Кризис российской экономики в конце ХХ столетия и пути выхода из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявление причин кризиса российской экономики и путей его преодоления.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть особенности рыночной экономики;
2. Выявить причины и виды возникновения кризиса;
3. Раскрыть причины экономического кризиса в России, начавшегося в конце XX века;
4. Выявить причины и последствия дефолта в России в 1998году;
5. Выявить пути преодоления кризиса российской экономики.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Цикличность экономической системы
5
1.1. Экономический цикл и его причины.
5
1.2. Кризис и его периоды развития.
10
1.3. Классификация кризисов.
14
Глава 2. Экономический кризис России в конце ХХ века.
16
2.1. Предпосылки экономического кризиса.
16
2.2. Дефолт российской экономики в 1998 году.
21
2.3. Меры, принимаемые для преодоления кризиса и их эффективность.
24
Заключение
28
Список литературы.
30
Приложения
31-35

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика.doc

— 496.00 Кб (Скачать документ)

После принятия в 1987 году закона о государственном предприятии центр хозяйственной власти начал смещаться от ведомств к предприятиям и объединениям. Полученное производителями право самостоятельно формровать годовые планы в рамках пятилетних заданий и нормативов хотя и было нейтрализовано принудительностью госзаказа, ослабило власть центральных хозяйственных органов. И все же единственная реальная свобода, которую получили госпредприятия - это право самостоятельно устанавливать «договорные» (монопольные) цены на часть своей продукции и определять уровень заработной платы. Произошла своеобразная «революция доходов» предприятий. Фактически доходы стали выходить из-под административного контроля, а рыночного контроля за ними не было. Уменьшилось влияние банков на капитальное строительство, и всю деятельность предприятий (удельный вес инвестиций, финансирующих за счет собственных средств предприятий и организаций, составил в 1986 г. 3,1%, в 1988 г. - 40%, в 1989 г. - 51%). [5]

Все это наложилось на необоснованный рост социальных расходов государства вместе с продолжающейся практикой щедрого финансирования инвестиций в военно-промышленный комплекс. Хозрасчетное самофинансирование стало макроэкономической основой усиления структурного кризиса и отставания в модернизации экономики.

Можно отметить два «сопутствующих» результата этого кризиса. Во-первых, своеобразным отражением «роста эффективности» в 1988-1989 годах стал валютный кризис, в который страна вступила уже в 90-е годы. К началу 1991 года внешний долг достиг, по разным оценкам, 60-65 млрд. долларов (1987 г. - 39 млрд.), а платежи по его обслуживанию - 23% экспорта в СКВ. Во-вторых, образовался мощный накопленный потенциал глобального спада производства, который уже стал практически неизбежным. Его черед наступил в 1991 году, когда темп сокращения ВВП по сравнению с предыдущим годом утроился. Столь резкое (10%) падение производства было вызвано несколькими факторами, однако решающую роль сыграл «внешнеторговый шок». Снижение экспортного потенциала и рост внешнего долга заставили сократить импорт на 48%. Это привело к спаду в машиностроении, химии и производстве потребительских товаров на 8-4 процентных пункта, а в целом ресурсы для конечного потребления (включая импорт готовых изделий) сократились из-за уменьшения импорта на 8 процентных пунктов.

Ускорение спада производства из-за структурного кризиса индустриальной модели переплелось с отчаянной борьбой за власть или, по крайней мере, за влияние на нее между группировками государственной и промышленной бюрократии, мафиозными кланами и мощными социально-профессиональными группами (шахтеры, нефтяники). Кризис подогревал политическую борьбу, политическая борьба усугубляла кризис. Распад СССР явился своего рода кульминационной вехой в его развитии: после 1991 году один большой структурный кризис распался на пятнадцать маленьких, каждый из которых, тем не менее, не стал менее острым, а решение проблемы модернизации - более легким для каждой из ставших самостоятельными республик Союза.

2.2. Дефолт российской экономики в 1998 году.

Экономический кризис 1998 года в России (также называемый Дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства) (см. Приложение №1) Датой дефолта является 17 августа1998 года.

Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза — c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. (см. Приложение №2)  Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.

Причины кризиса с позиций международной экономики.

