Кредитно-денежная политика: цели, инструменты эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 05:13, курсовая работа

Описание

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 3
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики государства 4
1.1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты 4
1.2. Цели денежно-кредитного регулирования 7
1.3. Инструменты кредитно – денежной политики 11
1.4. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика 15
2. Кредитно-денежная политика в России 20
2.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году 20
2.2. Политика валютного курса 22
2.3. Денежная программа на 2009 год 23
2.4. Процентная политика 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 474.75 Кб (Скачать документ)

     При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование  ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы  обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

     При   реализации кредитно-денежной политики  центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег)  обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки  могут обслуживать товарообмен несколько раз  (V) в году. Таким образом:

      , или   

     Структура денежной массы  представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Совокупность денежных  агрегатов  представлена в таблице 2.

     Таблица 2. Структура основных денежных агрегатов

Наиболее  ликвидные активы (деньги) Высоколиквидные активы («почти деньги»)
Наличные  деньги Чековые вклады Бесчековые  сберегательные счета Мелкие срочные  вклады Облигации госзаймов Крупные срочные  вклады
М0          
М1          
М2          
М3          

     Иногда  в экономической теории выделяют денежный агрегат L, который состоит из суммы M3  и всех существующих ценных бумаг.

     Регулирование размеров эмиссии денег, величины и  структуры денежной массы  необходимо для предотвращения роста инфляции и поддержания устойчивого роста экономики.

     Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения. Различают несколько типов инфляции.

     Таблица 3. Типы инфляции

Критерии Типы Характеристика
Темп  роста цен умеренная до 10% в год
галопирующая до 200% в год 
гиперинфляция свыше 1000% в год
Степень соответствия прогнозам прогнозируемая ожидаемая
непрогнозируемая неожидаемая
Внешнее проявление открытая рост цен
скрытая ухудшение качества товара при сохранении цен
подавленная фиксированные цены при дефиците товаров
Соответствие  темпов роста разных цен сбалансированная динамика роста  цен 

не меняется

несбалансированная цены меняются в разных пропорциях

     Причины инфляции обуславливаются ее механизмами. Первый механизм – инфляция спроса есть результат увеличения совокупного спроса над предложением, когда дефицит товаров вызывает обесценивание денег и провоцирует развитие инфляционной спирали «избыточный спрос – цены». Второй механизм – инфляция предложения вызывается ростом издержек производства (особенно повышением зарплаты), который приобретает  характер цепной реакции и порождает новый виток роста цен.

     Уровень инфляции определяется на основе сопоставления  среднего уровня цен, в свою очередь  измеряемого индексом цен.

     

     где Р2 – средний уровень цен в  текущем году,  а Р1- средний уровень цен в прошлом году.

     Инфляция  чревата рядом крайне неприятных для общества последствий. Так, происходит перераспределение  доходов в пользу предприятий-монополистов, финансовых структур, теневой экономики и т. д. При этом больше всего выигрывают должники, в том числе государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные расходы выпуском необеспеченных денег. К последствиям инфляции относится и разрушение нормальных социально-экономических связей, включая отказ от товарно-денежных отношений и переход к бартеру. Опасным для страны явлением становится и возникающая в это время инфляционная психология – ситуация, когда люди, уверенные, что инфляция будет продолжаться, предпринимают соответствующие меры: запасают товары впрок, требуют опережающего роста заработной платы или закладывают ожидаемый уровень инфляции в цену товара.  Инфляция отрицательно влияет на экономический рост страны и рациональность использования ею своих ресурсов, т. к. сокращаются инвестиции (вложения капитала) в производство, а население вкладывает деньги в недвижимость или иностранную валюту. Борьба с инфляцией является одним из важнейших составляющих элементов не только кредитно-денежной, но и антициклической политики.

     Антиинфляционная  политика может проводится как методами «шоковой терапии» (когда жесткая денежная политика помогает сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает снизить инфляцию.  В целом в современной экономической теории выделяют два основных виды антиинфляционной политики.

     Активная  антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.

     Адаптивная антиинфляционная политика представляет собой  комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Основные антиинфляционные меры показаны  на рис. 5.

     

     Рис. 5. антиинфляционная политика государства

     Кредитно-денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К  ее сильным сторонам можно отнести  быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой  зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. В то же время повышение  значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства  на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования  рынка. Население оценивает деятельность государства, его органов прежде всего по динамике параметров экономического роста, динамике качества жизни. Это требует дальнейшего развития социальной сферы.

