Коррупция как форма теневого лоббизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:00, автореферат

Описание

Ревизия денежных средств и операций с ними предполагает проверку порядка ведения кассовых операций.
Ревизия кассы производится ревизором в присутствии лица, которому поручено вести кассу, и главного бухгалтера или его заместителя немедленно после предъявления полномочий на проведение ревизии. На время ревизии все кассовые операции прекращаются.

Содержание

Введение. 2
1. ЛОББИЗМ. 4
1.1. Понятие лоббизма. 4
1.2. Механизм возникновения лоббизма. 5
2. КОРРУПЦИЯ. 7
2.1. Понятие коррупции. 7
2.2. Причины коррупции. 9
3. Меры по борьбе с коррупцией. 12
Заключение. 17
Список использованной литературы. 18

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ 
 

Сибирская академия государственной службы  
кафедра экономической теории
.

Контрольная работа. 

по дисциплине: «Экономическая теория» 
по теме: «Коррупция как форма теневого лоббизма»

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                  Выполнила: 
                  Сапожникова Т.А, гр. 08115,УП 
                  Проверила: Чернякова М.М старший преподаватель кафедры.

 
 
 
 
 
 
Новосибирск-2010г.

Содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Коррупция, как форма теневого лоббирования экономических интересов заинтересованных групп, по справедливому замечанию  большинства политических и общественных деятелей , захлестнула современную власть на всех ее уровнях. Такое пристальное внимание обусловлено, прежде всего, общественной опасностью этого феномена. Коррупция разлагает демократические институты общества и ставит под угрозу их существование. Это проблема особенно важна для современной России, пытающейся, пока бесплодно, привить на своей почве демократические традиции. Коррупция делает неравным доступ людей к материальным и общественным благам, что само по себе является признаком недемократичности существующего строя. Безусловно, не одним лишь отсутствием демократии страшна коррупция. Она разлагает и моральные устои общества: у людей, далеких от политики, складывается впечатление продажности и нечестности первых лиц государства. О какой, в таком случае, поддержке власти можно говорить?

      Целью представленной  работы является исследование и анализ коррупции в широком  понимании этого термина. Для  этого будет введено понятие  лоббизма как такового, механизмов возникновения данного политического  феномена. Этот шаг необходим для дальнейшего понимания причин появления и внутренней природы коррупции – сложного и противоречивого явления.

      Затем будет приведена характеристика самой коррупции. В отличие от многих категорий экономической  и правовой науки понятие коррупции  определено довольно четко. Также ясны и причины ее возникновения и «долгожительства». Это обусловлено тем, что экономисты и правоведы слишком часто сталкиваются и коррупцией в реальной жизни, и, зная механизм осуществления государственной власти и пробелы в законодательстве, могут легко делать выводы о природе этого явления. Основным объектом исследования станет российская коррупция, но для сравнения будут приведены примеры из практики других стран. Для иллюстрации масштабов коррумпированности власти, а также отношения общества к предложенной проблеме будут представлены результаты социологических исследований и официальной статистики.

      Особое  место в работе отведено исследованию возможных правовых методов борьбы с коррупцией во власти и правоохранительных органах. Эта проблема представляется одной из первоочередных для современной России, что провозглашается главой государства и руководителями силовых ведомств. Здесь заложена, как представляется, мина длительного действия: правоохранительные органы должны бороться зачастую с преступниками в своих же рядах. Как разрешить этот парадокс? Различные правовые школы и официальные органы власти представляют свои пути решения, аналогичные западным образцам. Анализу предложенных концепций и будет посвящена последняя глава работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ЛОББИЗМ.

    1. Понятие лоббизма.
 

      Институт  лоббизма (от англ. lobby – кулуары) как инструмента взаимодействия предпринимательских и властных структур  или как средство влияний различных заинтересованных групп, в частности, предпринимателей, на органы государственной власти и управления стал довольно распространенным явлением, немаловажным звеном в отношениях между государственными органами и бизнесом. Можно сказать, что в этом качестве институт лоббизма служит показателем признания предпринимательскими кругами регулирующей роли государства. Как массовое социальное явление он представляет собой одну из форм политической деятельности, универсальное политическое явление, разновидность политики, связанной с выражением  и реализацией интересов определенных социальных общностей.