В теории международной экономики концепция невозможной троицы подразумевает недостижимость ситуации фиксированного курса валюты, свободного движения капитала и независимой денежной политики. В России курс рубля к доллару являлся фиксированным. Свободное движение капитала позволяло иностранным компаниям вкладываться в рынок ГКО. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. В такой ситуации, при наличии переоцененной валюты (реальный курс рубля к доллару был очень высок, в апреле 1998 года его оценивали в 9-11 руб.), наблюдается сильная спекулятивная атака на валюту. В случае с Россией давление шло через рынок ГКО с его высокими ставками, не соответствующими инфляции. В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили Правительство девальвировать валюту через дефолт.

Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории.

Дефолт 1998 года был неожиданным для западных инвесторов, руководствовавшихся принципом «Россия — большая, ей не дадут упасть». Однако история знает дефолты в куда более благополучных странах, например во Франции. Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный валютный фонд выделил России неотложный кредит, тремя траншами (и первый из них пошёл в страну еще до объявления дефолта), на сумму в 22 млрд. долларов США. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу.[3]

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира ещё не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. (см. Приложение №3) Обычной практикой в других странах являлось то, что государство начинало печатать деньги и путём обесценивания национальной валюты производило погашение долга. Инвесторы, вложившие средства в рынок ГКО, ожидали именно такого сценария событий.

Последствия.

Иностранные инвесторы вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму, составляющую около 1 % от суммы долга. Основные потери понес банк CSFB, контролировавший до 40 % рынка.

Девальвация валюты привела к значительному снижению импорта и усилению позиций экспорта. Российские предприятия, несущие затраты в рублях и экспортирующие товар, стали конкурентоспособными. Укрепление реального курса рубля происходило в течение 7 лет, до 2005 года, когда курс достиг показателей 1996—1997 годов.

По мнению генерального директора ООО «Институт энергетической политики» В. С. Милова, несмотря на негативное воздействие на благосостояние населения, в итоге кризис сыграл благоприятную роль в экономическом развитии страны, по причине, в первую очередь, резкого усиления бюджетной дисциплины в последефолтные годы. [9]

 

2.3. Меры, принимаемые для преодоления кризиса и их эффективность.

Не смотря на сложную политическую ситуацию, правительство РФ принимает ряд мер, направленных на преодоление кризиса. Главное направление проводимых реформ – полное изменение инфраструктуры. Начало реформ связывают с принятием в 1993 году Конституции России, которая заложила основы для формирования нового правового государства, в котором права и законные интересы человека и гражданина были поставлены на первое место.

Конец XX  века для России характеризуется началом основных реформ, которые продолжаются  по сегодняшний день:

1) Административная реформа и реформа судебной системы;

2) Реформа естественных монополий;

3) Реформа ЖКХ

4) Налоговая реформа;

5) Реформа системы контроля за внешнеэкономическими связями (таможенная политика, валютное регулирование);

6) Реформа финансового сектора. [6]

К сожалению, экономические реформы конца XX века привели к результату, отличному от общественных ожиданий, а также от целей, провозглашавшихся инициаторами и сторонниками общественных перемен. Безусловно, положительная динамика была достигнута и удалось приостановить негативные процессы в экономике. Так же была заложена основа гражданско-правовых отношений (принят Гражданский кодекс РФ, соответствующий новым экономическим условиям). Речь идёт о качественных целях и задачах. Не смотря на рост экономических показателей, в стране так и не была создана новая социально-экономическая система. Другими словами, экономическое развитие в России в 90-х годах было стихийным, что вело к ещё большему обогащению одной и ещё большему обеднению другой части населения. Разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными увеличивался в геометрической прогрессии. Средний класс, который был основой всех индустриально развитых стран, в России создан не был, более того, не были созданы предпосылки к его образованию. [6]

Экономическая система в России в результате реформ 1990-х годов кардинально изменилась по сравнению с советским периодом. В то же время сформировавшаяся новая система коренным образом отличалась не только от советского планового хозяйства, но и от первоначально провозглашенных целей и ориентиров.