2. Кредитно-денежная  политика в России

2.1. Цели и инструменты  денежно-кредитной  политики в 2009 году

     Банк  России, исходя из предварительных  расчетов состояния платежного баланса  страны, проекта федерального бюджета  на 2009 год и других факторов, воздействующих на инфляцию, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2009 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5-8,5%. Поставленной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 7-8%. При некотором ухудшении состояния платежного баланса (по первому варианту) снижение притока иностранной валюты обусловит замедление процесса накопления золотовалютных резервов, активизирует ослабление рубля и повысит привлекательность активов в иностранной валюте. В этих условиях снижение скорости обращения денег в 2009 году будет происходить медленнее, чем в 2008 году, и может составить по агрегату М2 (денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, в этот агрегат не включаются депозиты в иностранной валюте) 8-11%, что при более низких темпах экономического роста по сравнению с 2008 годом определит диапазон изменения темпов роста спроса на деньги на уровне 20-24%. Условия второго и третьего вариантов при ценах на нефть в диапазоне от 126 до 148 долларов США за баррель можно определить как достаточно благоприятные для российской экономики, способствующие высоким темпам роста ВВП и доходов экономических агентов. При более благоприятном по сравнению с первым вариантом состоянии платежного баланса на фоне продолжения накопления золотовалютных резервов тенденция к укреплению рубля в реальном выражении сохранится. Снижение скорости обращения денег в этих вариантах может быть более значительным по сравнению с первым вариантом (11-14%). Диапазон изменений темпов роста спроса на деньги может составить 24-28% по второму варианту, 26-30% по третьему варианту. В случае развития внешнеэкономической конъюнктуры по четвертому или пятому варианту прогноза платежного баланса при среднегодовых ценах на российскую нефть в пределах 131-155 долларов США за баррель, рост экономической активности может быть более высоким, а снижение скорости обращения денег -  более интенсивным (свыше 14%), вследствие чего спрос на деньги будет формироваться на более высоком уровне – в диапазоне 30-32%. Сильный платежный баланс, обусловливающий увеличение золотовалютных резервов, будет способствовать обеспечению роста денежного предложения в соответствии с растущим спросом на деньги.

     Банк  России не рассматривает расчетные  параметры роста спроса на деньги по указанным вариантам как жестко заданные границы темпов роста денежной массы и не исключает возможности  выхода за эти границы.

2.2. Политика валютного курса

            В 2009 году будет продолжена реализация курсовой политики Банка России в условиях режима управляемого плавающего валютного курса. Перспективной задачей Банка России будет создание условий для перехода к более гибкому формированию курса российской национальной валюты при минимальном участии Банка России в формировании спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. В будущем это позволит перейти к полноценному инфляционному таргетированию в качестве модели проводимой денежно - кредитной политики, в рамках которой количественные обязательства органов денежно - кредитного регулирования по поддержанию ценовой стабильности будут выполняться преимущественно путем воздействия на стоимость денег в экономике с помощью инструментов процентной политики центрального банка.

     Вместе  с тем состояние платежного баланса  России, уровень и динамика развития российского рынка ценных бумаг, а также финансового рынка в целом предопределяют то, что и в 2009 году основным фактором изменения денежного предложения останутся операции Банка России по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Достаточно гибкая курсовая политика должна будет вносить свой вклад в ограничение роста потребительских цен и сдерживание реального укрепления рубля, обеспечивая адаптацию российской экономики к возможным изменениям внешней и внутренней экономической конъюнктуры и поддержание золотовалютных резервов на достаточном уровне. В 2009 году определенное сдерживание реального укрепления рубля будет осуществляться с учетом необходимости создания условий, как для поддержания конкурентоспособности отечественного производства, так и для решения задачи модернизации экономики, осуществляемой, в том числе за счет импорта современных технологий и оборудования. Однако в связи с тем, что перспективы развития ситуации на мировом финансовом рынке в 2009 году отличаются повышенной неопределенностью, а его влияние на состояние внутреннего финансового рынка будет усиливаться, количественные оценки возможного изменения реального эффективного курса рубля за предстоящий год лежат в достаточно широком диапазоне. Одной из задач курсовой политики на 2009 год останется предотвращение резких колебаний валютного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Исходя из растущего значения евро для российской экономики, в качестве операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса будет использоваться стоимость корзины из двух основных мировых валют - евро и доллара США, достаточно хорошо отражающая эффективную стоимость российского рубля по отношению ко всем значимым для российской экономики иностранным валютам. Исходя из основных прогнозных параметров экономического развития России в 2009 году, учитывающих сохранение благоприятной конъюнктуры на мировых рынках товаров, составляющих основу российского экспорта, и высокой степени неопределенности возможной направленности и масштабов  трансграничных потоков капитала, Банк России считает, что повышение реального эффективного курса рубля за год не должно превысить 8%. При менее благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре реальный эффективный курс может остаться практически неизменным. Изменения реального эффективного курса в этом диапазоне обеспечат приемлемый баланс между поддержанием текущей конкурентоспособности отечественного производства и созданием условий для модернизации российской экономики в среднесрочной перспективе, а также будут содействовать снижению темпов инфляции.

Информация о работе Кредитно-денежная политика: цели, инструменты эффективность