Лакокрасочная промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:28, контрольная работа

Описание

Для вывода отечественного строительства на современный уровень необходимо высокое качество не только строительно-монтажных, но и отделочных работ. В настоящее время около половины мирового рынка лакокрасочных материалов (46-48 %) приходится на строительные лаки и краски. Поэтому все, что связано с качеством, ассортиментом и технологией их применения привлекает к себе пристальное внимание строителей.

Содержание

Введение 2
1.Общая характеристика отрасли 4
1.1 Анализ развития в Республике Беларусь 4
1.2 Характеристика структуры, ключевых предприятий, оценка конкурентной среды в отрасли 8
2.Анализ динамики показателей функционирования 10
отрасли 10
3.Перспективы и направления развития отрасли (государственные комплексные программы и их реализация в рамках отрасли) 17
Заключение 18
Список использованных источников 19

Работа состоит из  1 файл

доработка лакокрасочная промышл.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Для вывода отечественного строительства на современный уровень необходимо высокое качество не только строительно-монтажных, но и отделочных работ. В настоящее время около половины мирового рынка лакокрасочных материалов (46-48 %) приходится на строительные лаки и краски. Поэтому все, что связано с качеством, ассортиментом и технологией их применения привлекает к себе пристальное внимание строителей.

     Лакокрасочные материалы, используемые в строительной отрасли, решают две основные задачи: защищают поверхность материалов от разрушения под воздействием атмосферных факторов и выполняют эстетическую функцию, то есть создают благоприятную среду обитания человека.

     Условно их можно разделить на четыре основные группы:

     — фасадные краски (в том числе пропитки, грунтовки);

     — краски для внутренних работ;

     — краски для защиты металла от коррозии;

     — краски, лаки, пропитки для древесины.

     При выборе красок важнейшим фактором, наряду с экономическим, является их экологическая безопасность. В настоящее  время в технически развитых странах приняты нормы по охране окружающей среды, которые ограничивают применение экологически небезопасных материалов. В связи с этим наблюдается устойчивая тенденция к снижению потребительского рынка традиционных органо-разбавляемых лакокрасочных материалов. Так, прирост производства красок на органических растворителях с 1976 г. по настоящее время составил всего 0,6 %.

     Одним из самых прогрессивных направлений  как за рубежом, так и у нас  в республике считается использование  в строительстве воднодисперсионных красок, являющихся экологически безопасными, высококачественными и экономичными. Их доля в общем потреблении лакокрасочных материалов превышает 60 %, а в строительстве достигает 85–90 %. Высокий спрос на эти краски объясняется не только экологической безопасностью, но и пожаро- и взрывобезопасностью, хорошими эксплуатационными показателями.

     Самым крупным производителем водно-дисперсионных лакокрасочных материалов в Западной Европе считается Германия (563 тыс. т в год, из них 300 тыс. т — фасадные краски). Затем идут Италия — 407 тыс. т в год и Франция — 360 тыс. т. Годовое производство водно-дисперсионных красок в США — 850 тыс. т, что составляет 70 % от всех строительных красок в мире.

     Интересны данные по России: таможенные пошлины  на лакокрасочные материалы, ввозимые в эту страну, в 2–3 раза ниже установленных европейскими государствами, а, к примеру, в США они составляют 40 % против 5–15 % в России. 

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ

1.1 Анализ развития в Республике Беларусь

     В Беларуси около половины выпускаемых строительных красок приходится на 7–8 предприятий, являющихся основой отечественной лакокрасочной промышленности. Всего же в нашей стране насчитывается более 100 производителей лакокрасочной продукции.

     ОАО «Лакокраска», г. Лида является единственным лакокрасочным предприятием в Республике Беларусь, производящим современные лакокрасочные материалы в больших объемах.

