Кредитно-денежная политика: цели, инструменты эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 05:13, курсовая работа

Описание

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 3
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики государства 4
1.1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты 4
1.2. Цели денежно-кредитного регулирования 7
1.3. Инструменты кредитно – денежной политики 11
1.4. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика 15
2. Кредитно-денежная политика в России 20
2.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году 20
2.2. Политика валютного курса 22
2.3. Денежная программа на 2009 год 23
2.4. Процентная политика 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 474.75 Кб (Скачать документ)

      Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

      Но  существует и ряд негативных моментов.  Политика  дорогих  денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

      Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

1.3. Инструменты кредитно – денежной политики

     В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  1. процентные ставки по операциям Банка России;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке;
  4. рефинансирование банков;
  5. валютное регулирование;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения.

     1. Процентные ставки.

     Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой  минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

     Повышая или понижая процентные ставки, Центральный  банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.

     Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

     2. Резервные требования.

     Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой хранение части  резервов коммерческих банков в центральном  банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается  в определенном процентном соотношении  от величины депозитов банка. Центральный  банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

     Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности  банковской системы, используемый для  контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

     3. Операции на открытом  рынке.

     Одним из самых важных средств регулирования  денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются  в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

     В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа  Центральным банком РФ государственных  ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

     В настоящее время в мировой  экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного  предложения. Это вызвано,  прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

     4. Рефинансирование  банков.

     Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

     Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

     Кредиты Банка России предоставляются в  соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" банкам - резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы. Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

     В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

     5. Валютное регулирование.

     Валютное  регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

     6. Ориентиры роста  денежной массы.

     Банку России предоставлено право устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях  реализации денежно-кредитной политики Банк России  может от своего имени  осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых  и обращаемых только среди кредитных  организаций. 
 
 

     7. Селективное регулирование.

     Кроме вышеприведенных инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное  регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

     Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

     Если  государство хочет не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

     Государство в лице центрального банка может  влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

1.4. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

     Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие,  проводимое  в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на рис. 4.

     

     Рис. 4. Структура кредитно-денежной системы

     Современная кредитно-денежная система характеризуется  распределением функций между разными  институтами. В частности, эмиссионные  функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются  коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.

     Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными  усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства.  Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для  реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (см. таблицу 1).

     Таблица 1. Институты кредитно-денежной политики

Инструменты

политики

Общая характеристика
Денежная  эмиссия Рост наличных денег в обращении
Резервная

политика

Установление  ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих  на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). 
Валютная 

политика

Оказание непосредственного  влияния на величину денежного предложения  в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает  количество денег, покупая - увеличивает
Политика 

открытого рынка

Продажа и покупка  ЦБ ценных бумаг
Учетная политика Установление  ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

Информация о работе Кредитно-денежная политика: цели, инструменты эффективность