      Лоббизм обычно рассматривается в трех аспектах: лоббизм как социальное явление; лоббирование как вид политической деятельности; лобби как форма  политической организации заинтересованных лиц. Эта политика может быть открытой, если осуществляется в соответствии с законодательством, или скрытой, если такое законодательство, регулирующее лоббистскую деятельность, отсутствует. Маскировка политики является одной из важных причин коррупции.

        Наибольшего распространения лобби получило в условиях рыночной экономики и зрелого гражданского общества, либеральной хозяйственной и плюралистической общественно-политической системы. Именно с этим связано усиление внимания российской общественности в целом и предпринимателей, в особенности к этому социальному институту подготовки и принятия социально значимых законов и нормативно-правовых актов, осуществления действий государственных органов.

1.2. Механизм возникновения  лоббизма.

 

      Одним из важнейших факторов, лежащих в  основе данного феномена, является то, что динамизм современной политики способствовал беспрецедентному расширению роли государственной бюрократии. Она может как ускорить, так и застопорить принятие решений по любому вопросу. Причем разные государственные и политические институты не всегда и не во всем действуют согласованно. Механизмы принятия решений на всех уровнях государственной власти находятся в постоянном движении, они постоянно сталкиваются друг с другом. Это объясняется прежде всего тем, что разные ведомства, отделы, министерства строятся по принципу более или менее узкой специализации, соответственно предлагаемые ими программы и решения отражают как профессиональные интересы их составителей, так и интересы тех сфер общественной жизни, которыми они призваны управлять. Кроме того, государственные учреждения и должностные лица, в прерогативу которых входит принятие решений, отличаются плюрализмом мнений, позиций, симпатий. Поэтому они доступны влиянию разнообразных экономических, социальных, этнонациональных и других групп, каждая из которых стремится реализовать свои интересы.

      Понятие лоббизма шире, чем коррупция. Поскольку  коррупция является одним из многочисленных проявлений лоббизма, причины возникновения  коррупции составляют часть причин возникновения лоббизма. Механизм же появления коррупции почти во всем схож с механизмом появления лоббизма, но, не смотря на это, безусловно, требует дополнительного исследования.

 

    2. КОРРУПЦИЯ.

2.1. Понятие коррупции.

 

      Коррупция (от лат. сorruptio – подкуп, порча, упадок) трактуется в современной отечественной справочной литературе как подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц, т.е. как преступная деятельность в политической, экономической, военной и других сферах, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных возможностей и служебного положения в целях личного обогащения.

      Эксперты  Совета Европы разработали общее  определение коррупции. Коррупция  – это взяточничество, подкуп и  любое другое поведение лица, наделенного  ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица1.

      К наиболее типичным проявлениям коррупции  также относятся подкуп чиновников и государственных деятелей всех рангов, взяточничество за предоставляемые  блага или преимущества, протекционизм  работников по принципу личной преданности, родственных связей, приятельских отношений. Коррупция получает наибольшее распространение, когда в обществе и государстве бюрократия превращается в особый корпоративный социальный слой, наделенный широкими полномочиями. При этом, чем больше взаимная разобщенность членов общества, тем менее возможен их контроль за деятельностью бюрократического аппарата, тем больше возможностей для подмены общих интересов частными, особыми интересами этого аппарата, тем больше у представителей последнего желание выдавать выполнение формальных управленческих процедур за содержание управленческой деятельности, подчинять институты управления своим корыстным, кастовым целям.