     Предприятие владеет технологиями и имеет  необходимое оборудование, и квалифицированные кадры, для производства широкого ассортимента современных лакокрасочных материалов различного назначения, практически для всех отраслей народного хозяйства. ОАО «Лакокраска» выпускает следующие виды продукции:

    - лаки  на конденсационных смолах;

    - эмали  и грунтовки на конденсационных  смолах;

    - лаки, эмали и грунтовки на полимеризационных смолах;

    - водно-дисперсионные  краски и грунтовки;

    - поливинилацетатную  дисперсию;

    - фталевый  ангидрид;

    - синтетические  смолы;

    - пластификаторы;

    - полиэфирную ненасыщенную смолу ПН-1. [6]

     Выпускаемые заводом материалы по основным качественным и эксплуатационным характеристикам являются конкурентоспособными как на внутреннем рынке республики, так и за ее пределами. С целью более успешного продвижения продукции на внешний рынок в 2003-2004 году проводилась сертификация продукции. Внедрена и сертифицирована система управления качеством на базе международных стандартов серии ИСО 9001. ОАО   «Лакокраска» является единственным отечественным производителем лакокрасочной продукции, имеющим сертифицированную систему управления окружающей средой как на соответствие требованиям национального стандарта ИСО серии 14001, так и на соответствие требованиям международного стандарта ISO14001. [7]

     Спрос на лакокрасочную продукцию зависит от многих факторов, первую позицию среди которых занимает соотношение цена/качество. Немаловажным критерием, имеющим значение не только для производителей лакокрасочных материалов, но и для их потребителей, является состояние рынка сырьевых компонентов. Само собой разумеется, что изменение цен на сырье, главная причина которого — монопольный характер ценообразования, немедленно отражается на стоимости продукции.

     Отсутствие  отечественного производства целого ряда сырьевых компонентов — акриловых  мономеров, высококачественных наполнителей, гликолей, пигментов, функциональных добавок и т.д., сдерживает переход к еще более широкому выпуску лакокрасочных материалов. Применение импортного сырья существенно повышает стоимость готовой продукции отечественных производителей. Однако при этом обеспечивается достаточно высокая стабильность свойств материалов от партии к партии. [2]

     Импортеры, не имея реальной перспективы увеличения поставок готовой продукции в  Беларусь, гибко реагируют на эту  ситуацию. Они предпринимают практические шаги по строительству лакокрасочных  производств на территории Беларуси. Дешевая рабочая сила, высокая квалификация кадров, которых сегодня готовят два ведущих вуза страны БНТУ и БГТУ, и не всегда удовлетворенный спрос на высококачественные лакокрасочные материалы — эти факторы позволяют значительно снизить цены на продукцию фирм инвесторов и укрепляют их позиции на рынке.

     Следует особо отметить, что квалификация персонала — качественное выполнение каждодневной работы, включающей четкое проведение приемосдаточных испытаний  лакокрасочной продукции, разработку совместно с научно-исследовательскими институтами новых материалов, умение преподнести их заказчику на семинарах и конференциях и, что еще важнее, при продаже, — играет далеко не последнюю роль в процветании фирмы.

     Конкурентная  борьба заставляет предприятия пересматривать свои взгляды на ассортимент и качество выпускаемых материалов. Многие из них начали активно внедрять в производство акриловые материалы для строительства (грунтовки, шпатлевки, фасадные и внутренние краски, краски для отделки и обработки древесины и т.д.). Расширяется ассортимент, увеличивается выпуск продукции в мелкой фасовке, улучшаются внешний вид и полиграфическое исполнение упаковки.

     Несмотря  на то, что более половины лакокрасочный  продукции выпускается группой  ведущих предприятий, расположенных в центральном и западном регионах Беларуси, значительная доля прироста объемов достигается за счет создания новых предприятий и фирм. Для них этот вид деятельности крайне привлекателен, так как уровень рентабельности лакокрасочных производств составляет 40–60 %.[1]

     В настоящее время наблюдается  тенденция создания небольших предприятий производительностью 100–500 т в год. Они, как правило, имеют заводы по производству сухих смесей, выпускают достаточно широкую их номенклатуру, в том числе для фасадного утепления зданий, и занимаются строительно-монтажными работами.

     За  последнее десятилетие повысился  не только общий выпуск лакокрасочных  материалов, но и значительно улучшились условия для развития технического потенциала и научного обеспечения  лакокрасочных производств. Сегодня предприятия республики, самостоятельно развивая научную базу и устанавливая тесный контакт с потребителем, разрабатывают и выпускают современные высококачественные лакокрасочные материалы. В результате в этом сегменте отечественного рынка появились материалы собственного производства, составляющие достойную конкуренцию импортным.

     Остановлюсь еще на одной из важных проблем  — неразвитости научно-технического маркетинга и научно-технического менеджмента, без которых отечественная промышленная политика рискует остаться неэффективной.