Основной целью проведения реформ было создание конкурентной рыночной экономики с ясными и прозрачными правилами игры, обеспечивающей эффективное распределение и использование ресурсов, быстрый и устойчивый экономический рост, равновесие в отношениях с внешним миром при разумной степени открытости экономики и стабильной финансовой системы, включающей в себя прочную бюджетную систему, устойчивую полноценную национальную валюту и динамичный банковский сектор. На самом деле возникла система принципиально иного характера, в которой в масштабе экономики в целом не была реализована ни одна из названных основных задач. В стране не сложились условия для эффективной внутри- и межотраслевой конкуренции; не создан механизм рыночной концентрации и накопления капитала у эффективных фирм; не сформировался необходимый набор стимулов для эффективного производительного использования ресурсов; не выстроена система прозрачных и соблюдаемых всеми основными участниками правил экономической игры.

К концу XX века в российской экономике по большому счету отсутствовал механизм стимулирования эффективного роста. В течение пяти лет после начала реформ в экономике наблюдался спад производства, но и после его окончания механизм роста работал слабо и давал постоянные сбои. Структура хозяйства (как отраслевая, так и структура используемых ресурсов) не только не улучшалась, но и в качестве тенденции, скорее регрессировала. Доля накопления оставалась на очень низком для растущего хозяйства уровне (порядка 20%), а размер инвестиций, которые экономика способна генерировать и переварить, – более чем скромным. В стране так и не сформировалась ни полноценная национальная денежная система, ни банковская система, способная выполнять свою главную функцию – финансировать эффективные инвестиции.

Можно выделить три группы различных факторов или причин, которые не позволили достигнуть намеченных целей реформ.

1) категорическое отрицание достигнутого ранее в экономике при планировании антикризисных мер;

2) ошибки, допущенные при определении содержания и последовательности мер экономической и социальной политики;

3) истинные интересы и мотивы власти по большому счету не были связаны с декларировавшимися целями создания прозрачной и конкурентной рыночной экономики и обеспечения минимальной социальной защиты населения. Многие принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты были по большому счёту лоббированы, при этом голоса депутатов за тот или иной закон самым настоящим образом покупались заинтересованными финансовыми группами. [6]

Период реформ 90-х годов оказался весьма сложным для России. Распался единый хозяйственный комплекс СССР, союзные республики стали суверенными государствами, образовавшими качественно новое межгосударственное объединение - СНГ. В экономике России радикально изменилась система внутренних условий хозяйствования - произошел переход к либеральным рыночным отношениям. Существенно увеличилась мера открытости экономики государства. Доля товарооборота со странами остального мира во всем товарообороте России возросла с 31% в 1990 г. до 72% в 2000 г., т.е. более чем вдвое. Экономические реформы сопровождались острым социально-экономическим кризисом, глубоким спадом производства и снижением уровня жизни населения. ВВП в среднем по России в 2000 г. составил лишь 64,4% по сравнению с 1990 г. Но тем не менее, к концу 90-х годов наметилась тенденция роста экономики, о чём свидетельствуют данные по внутреннему валовому продукту (рис. 2). [7]

 

 

Рис. 2 – Динамика ВВП России в 90-х годах (в ценах 2007 года)

Таким образом, к концу XX века Российская экономика впала в глубокий кризис, который затронул все сферы общественной жизни. Главная причина кризиса заключается в несовершенстве социально-экономической системы, которая была построена на базе коммунистического мировоззрения. Первоначально рост производства в СССР происходил на фоне сохранения феодальных принципов организации труда. Отсутствовала экономическая мотивация. В результате экономическая система СССР была не восприимчива к результатам научно-технического прогресса, что привело к концу 80-х годов к существенному отставанию от индустриально развитых стран по всем параметрам. Это и послужило главной причиной начавшегося экономического кризиса. Предпринятые правительством меры по реформированию экономики привели к определённым положительным результатам. Они заложили основу к дальнейшему развитию страны, но тем не менее, главная цель реформ достигнута не была. В стране не сложились условия для эффективной внутри- и межотраслевой конкуренции; не создан механизм рыночной концентрации и накопления капитала у эффективных фирм; не сформировался необходимый набор стимулов для эффективного производительного использования ресурсов; не выстроена система прозрачных и соблюдаемых всеми основными участниками правил экономической игры.

Информация о работе Кризис российской экономики в конце ХХ столетия и пути выхода из кризиса