Либерализация цен в России и её последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:13, контрольная работа

Описание

Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

Содержание

1. Сущность и функции цены как экономической категории
А) Сущность цены как экономической категории
Б) Функции цены
2. Система цен и их классификация
3. Либерализация цен в России и её последствия
4. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

координирующая роль цен.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

      - розничные цены, по которым товары реализуются  конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

      - закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

      - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы). 

      По  способу отражения  транспортных расходов:

      -  цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

      - цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения. 

        По формам продаж:

      - контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

      - биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от  места поставки;

       

      - цены ярмарок и выставок (часто льготные);

      - аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

      Аукционы (публичные торги) бывают трех   типов:

         1. С повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);

         2. Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);

        3. С подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует  возможность сравнения с запросами других покупателей. 

        По стадиям продажи:

      - цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

      - цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

      - цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен. 
 

        По степени регулирования:

      - жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);

      - регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);

      - свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка). 

        По степени устойчивости  во времени:

      - твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;

      - подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;

      - скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

      - с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

      В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

       1. Расчетные цены, которые обосновываются  поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;

       2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;

       3. Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.  

      Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

      - трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);

      - мировые (выступают в качестве  условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е. цены отдельных стран - основных производителей товара).

      Базовый, или  установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:

      -  скидки за  оплату наличными; 

      -  сезонные  скидки за покупку вне сезона;

         -  скидка  за количество или серийность при покупке количества товара,  увеличивающегося по      сравнению с заранее определенным;

      - скидка за  оборот (бонусная) по определенной  шкале в зависимости от оборота,  достигнутого в течение согласованного  сторонами срока;

      -  дистрибьюторские  и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;

      -   постоянным  клиентам за «верность»;

      -  сконто - за  предварительную оплату;

      -  специальные  скидки на пробные партии и  заказы;

      -  скидки за  возврат ранее купленной у  этой фирмы устаревшей модели (или скидки при        обмене на модернизированную модель);

      -  скидки при  продаже подержанных товаров; 

      -  экспортные  скидки   иностранным   покупателям   сверх  скидок, предоставляемых  на внутреннем     рынке;

      - скидки за  потери при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество грязи (сухофрукты),  потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (хлопок, шерсть);

      -  надбавка  за индивидуальность заказа;

      -  надбавка  за повышенное качество;

      -  надбавка  за рассрочку платежа;

      -  надбавка  за дополнительные услуги;

      -  наценки  за упаковку, тару.

      В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные  от жесткого регулирования цены, а  ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое  восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.

      Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и  необузданности. В  большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания  регулируемых и свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х годах были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах между промышленностью и торговлей) цены, постоянно снижается роль рекомендуемых цен (торговые фирмы могут несколько изменять уровень цен, предлагаемый производителем при поставках).

 

3. Либерализация цен в России и ее последствия 

     К сожалению, при проведении реформ не был тщательно разработан конкретный механизм трансформации плановой экономики  в рыночную. Попытка повышения  эффективности работы аграрно-промышленного  комплекса в производстве овощей и фруктов и улучшения снабжения ими промышленных центров путем введения в 1985 г. договорных цен на закупаемые овощи и фрукты не оправдала себя. Более того - возросли закупочные и розничные цены на овощи и фрукты. После принятия Закона о предприятии договорные цены стали применяться более широко и в отраслях промышленности. Однако это также вызывало рост цен, и прежде всего на продукцию машиностроения. В сырьевых отраслях промышленности, в которых действовали фиксированные цены, пришлось устанавливать к ним специальные доплаты, чтобы не допустить убыточности производства продукции.

     Поскольку основные направления перехода к  рыночной экономике, которые были приняты  в 1991 г., не содержали в себе механизма  трансформации плановой экономики в рыночную, позволяющего реально и эффективно произвести эти преобразования, опасность полной единовременной либерализации цен и ее неприемлемость в сложившихся в то время условиях представлялись достаточно ясными. Они не замедлили проявиться: сформировался механизм монопольного ценообразования, рост цен стал опережать увеличение доходов населения, что привело к сокращению платежеспособного спроса, а за ним и производства.

     Этот  процесс в российской экономике  продолжается. В рыночной экономике  такое явление определяется как недопустимое, а цены, при которых начинается сокращение платежеспособного спроса и объемов производства, рассматриваются как запретительные.

     Уже в феврале 1992 г. по сравнению с  соответствующим периодом 1991 г. цены выросли в 11 раз, розничный товарооборот сократился на 46 пунктов, производство продукции промышленности упало на 12 пунктов. В первом квартале 1992 г. по сравнению с тем же периодом 1991 г. оптовые цены выросли в 13 раз, товарооборот сократился на 51 пункт, объем производства снизился на 13 пунктов.

     Равновесие  сформировалось на самом начальном  этапе либерализации цен, когда  уровень цен 1991 г. был превышен примерно в 2 раза. Однако рыночный механизм не включился. Рост цен не стимулировал увеличение объемов производства, как это происходит в нормальной рыночной экономике. В то же время повышение цен обусловило резкое падение объемов платежеспособного спроса.

     Иначе говоря, сложился механизм подавления платежеспособного спроса и следующего за ним снижения объемов производства. Поскольку существует определенное запаздывание в реакции производителя на снижение спроса, то возникли неплатежи между предприятиями, так как произведенный товар не всегда может быть реализован на конечной стадии процесса воспроизводства.

     В либерализацию цен (с 1 января 1992 г.) была заложена идея достижения сбалансированности спроса и предложения и последующего включения рыночного механизма. Предполагалось, что в результате отпуска цен должен произойти одномоментный их рост, а затем наступит период стабилизации, но этого не произошло и не могло произойти, так как не были учтены и выполнены условия, необходимые для перевода плановой экономики в рыночную через одномоментную либерализацию цен, которая, прежде всего, предполагает насыщение товарного рынка и недопущение роста цен.

     В условиях, когда после либерализации  цен предложение превысило спрос  и предприятия не смогли реализовать  произведенную продукцию, возникли два возможных пути поведения  производителей: предприятия снижают  издержки и цены и тем самым  увеличивают спрос на свою продукцию или сокращают объем производства. Движение по первому пути предполагало разработку и внедрение достижении научно-технического прогресса, однако предприятия не имели такой возможности, поэтому события стали развиваться по второму пути.

     В силу законов экономики, когда спрос  на конечную продукцию упал, отрасли, выпускающие промежуточную продукцию, еще не чувствовали давления снижающегося спроса и продолжали повышать цены. Этому способствовало также то обстоятельство, что продукция этих отраслей поставлялась на экспорт. Резкий рост потребительских цен обусловил необходимость повышения заработной платы. Вследствие этого сформировалась спираль повышения цен на продукцию производителей и их влияния на рост издержек производства.

     Основную причину инфляции следует искать в монопольном характере ценообразования, поскольку именно этот фактор обусловливает рост цен, а количество денежной массы в обращении ускоряет или замедляет этот процесс, но в последнем случае усиливаются темпы снижения объемов производства. В рыночной экономике монополист стремится максимизировать свою прибыль, компенсировать возросшие издержки производства повышением цен. В условиях, сложившихся в российской экономике, предприятия вынуждены повышать цены в связи с постепенным ростом издержек из-за роста цен на потребляемые ресурсы

Информация о работе Либерализация цен в России и её последствия