     Маркетинг, главная задача которого — изучение рынков, при внедрении современных  технологий превращается в процедуру  формирования спроса на принципиально  новые товары, технологии и услуги. И здесь очень важно наладить тесные связи ученых и специалистов-разработчиков с рекламным бизнесом, средствами массовых информаций и другими элементами системы связи с общественностью. Кстати, следует заметить, что до 1990 г. лакокрасочные материалы в республике, по сути, не продавались, а распределялись специально созданными государственными органами.

     Важным  достижением последнего десятилетия  является коренное изменение подходов к проблеме реализации готовой продукции. Практически по всей стране сформирована современная динамичная дилерская и маркетинговая сеть. Созданные и функционирующие в Беларуси дилерские фирмы, как правило, хорошо оснащены материально, имеют современные базисные склады, широко используют прогрессивные методы маркетинга, рекламу, информационное обеспечение, делают первые попытки технического сопровождения продаваемой продукции. Принципиально новым в последние годы является создание сети специализированных магазинов по продаже лакокрасочной продукции.

     В настоящее время снижение импорта  красок возможно только путем улучшения ассортимента, совершенствования технологии, повышения качества белорусских лакокрасочных материалов. [5]

     К сожалению, в республике нет аналитиков, которые могли бы прогнозировать спрос на лакокрасочную продукцию. Но, ориентируясь на пример России, где в 2000–2006 гг. достигнут рост производства, превышающий 5 % в год, перспективы белорусского рынка лакокрасочных материалов выглядят весьма оптимистично. 

1.2 Характеристика структуры, ключевых предприятий, оценка конкурентной среды в отрасли

     Рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ) характеризуется широким ассортиментом материалов с различными качественными и ценовыми характеристиками. Основной объем производства ЛКМ в Беларуси приходится на Минскую, Гродненскую и Брестскую области. Только в Минской области производится продукция как минимум на 50 предприятиях. Следует отметить, что около 50% выпускаемых в стране строительных красок приходится ориентировочно на 8-10 предприятий, которые составляют основу отечественной лакокрасочной промышленности. При этом всего предприятий, выпускающих ЛКМ, в стране около 200. Основная их часть располагает небольшими производственными мощностями (100-200 т ЛКМ в год). Продукция таких производителей распространяется локально, и ее присутствие в соседних областях практически не наблюдается. Очень часто на указанных предприятиях изготавливают продукцию без точного соблюдения технологий и требований нормативных документов, что приводит к ее низкому качеству и — как следствие — к подрыву доверия потребителей к белорусским ЛКМ. Продукция, выпускаемая на небольших предприятиях, не отличается разнообразием, относится к низкому ценовому сегменту и ориентирована на недостаточно осведомленных покупателей.

     Строительные  лаки и краски составляют ориентировочно 60% общего ассортимента производимой в мире лакокрасочной продукции. При этом на фасадные покрытия приходится около 39%. Таким образом, основные объемы производства ЛКМ приходятся на ЛКМ строительного назначения. ЛКМ, применяемые в строительстве, условно можно разделить на четыре основные группы: фасадные краски, в том числе пропитки и грунтовки; краски для внутренних работ; краски для защиты металла от коррозии; краски, лаки, пропитки для древесины. Ассортимент ЛКМ на белорусском рынке определяется рядом факторов. На него в первую очередь влияют структура реальных потребностей, обеспеченных платежеспособным спросом; сырьевые возможности для производителей; технологические возможности; энергетические и транспортные расходы. Далеко не последнее место занимает экологическая безопасность. В настоящее время в технически развитых странах приняты нормы по охране окружающей среды, которые ограничивают применение экологически небезопасных материалов. В связи с этим наблюдается устойчивая тенденция к снижению потребления традиционных органо-разбавляемых ЛКМ. Так, например, прирост производства красок на органических растворителях с 1996 года составил всего 0,6%.[5]

     Одним из наиболее прогрессивных направлений как за рубежом, так и в Беларуси является использование в строительстве водно-дисперсионных красок, которые стоят в ряду экологически благоприятных, высококачественных и экономичных материалов. Доля водно-дисперсионных красок в общем потреблении ЛКМ превышает 60%, а в строительстве достигает 85%. Технология производства водных ЛКМ значительно проще, чем производство продукции на органических растворителях. В связи с этим водная продукция минимально защищена от подделок. Высокий спрос на данные краски объясняется не только экологической безопасностью, но и пожаро- и взрывобезопасностью, отменными эксплуатационными показателями, высокой концентрацией твердых веществ, безотходностью производства, доступной ценой. Поэтому наибольший прирост объемов производства приходится на предприятия, специализирующиеся на производстве водных ЛКМ. 

2.Анализ динамики показателей функционирования

отрасли 

Таблица 2.1 Среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по отраслям экономики за 1, 2 и 3кварталы 2008 г. (руб.): 

  1 квартал 2008 г. 2 квартал 2008 г. 3 квартал 2008 г.
Всего 775845 858531 935617
промышленность 903291 969908 1072595
    электроэнергетика
1057282 1260096 1324043
    топливная
1311982 1487041 1698857
черная  металлургия 1563781 1526381 1678153
химическая  и нефтехимическая (лакокрасочное  промышленность) 1229600 1243176 1408327
машиностроение  и металлообработка 940711 1023260 1129186
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 727136 772506 859037
промышленность строительных материалов 964523 1064802 1167590
стекольная  и фарфаро-фаянсовая 745667 795297 855218
легкая 549597 579664 653770
пищевая 800127 846517 931523
медицинская 848002 877884 949731
полиграфическая 865551 940521 1016320
сельское  хозяйство 450285 547542 644882
Продолжение таблицы 2.1
из  него сельскохозяйственное производство 441923 540050 639577
лесное  хозяйство 707555 766238 816263
транспорт 877511 979591 1072134
связь 851006 956620 1008178
строительство 962730 1112469 1273266
торговля и общественное питание 654800 727398 808450
жилищно-коммунальное хозяйство 761547 787486 858056
здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение 626295 700035 722318
образование 582984 634856 598753
культура  и искусство 602176 654329 649192
наука и научное обслуживание 1089618 1221556 1279881
 
 

[8]

     Из  таблицы 2.1 видно, что среднемесячная заработная плата работников лакокрасочной  промышленности относительно высокая  по сравнению с другими отраслями  экономики.

     Уровень рентабельности лакокрасочных производств составляет 40–60 %. Производительность предприятий составляет 100–500 т в год.

     Отечественная лакокрасочная промышленность не защищена от импорта мерами таможенного регулирования. Ставка ввозимых пошлин на готовую  лакокрасочную продукцию составляет лишь 5%, в то время как на сырье для производства ЛКМ, которое в Беларуси не выпускается, установлены пошлины, равные пошлинам на готовую продукцию или превышающие их. Так, на пигменты установлена пошлина в размере 15%, на синтетические смолы — 10%. В России таможенные пошлины на ввозимые ЛКМ в 2-3 раза ниже таможенных пошлин на подобную продукцию, ввозимую в западные страны: 5-15% в России против, например, 40% в США.

     Самым крупным производителем водно-дисперсионных ЛКМ в Западной Европе является Германия — 563 тыс. т в год, из них 300 тыс. т в год приходится на фасадные краски. Затем идут Италия — 407 тыс. т в год — и Франция — 360 тыс. т в год. В США производится 850 тыс. т водно-дисперсионных красок в год, что составляет там 70% от всего объема строительных красок. Тем не менее, самым крупным поставщиком (импортером) красок и лаков на органических растворителях в Беларусь, по данным Государственного таможенного комитета, является Россия, а водно-дисперсионных — Польша. Значительные объемы импорта поступают из Германии, Словении, Италии, Венгрии. В 2007 году в РБ было поставлено более 28.000 т красок. Экспорт красок и лаков из Беларуси производится исключительно в страны СНГ, и в первую очередь — в Россию. В 2007 году белорусский экспорт ЛКМ в целом составил более 20.000 т, в том числе в Россию было поставлено более 15.000 т. Согласно прогнозу, подготовленному Государственным таможенным комитетом по итогам внешней торговли Беларуси за январь-май 2008 г., в 2008 году общий объем экспорта и импорта ЛКМ на неводной основе может превысить уровень 2007 года.

     У каждого предприятия, производящего  ЛКМ, имеется своя группа наиболее успешных разработок. Одни выпускают высококачественные средства для очистки фасадов, другие — грунты и краски на водной основе, третьи — грунты и краски на органическом растворителе и т.д. Монополизация производства пока еще не достигла таких размеров, чтобы все отделочные материалы выпускал один производитель. Применение импортного сырья для производства ЛКМ заметно повышает стоимость готовой продукции отечественных производителей. Однако при этом обеспечивается достаточно высокая стабильность свойств материалов от партии к партии.