      Коррупция – это не только и не столько  форма преступного обогащения бюрократического государственного аппарата путем персонифицированного теневого взаимодействия с хозяйственными и иными структурами жизнедеятельности общества. Во все времена она была, есть и будет основным источником и гарантом криминализации общественной жизни, ее деградации. Не случайно древние римляне включали в это понятие столь емкое содержание, раскрывающее логическую взаимообуславливаемую связку явлений: подкуп – порча – упадок. Именно поэтому коррупция является как условием, так и следствием функционирования теневой экономики, усиления имущественной дифференциации общества, падения нравов и деградации общественно-политической жизни. Не потому ли в настоящее время волна криминализации захлестнула страну? Даже по официальным данным, на долю теневой экономики в стране приходится 20%, а по расчетам Мирового банка - 40% внутреннего валового продукта2.

      Политика  государства в данной сфере должна быть направлена на недопущение перехода экономической преступности в новое  качество – криминализации  всей экономической системы государства. К сожалению, реальностью российской экономической жизни становится криминальное поведение все более растущего числа субъектов хозяйствования. Криминализация всей системы экономических отношений означает переход процессов регулирования и контроля хозяйственной деятельности к организованным криминальным структурам. Происходит рост  коррупции и организованной преступности, они проникают в ключевые отрасли российской экономики.

      В сегодняшней России (как, впрочем, и  в других государствах СНГ) важные объекты и сектора экономической сферы находятся под жестким прессингом криминальных структур. Специалисты отмечают беспрецедентную экспансию организованной преступности и ее капиталов в российскую экономику, прежде всего в самые прибыльные области.

        Неуклонно растущие экономические и финансовые возможности дельцов теневого бизнеса приводят к возрастанию масштабов подкупа государственных чиновников. По американским оценкам, на подкуп влиятельных чиновников в государственных структурах крупные преступные группировки в России тратят от 30 до 50% своих прибылей. На Украине сумма взяток ежегодно достигает торгового оборота страны за два месяца.3

2.2. Причины коррупции.

 

      Соблазн коррупции особенно велик на фоне низкой заработной платы. Поэтому побудительным  мотивом значительного числа чиновников оставаться на государственной службе в существенной мере является возможность злоупотреблять своим служебным положением. Несмотря на периодически принимаемые меры по борьбе с коррупцией, риск, сопряженный с должностными правонарушениями, несопоставим с теми материальными преимуществами, которые приобретает чиновник в результате своих противоправных действий.

      Естественно, с увеличением заработной платы  государственных служащих взяточничество может в определенной степени  утратить свою привлекательность и масштабы. Однако следует отметить, что коррупция и другие противоправные действия определяются не только величиной заработной платы и боязнью потерять ее как основной источник доходов в случае увольнения, но и всей системой экономических и социальных гарантий, которыми располагает данный чиновник в настоящее время и будет располагать при уходе на пенсию. Иначе говоря, экономический риск чиновника должен быть связан не только с потерей стабильной заработной платы, но и с риском утраты социальных гарантий в настоящем и будущем, т.е. аннулированием (как это имеет место в ФРГ) тех взносов, которые осуществляет государство во всевозможные (пенсионные, страховые и др.) фонды. В результате чиновник, уволенный с государственной службы, снова оказывается на старте своей трудовой деятельности, т.е. с нулевыми показателями на своих пенсионных, страховых и прочих социальных счетах. В таких условиях брать взятки становится  не только сомнительным, но и экономически невыгодным делом.

      Очень часто лоббирование экономических  интересов направлено на деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти, причем чаще всего оно успешно  реализуется в принятии необходимых  законов, которые служат узко групповым  интересам. Этому много причин. Во-первых, отсутствует предельно прозрачный механизм осуществления законодательной, исполнительной и судебной властей. Во-вторых, от выработки  проектов соответствующих законов и решений фактически отстранено большинство общественных сил и прежде всего доминирующих сил рыночной экономики, каковыми являются трудящиеся, мелкое предпринимательство и потребители в лице их союзов и объединений. Иначе говоря, в решающей мере корни проблемы заключаются в отсутствии действенного механизма взаимодействия властных и общественных структур, отсутствии демократических институциональных форм согласования интересов, а, следовательно, и обратной связи между всеми ветвями государственной власти и общественными, негосударственными структурами.

Информация о работе Коррупция как форма теневого лоббизма