Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:25, курсовая работа
На олигополистических рынках продаются такие важные для деятельности всей экономической системы товары и ресурсы, как сталь, нефть, уголь, автомобили, и т.д. Таким образом, понимание механизма получения максимальной прибыли на олигополистическом рынке важно как для отдельных фирм, так и для прогнозирования процессов в экономической системе в целом.
Введение. 2
Глава1. Теоретические аспекты максимизации прибыли фирмой, действующей на рынке олигополии. 4
Основные характерные черты рынка олигополии. 4
Модель Курно 7
Условия модели. 7
Решение модели Курно 8
Модель ломаной кривой спроса. 10
Модель картеля. 12
Модель ценового лидерства. 15
Лидерство фирмы по цене 16
Лидерство барометрической фирмы. 17
Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий. 18
Глава 2. Максимизация прибыли фирмой на примере рынка метизов. 20
Литература 29
Q1*=(a-c)/3b
Q2*=(a-c)/3b
Как
видно из полученного уравнения
и рисунка, равновесный совокупный
объем выпуска обоих фирм, действующих
независимо друг от друга, покрывает
лишь 2/3 рыночного спроса, равного Q=(a-c)/b,
Очевидно, что если бы фирмы могли договориться о разделе рынка и действовали как единая монополия, то рынок был бы поделен пополам, и каждая из фирм обеспечивала бы лишь по 1/4 рыночного спроса, реализуя продукцию по более высоким ценам и получая соответственно более высокую прибыль.
Доказательство:
Совокупный доход обоих фирм равен TR=PQ=(a-bQ)Q=aQ-bQ2.
Следовательно, предельный доход равен MR=a-2bQ.
Совокупные издержки обоих фирм составляют TC=cQ.
Соответственно, предельные издержки MC=c.
Таким
образом, приравняв предельные издержки
к предельному доходу, мы получим
оптимальный объем выпуска
MC=MR
с=a-2bQ
2bQ=a-c
Q=(a-c)/2b.
Соответственно, на каждую фирму при делении рынка пополам пришлось бы по (a-c)/4b выпуска продукции.
Модель была разработана в 1939 г. экономистом Полем Свизи (Paul Sweezy), для того чтобы объяснить жесткость цен в условиях некооперируемой олигополии.
Рассмотрим, как и прежде, работу двух фирм на рынке минеральной воды. Каждая фирма владеет 1/2 рынка, производя практически однородный товар и реализуя его по уже сложившейся на рынке цене P*.
Что произойдет, если один из конкурентов в одностороннем порядке решит снизить цену?
Можно предположить, что в большинстве случаев, если фирма Х понижает свои цены ниже уровня сложившейся отраслевой цены, то ее конкуренты, скорее всего, последуют ее примеру, чтобы не потерять своих покупателей и не допустить укрепления конкурента за их счет (спрос на продукцию фирмы Х будет неэластичным).
Напротив, если фирма Х повышает свои цены выше сложившейся в отрасли цены, то, скорее всего, ее конкуренты не последуют ее примеру, поскольку, в этом случае они, ничего не предпринимая, расширят свои доли рынка за счет части покупателей фирмы Х (спрос на продукцию фирмы Х будет эластичным).
Различная
эластичность спроса на продукцию фирмы
– олигополиста выше и ниже уровня
преобладающей цены предопределяет ломаный
характер кривой его спроса, и, как следствие,
разрыв кривой предельного
дохода на участке ВС, как это представлено
на рисунке.
Предположим, что кривая предельных издержек МС фирмы проходит через разрыв ВС. Как видно из графика, оптимальный объем выпуска равен Q*, а оптимальная цена Р*.
Если по каким-то причинам издержки снижаются, и кривая МС смещается вправо в пределах отрезка ВС (например, в положение МС`), то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.
Аналогичным
образом, небольшое увеличение рыночного
спроса (c D до D` ) и соответствующее смещение
кривой предельного дохода (с MR до MR`) также
сохранят рыночную цену на прежнем уровне,
изменив лишь объем выпуска.
Таким образом, модель ломаной кривой спроса позволяет объяснить причину стабильности цен на рынке олигополии при небольшом изменении издержек или рыночного спроса. Очевидно, что если олигополист ожидает адекватной реакции на свои действия со стороны других фирм, он постарается воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен.
Практические
наблюдения подтверждают выводы из данной
модели. Как правило, в чистой или слабо
дифференцированной олигополии существует
тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия,
цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных
олигополисты взимают сопоставимые
цены.
Вместе с тем, модель плохо работает в условиях инфляции, когда повышается общий уровень цен в экономике, или когда имеют место серьезные изменения в отраслевых издержках или рыночном спросе.
Модель картеля представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.
Картель
можно определить как формальную
организацию продавцов (производителей)
в целях ограничения
Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:
Тип картеля | Национальные картели |
Международные картели (или товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья, например, ОПЕК) |
Объединяют производителей (продавцов) одной страны | Объединяют производителей (продавцов) разных стран | |
Являются незаконными | Действуют законно |
Рассмотрим сущность и последствия деятельности картеля на графической модели.
Предположим,
что на интересующем нас рынке
действуют две независимые
Если фирмы находятся в состоянии жесткой конкуренции, то возможно падение рыночной цены до конкурентного уровня (конкурентная цена (Рс) определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек МС). При цене Рс фирмы рискуют иметь в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль. Не очень веселые перспективы…
Если
же рассматриваемые фирмы
Заключение картельного соглашения предполагает решение целого ряда проблем. Условно выделяют
Внутренние проблемы | Внешние проблемы |
Согласование противоречивых интересов между будущими членами картеля (раздел рынка, установление единой цены и т.д.) | Взаимоотношения с фирмами-производительницами, не являющимися членами картеля |
Контроль
над соблюдением соглашения (штрафные санкции и т.п.) |
Анализ рынков товаров-заменителей |
Указанные проблемы решаются относительно проще, деятельность самого картеля является относительно более эффективной, если выполняются некоторые условия:
Несмотря на все преимущества согласованных действий, иногда фирмы не имеют возможности сформировать картель на законных основаниях. В этих условиях осуществляется политика сознательного параллелизма. Стремясь к максимизации своей прибыли в долгосрочном периоде, фирмы координируют свою деятельность так, как если бы соглашение существовало.
Одной из форм сознательного параллелизма является ценовое лидерство, которое в отличие от картеля:
В
условиях ценового лидерства рынок
состоит из фирмы-лидера и
конкурентного окружения.
Ценовой лидер | Конкурентное окружение |
Регулирует цену продукции, первым повышая или понижая ее | Следуют за решениями лидера |
Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери, до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск первого шага обуславливает относительную жесткость цен в олигополистических отраслях и их незначительные колебания.
Различают две основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:
Если фирма
если ее издержки производства
если ее продукция
то
у такой фирмы есть все шансы
стать ценовым лидером рынка.
Примерами
доминирующих по цене фирм могут служить
такие компании, как Frito-Lay и Pizza Hut. В
свое время ценовым лидером были IBM на
рынке компьютеров, Coca Cola на рынке прохладительных
напитков, General Motors в автомобильной промышленности,
однако в настоящее время рост конкурирующих
фирм ослабил их доминирующие позиции.
Что же необходимо, для сохранения фирмой ее лидирующего положения?
Фирма, стремящаяся сохранить свой статус ценового лидера, должна
Данная форма лидерства предполагает существование в отрасли нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них не может навязывать свои цены другим.
Информация о работе Максимизация прибыли на рынке олигополии