     Импортеры, особенно традиционные, не имея в настоящее  время реальной перспективы увеличения поставок готовой продукции в Беларусь, гибко реагируют на такую ситуацию: они предпринимают практические шаги по строительству лакокрасочных производств на территории нашей страны.

     По  материалам Министерства статистики и анализа Республики Беларусь прогнозные параметры на 2008 год по темпам роста промышленной продукции выполнены предприятиями всех областей и г. Минска, кроме Гомельской области. 

Таблица 2.2 Объемы выпуска и индексы промышленного производства по отраслям промышленности

  2008 г. (в текущих ценах), млрд. руб. 2008 г. в % к 2007 г. Декабрь 2008 г. в %
к декабрю 2007 г. к ноябрю 2007 г.
Промышленность всего: 74770,3 111,3 104,9 95,6
электроэнергетика 4510,8 103,1 94,8 106,9
топливная промышленность 16898,1 123,1 95,8 103,1
черная  металлургия 2761,6 111,2 97,5 68,8
лакокрасочная промышленность 2325,0 106,9 111,5 97,4
машиностроение  и металлообработка 15971,1 110,0 107,0 95,7
Продолжение таблицы 2.2
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 2601,8 102,9 104,2 102,8
промышленность строительных материалов 2328,8 114,7 123,0 91,5
легкая  промышленность 2934,2 102,6 102,8 93,9
пищевая промышленность 10269,9 106,7 101,5 99,5
 
 

     Данная  таблица свидетельствует о том, что объемы выпуска значительные, значит наши лакокрасочные материалы востребованы.

Таблица 2.3 Запасы готовой продукции по отраслям промышленности

  На 1 января 2008 г. Справочно на 1 декабря 2007 г. в % к среднемесячному объему производства продукции
млрд. руб. в % к среднемесячному объему производства продукции
Промышленность  всего: 2537,8 53,4 56,1
топливная промышленность 15,6 2,4 2,3
черная  металлургия 31,6 14,3 14,1
лакокрасочная промышленность 69,54 37,5 48,1
машиностроение  и металлообработка 1042,5 81,5 88,3
Продолжение таблицы 2.3
лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность 127,3 60,5 64,8
промышленность  строительных материалов 90,9 47,0 49,8
легкая  промышленность 245,5 124,1 121,2
пищевая промышленность 641,8 77,5 74,4
 
 

     Из  таблицы 2.3 видно, что запасы незначительно  уменьшились по сравнению с 2007 г., но в денежном выражении занимают большой удельный вес по сравнению с другими отраслями.

     Рентабельность  реализованной продукции, работ, услуг  промышленных предприятий за 11 месяцев 2007 г. составила 15,6% (за 11 месяцев 2006 г. — 15,8%), рентабельность продаж — 11,3% (за 11 месяцев 2006 г. — 11,5%).

Таблица 2.4 Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг и рентабельность продаж в %

  Рентабельность  реализованной продукции, работ, услуг Рентабельность  продаж
январь-ноябрь 2006 г. январь-ноябрь 2007 г. январь-ноябрь 2006 г. январь-ноябрь 2007 г.
Промышленность  — всего 15,8 15,6 11,5 11,3
электроэнергетика 11,4 12,6 8,7 9,5
Продолжение таблицы 2.4
Топливная промышленность 31,3 29,8 19,9 17,4
черная  металлургия 20,8 18,6 15,8 14,5
лакокрасочная промышленность 30,8 26,5 21,2 19,1
машиностроение  и металлообработка 11,6 13,4 9,0 10,2
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 8,4 7,4 6,7 6,0
промышленность  строительных материалов 10,1 10,5 7,4 7,8
легкая  промышленность 4,9 6,7 4,0 5,5
пищевая промышленность 8,5 8,5 6,0 6,1
 
[3,с.9-16]

     Таблица 2.4 свидетельствует о том, что  рентабельность в 2007г. слегка снизилась по сравнению с предыдущим 2006 г., но занимает высокие позиции наряду с другими видами продукции.

Информация о работе Лакокрасочная промышленность