Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется значением малого бизнеса в любой национальной экономике. Поскольку данный вид бизнеса характеризуется достаточно быстрой оборачиваемостью незначительного по объему капитала, он составляет основу существования среднего класса в развитых экономиках. В связи с этим, проблема развития малого предпринимательства в России может рассматриваться, в том числе в аспекте формирования стабильного и значительного среднего класса.
Целью работы явилось изучение экономического содержания понятия малый бизнес, осмысление этапов развития малого бизнеса в постадминистративной экономике России и попытка оценки некоторых проблем и перспектив развития
Введение .................................................................................................. 3
Глава 1. Экономическое содержание понятия “малый бизнес”........... 4
Глава 2. Этапы развития малого бизнеса в РФ .................................. 12
Глава 3. Роль малого бизнеса в формировании рыночной
экономики…………………………………………………………….…18
Заключение ............................................................................................ 21
Список литературы ............................................................................... 23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
«Малый бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики»
Студент группы
(Ф.И.О.)
Научный руководитель
(звание, ученая степень, Ф.И.О.)
Сдана на проверку | ||
Возвращена на доработку | ||
Допущена к защите | ||
Оценка |
Москва 2011
Содержание
Введение
..............................
Глава 1. Экономическое содержание понятия “малый бизнес”........... 4
Глава
2. Этапы развития малого бизнеса
в РФ ..............................
Глава 3. Роль малого бизнеса в формировании рыночной
экономики…………………………………………
Заключение
..............................
Список
литературы ..............................
Введение
Актуальность
темы исследования определяется значением
малого бизнеса в любой национальной
экономике. Поскольку данный вид
бизнеса характеризуется
Целью работы явилось изучение экономического содержания понятия малый бизнес, осмысление этапов развития малого бизнеса в постадминистративной экономике России и попытка оценки некоторых проблем и перспектив развития малого бизнеса в РФ.
Основной задачей является определить роль малого бизнеса в рыночной экономике, проследить особенности его развития в России, определить институциональную среду малого бизнеса, раскрыть проблемы и перспективы его развития.
Целям работы соответствует ее структура. В работе использованы основные законодательные акты, регламентирующие функционирование малого бизнеса, учебная литература, монографии, периодические издания по теоретическим и практическим проблемам функционирования малого бизнеса.
Глава 1. Экономическое содержание понятия «малый бизнес».
Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующим сущность этого понятия»1 . Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.
В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым — с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним - с числом работающих от 50 до 249 человек. Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии, например, к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн. евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%. В Италии к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к малым - с числом работающих от 20 до 99 человек, к средним предприятиям (малым) — с числом работающих от 100 до 199 человек, к средним предприятиям (большим) — с числом работающих от 200 до 499 человек.
Международная организация экономического сотрудничества развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек — как «средние» и свыше 500 — как «крупные».
В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Поначалу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100, в других отраслях производственной сферы — 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле — 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право, на определение количественного значения которого, предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (статья 4) к малым предприятиям (юридическим лицам) относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:
1)
суммарная доля участия
2)
средняя численность
3)
выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учета
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по средней численности работников или по выручке от реализации товаров (работ, услуг).
Средняя
численность работников малого предприятия
за календарный год определяется
с учетом всех его работников,
в том числе работников, работающих по
гражданско-правовым договорам или по
совместительству с учетом реально отработанного
времени, работников представительств,
филиалов и других обособленных подразделений
малого предприятия.
В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовой объеме прибыли.
В Российской Федерации по федеральному закону, к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса. По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др. Доля малых предприятий в основных экономических показателях России в 2001 г., по данным Госкомстата РФ, представлена в табл. 1. 2
Табл. 1
Удельный
вес малых предприятий в
Показатели | 2001 г. | 2010 г. |
1 | 2 | 3 |
"средняя численность работников | 17,9 | 21,7 |
1 | 2 | 3 |
"средняя
численность внешних |
38,9 | 43,2 |
Средняя численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера | 26,4 | 22,8 |
Оборот предприятий | 5,6 | 24,5 |
Инвестиции в основной капитал | 2,7 | 4,4 |
Капитал и резервы | 4,8 | 9,6 |
На конец 2010 г. число малых предприятий по отраслям экономики распределялось следующим образом (от общей численности всех предприятий, %): торговля и общественное питание — 46,2; строительство — 14,1; промышленность — 14,8; наука и научное обслуживание — 3,4; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 4,2; другие отрасли экономики — 17,3.3
За последние годы число малых предприятий не увеличилось, а наоборот снизелось. Если на конец 2009 г. их численность составляла 227,8 тыс., то на начало 2011 г. — 219,7 тыс.4 Снизилось число малых предприятий в строительстве, информационно-вычислительном обслуживании, науке и научном обслуживании и других отраслях. К сожалению, за последние годы сократилась численность работающих на малых предприятиях. Если в 2010 г. средняя численность работников, занятых на малых предприятиях, составила 7639,2 тыс., то на начало 2011 г. — 6435,8 тыс. человек. Из них среднесписочная численность работников составляла 5562,9 тыс. человек, средняя численность совместителей — 253,8 тыс. и средняя численность работающих по договорам гражданско-правового характера — 200,2 тыс. человек.
Информация о работе Малый бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики