Максимизация прибыли на рынке олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание

На олигополистических рынках продаются такие важные для деятельности всей экономической системы товары и ресурсы, как сталь, нефть, уголь, автомобили, и т.д. Таким образом, понимание механизма получения максимальной прибыли на олигополистическом рынке важно как для отдельных фирм, так и для прогнозирования процессов в экономической системе в целом.

Содержание

Введение. 2
Глава1. Теоретические аспекты максимизации прибыли фирмой, действующей на рынке олигополии. 4
Основные характерные черты рынка олигополии. 4
Модель Курно 7
Условия модели. 7
Решение модели Курно 8
Модель ломаной кривой спроса. 10
Модель картеля. 12
Модель ценового лидерства. 15
Лидерство фирмы по цене 16
Лидерство барометрической фирмы. 17
Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий. 18
Глава 2. Максимизация прибыли фирмой на примере рынка метизов. 20
Литература 29

Работа состоит из  1 файл

Максимизация прибыли в условиях олигополии.doc

— 351.00 Кб (Скачать документ)

    Выразим прибыли фирм как разность между  совокупными доходами и совокупными  издержками каждой из них:

    ТП1=TR1- отчисления - TC1= TR1- 0,4TR1 - TC1=0,6PQ1-c1Q1-F1

    ТП2=TR2- отчисления - TC2= TR2- 0,4TR2 – TC2=0,6PQ2-c2Q2 – F2

    где с1, с2 - средние краткосрочные издержки соответственно фирмы 1 и фирмы 2’.

    Подставим в правые части полученных уравнений  развернутое значение Р и получим

    ТП1=0,6{600-0,06(Q1+Q2)}Q1-102.3Q1-54107,3=360Q1-0,036Q12-0,036Q2Q1-102.3*Q1-54107, 3

    ТП2=0,6{600-0,6(Q1+Q2)}Q2-112Q2-357374,2=360Q2-0,036Q22-0,036Q2Q1-112*Q2-357374,2 

    Условие экономического равновесия предполагает невозможность прироста прибыли в точке оптимума или, другими словами, равенство предельной прибыли нулю:

    ТП1`(Q1)=0

    ТП2`(Q2)=0,

    или

    

    

    Перепишем эти уравнения следующим образом:

    360-0.072*Q1- 0.036*Q2 – 102,3 = 0

    360-0.072*Q2- 0.036*Q1 – 112 = 0 

    Выразив объем выпуска одной фирмы  через объем выпуска другой фирмы, мы получим уравнения кривых реакции:

    Q1=(360-102,3)/0,072 - 0,5*Q2

    Q2=(360-112)/0,072 - 0,5*Q1.

     Совокупность  точек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной  из фирм при выборе объема своего выпуска  на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Точка пересечения кривых реакции обоих фирм, совмещенных на единых координатных осях, показывает равновесные объемы выпуска в условиях некооперируемой олигополии и называется точкой равновесия Курно.

    Решая систему уравнений, а так же используя  тот факт, что мощность первой фирмы 764 шт., получим: 

    Фирма 1 будет производить  продукцию в объеме 760 штук, и предлагать к продаже по цене 390, получая прибыль 46 тысяч рублей. 

Модель  ломаной кривой спроса. 

    Различная эластичность спроса на продукцию фирмы – олигополиста выше и ниже уровня преобладающей цены предопределяет ломаный характер кривой его спроса. В предыдущей модели мы проводили аппроксимацию спроса прямой, но для проведения более близкого приближения необходимо использовать две различных прямых. 

      
 

     и, как следствие, возникает разрыв кривой предельного дохода на участке ВС, как это представлено на рисунке.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Уравнение линии 1: Р = -0,03Q + 570

    TR = P*Q = -0.03Q2+507Q; MR=TR’=(-0.03Q2+507Q)’=-0.06Q+507

    Найдем  координаты точки В: РВ= -0,06*2142+507=441,5

    Аналогично уравнение линии 2: Р = -0,104Q + 322,8

    TR = -0.104Q2+722,8Q; MR=TR’=(-0.104Q2+322,8Q)’=-0.208Q+322,8

    Найдем  координаты точки С: РС= -0,208*2142+322,8=77,3

    Кривая  предельных издержек МС фирмы проходит через разрыв ВС. Если по каким-то причинам издержки снижаются или же возрастают, и кривая МС смещается соответственно вправо или влево в пределах отрезка ВС , то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.  

