | эластичный спрос |
2,5 | эластичный спрос |
2,0 | спрос с единичной эластичностью |
1,5 | неэластичный спрос |
Задание
8.
Экономические
ресурсы, их ограниченность
и редкость
Экономические ресурсы — это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.
Все экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные. К трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила; к природным — земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным — средства производства, которые образуют капитал. Без наличия всех трех видов ресурсов процесс производства невозможен.
Кроме того, различают материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, направленные в производство), информационные (данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники) ресурсы.
В
каждый данный момент необходимые для
хозяйственной деятельности ресурсы
ограниченны. Тот факт, что отдельная
вещь встречается редко или
В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Иногда ранее использовавшиеся ресурсы могут превратиться в «лишние» и ненужные. Например, избыток рабочей силы в периоды экономического спада производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент времени имеется столько-то экономических ресурсов и не больше.
«Ограниченность ресурсов» называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т.д. Отсюда не случайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше иметь хочется!»
В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.
Абсолютная
ограниченность в основном характерна
для природных и трудовых ресурсов;
относительная — для
Проблема редкости осложняется тем, что отдельные ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограниченны, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как восстановить их запасы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы. Например, на месте вырубленного сада можно вырастить новые фруктовые деревья. Правда, для этого потребуется 5—10 лет.
Но так как ресурсы ограниченны, то общество должно сделать выбор.
Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.
Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.
То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.
Выбор приходится делать отдельному человеку (при наличии определенной суммы денег пойти в театр или купить видеокассету), фирме (при расширении производства купить новые станки или нанять дополнительное количество работников), государству (увеличить армию или построить больницу и т.д.).
Если
бы ресурсы были неограниченны, не надо
было бы экономить. Исчезла бы проблема
выбора.