Линейные, линейно-функциональные и дивизионные структуры, их сравнительная характеристика, сфера применения, практика использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта: исследование организационной структуры предприятия и разработка методологии ее совершенствования.
Задачи курсового проекта:
изучить основные типы организационных структур управления, их сферу применения;
произвести анализ организационной структуры ЗАО «Нижегородпромстойбанк»;
предложить решения по ее совершенствованию.

Содержание

Введение 3-4
Глава 1. Организационные структуры управления 5
Понятие и принципы построения организационных структур 5-7
Типы организационных структур управления 7-8
Линейная организационная структура управления 8-11
Линейно-функциональная организационная структура управления 11-14
Дивизиональная организационная структура управления 14-17
Сравнение структур управления 17-20
Глава 2. Анализ организационной структуры управления ЗАО «Нижегородпромстройбанк» 21
2.1. Общая характеристика и история предприятия 21-23
2.2. Анализ и оценка организационной структуры управления 23-25
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления 26
3.1. Направления совершенствования организационной структуры управления 26-29
3.2. Возможные результаты совершенствования ЗАО «Нижегород- промстройбанк» 29-30
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовичокчокчок.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Сочинский государственный  университет туризма  и курортного дела

ФИЛИАЛ  СОЧИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА В г. Н. НОВГОРОД

Факультет: Менеджмент (Гостиничный и туристический  бизнес)

Кафедра: Экономики

Дисциплина: Теория организации 
 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

«Линейные, линейно-функциональные и дивизионные структуры, их сравнительная характеристика, сфера применения, практика использования» 
 
 
 
 

                Выполнила: Студентка группы М – 31 – 08 Дружинина Марина Александровна

                Проверил: Кандидат экономических наук Фролов Игорь Владимирович 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Нижний  Новгород, 2010

    Содержание:

    Введение 3-4

Глава 1. Организационные структуры управления 5

    1. Понятие и принципы построения организационных структур 5-7
    2. Типы организационных структур управления 7-8
      1. Линейная организационная структура управления 8-11
      2. Линейно-функциональная организационная структура           управления 11-14
      3. Дивизиональная организационная структура управления 14-17
    3. Сравнение структур управления 17-20

Глава 2. Анализ организационной структуры управления ЗАО «Нижегородпромстройбанк» 21

2.1. Общая характеристика и история предприятия 21-23

2.2. Анализ и оценка организационной структуры управления 23-25

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления 26

3.1. Направления совершенствования организационной структуры управления 26-29

3.2. Возможные результаты совершенствования ЗАО «Нижегород- промстройбанк» 29-30

Заключение 31

Список использованной литературы 32 
 
 
 
 
 

    Введение

    В условиях развития рыночных отношений  особое внимание уделяется эффективности  системы управления предприятием, которая  во многом определяется рациональностью  действующей организационной структуры  управления. Основной и наиболее актуальной характеристикой организации является формальная организационная структура управления предприятием.

    Многосторонность  содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Рассматриваемые в данной работе подходы к построению организации занимают важное место в теории и практике управления. Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления. Возможные направления совершенствования организационной структуры управления выявляются в результате ее системного анализа. Полноценное функционирование любого предприятия невозможно без внесения корректив, рационализации, разработке усовершенствованного проекта структуры управления.

    Актуальность  темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для  разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

    Цель  курсового проекта: исследование организационной структуры предприятия и разработка методологии ее совершенствования.

    Задачи  курсового проекта:

  • изучить основные типы организационных структур управления, их сферу применения;
  • произвести анализ организационной структуры ЗАО «Нижегородпромстойбанк»;
  • предложить решения по ее совершенствованию.

    Объект  исследования: ЗАО «Нижегородпромстойбанк».

    Предмет исследования: организационная структура управления ЗАО «Нижегородпромстройбанк».

    В данном курсовом проекте были использованы следующие методы: описательный анализ,  синтез, анализ, индукция, дедукция, мониторинг.

    В курсовом проекте использованы материалы  учебных пособий по теории организации, управлению и менеджменту. А также  годовая отчетность и данные с  официального сайта предприятия.

    Курсовой  проект состоит из введения,  трех глав: одной теоретической и двух практических, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Организационные структуры управления

1.1. Понятие и принципы построения организационных структур.

    Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.

    Структура организации определяет также структуру  подцелей, которая служит критерием  выбора при подготовке решений в  различных частях организации. Она  устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

    С понятием структуры организации  тесно связано понятие об иерархических взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую природу. Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.

    Иерархия  представляет собой, по-видимому, общую  закономерность природы. Принцип иерархической  структуры - является также главным  принципом общей теории систем.

    Основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым центральным источником власти. Власть - это способность заставить исполнять свои решения подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации.

    Власть  служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации  и их ориентации на достижение общей  цели. Она дает основу для проведения централизованного управления и контроля за результатами деятельности организации.

    Традиционное  представление об административной власти по-прежнему занимает значительное место в специальной литературе по проблемам управления. Однако применение этих взглядов ограничивается другими концепциями. Примером является принцип признания авторитета, который гласит, что степень распространения власти определяется готовностью подчиненного признать директивы и приказания руководителя. (Авторитет- это характер связи в формальной организации, благодаря которому то или иное лицо или член организации может влиять на те действия в организации, в которых он заинтересован). Этот принцип признания авторитета стал важным элементом модели “человеческих отношений”.

    Не  маловажное значение в работе предприятия имеет принцип объема контроля, или сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Эта концепция тесно примыкает к концепции иерархической структуры организации и ее деления на отделы. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.

    В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции  центральных служб заключаются  в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных.

    Однако  с развитием специализации и  усложнением предприятий это  представление о центральных  службах претерпело серьезные изменения. Они стали играть значительно более важную роль, обеспечивая руководству сервис, информацию и даже управление другими подразделениями организации. С увеличением роли центральных служб прежние четкие и простые взаимоотношения между линейными и центральными службами стали невозможными.

    Рассмотренные принципы структуры, иерархии, административной власти, специализации, объема контроля и взаимоотношений линейных и  центральных служб в значительной мере вытекают из традиционной теории организации, где главное внимание уделялось наиболее эффективному распределению работы по группам. Принимая за исходный пункт общие цели организации, эта теория стремилась определить отдельные задачи, которые необходимо решить для достижения общих целей.1 

1.2. Типы организационных структур управления

    Функции управления деятельностью предприятия  реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические  и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

    Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

    Базой для построения организационной  структуры управления предприятием является организационная структура  производства.

    Многообразие  функциональных связей и возможных  способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством.

    В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов  организационных структур управления:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • матричная;
  • дивизиональная;
  • множественная.2
 

1.2.1. Линейная организационная структура управления.

    Линейная  организационная структура основывается на принципе единства распределения  поручений, согласно которому право  отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию.

Информация о работе Линейные, линейно-функциональные и дивизионные структуры, их сравнительная характеристика, сфера применения, практика использования