Модель  картеля. 
 

    Российское  законодательство признает организацию  Картеля как формального объединения продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке и максимизации совокупной прибыли незаконной. Следовательно, данная модель рассматриваться не будет.

    В то же время, необходимо признать, что  на рынке наборов инструментов существуют некоторые условия для эффективной работы картеля. Как то:

      • Действующее в стране антимонопольное законодательство является не очень действенным;
      • Количество продавцов и производителей продукции относительно невелико;
      • Отраслевой спрос стабилен и относительно легко предсказуем;
      • Отношения между участниками картеля являются нейтральными.

Модель  ценового лидерства. 

    В условиях ценового лидерства рынок  состоит из фирмы-лидера и конкурентного окружения.  

    Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери, до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск первого шага обуславливает относительную жесткость цен в олигополистических отраслях и их незначительные колебания.

    Как уже говорилось выше, различают две  основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:

        • лидерство доминирующей по цене фирмы;
        • лидерство барометрической фирмы.

Лидерство фирмы по цене

 

    Рассматриваемая фирма контролирует около 16% производства и продаж и может оказать воздействие  на рынок посредством собственных  решений. Ее издержки производства ниже средних по отрасли, в основном за счет грамотного управления трудовыми и материальными ресурсами. В то же самое время, ее продукция не отличается в глазах потребителей от аналогичного товара другой фирмы. Фирма 1 недостаточно занимается рекламой, и ее торговая марка мало что говорит рядовому покупателю.

    На  основе предоставленной информации можно сделать вывод, что фирме 1 имеет смысл не брать на себя роль ценового лидера. Так как велика вероятность того, что фирмы – последователи не согласятся с изменением цены, и, как следствие высок риск потерь.  

Лидерство барометрической  фирмы. 

    Руководство фирмы 1 уделяет значительное внимание анализу рынка, грамотно отслеживая изменения в рыночной ситуации (предстоящий  рост или падение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товары дополняющие или заменяющие).

    Таким образом, другие компании данной отрасли  зачастую воспринимают действия данной фирмы в качестве индикатора, или  барометра будущей конъектуры. 

    Фирма 1 практически не использует понижение цен для привлечения новых покупателей, делая акцент на неценовую конкуренцию. А именно:

      • усиление дифференциации продукции;
      • рост качества обслуживания покупателей;
      • качество и технические характеристики самого изделия;
      • долговременность использования и срок гарантии;

    В качестве рекомендации стоит обратить внимание на недостаточность рекламы  продукции. Грамотно построенная рекламная  компания может стать дополнительным источником роста продаж. 

    Литература

 
  1. «Монополия, олигополия, конкуренция».  Учебное пособие./ Гольдман Г.Я. Таганрог: Изд-во ТРТУ 1998г.
 
  1. «Организационная  структура предприятий»/ Коноков  Д.Г., Рожков К.Л.

        Серия «Бизнес-Тезаурус», 1999 

  1. «Основные направления  эволюции крупных промышленных фирм в рыночной экономике» Зелтынь А. // Проблемы прогнозирования, 1995, N1
 
  1. «Особенности  поведения фирмы на рынке олигополии» / Щетинин О.А. Москва. Серия «Новое экономическое мышление» 1996 г.
 
  1. «Предприятия  в новых условиях: не очерняя и  не приукрашивая»  Черемисина Т. //ЭКО , 1997, N4
 
  1. «Ценовое лидерство. Поведение фирмы – лидера»  Ю.И. Ребрин

Информация о работе Максимизация прибыли на рынке олигополии