Малый бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется значением малого бизнеса в любой национальной экономике. Поскольку данный вид бизнеса характеризуется достаточно быстрой оборачиваемостью незначительного по объему капитала, он составляет основу существования среднего класса в развитых экономиках. В связи с этим, проблема развития малого предпринимательства в России может рассматриваться, в том числе в аспекте формирования стабильного и значительного среднего класса.
Целью работы явилось изучение экономического содержания понятия малый бизнес, осмысление этапов развития малого бизнеса в постадминистративной экономике России и попытка оценки некоторых проблем и перспектив развития

Содержание

Введение .................................................................................................. 3
Глава 1. Экономическое содержание понятия “малый бизнес”........... 4
Глава 2. Этапы развития малого бизнеса в РФ .................................. 12
Глава 3. Роль малого бизнеса в формировании рыночной
экономики…………………………………………………………….…18
Заключение ............................................................................................ 21
Список литературы ............................................................................... 23

Работа состоит из  1 файл

малый бизнес.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

     За  последние годы увеличился объем  продукции работ, ус-ч произведенной  малыми предприятиями. Так, в 2011 г. малые  предприятия произвели продукции (работ, услуг) на сумму 10247,0 млн. руб.5, в том числе в промышленности —214571,1 млн., в строительстве - 220 419,7 млн., в торговле и общественном питании - 197 940,3 млн. руб.

     Говоря  о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно  сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства  является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

     • привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем

     на  крупных;

  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

     Все эти и другие экономические и  социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

     Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

 
 
 
 

     Глава 2. Этапы развития малого бизнеса в  России.

 

     Теории о предпринимательстве зародились еще в XVIII. Первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций предпринимательства, является Ричард Кантильон, по определению которого предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. Предприниматель, по Смиту, - это собственник капитала, который ради реализации какой–то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Интерес представляет мнение Ж. Бодо о том, что предприниматель – это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. Й. Шумпетер определяет предпринимателей как хозяйствующих субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. Из вышесказанного можно сделать вывод, что предпринимательство – это рискованное дело добровольно осуществляемое гражданами. Также предпринимательство трактуют как свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетом и другими хозяйствующими субъектами.

     Малый и средний бизнес в рыночной экономике  — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта (ВНП). Во всех развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

     Критериями  отнесения предприятия к малым  являются численность работающих и  доля государственной, муниципальной  собственности и собственности  общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая  должна составлять не более 25%. Численность работающих в малом бизнесе определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.

     Российское  малое предпринимательство в  своем становлении прошло четыре этапа.

     Первый  и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях командно – административной экономики в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе  за счет средств госбюджета, в целом  более благоприятное положение  дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

     Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия выполняли  роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых  госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства.

     Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки  малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

     1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Начался новый, второй, этап в развитии российского малого предпринимательства.

     Этот  факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда  либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности.

     Статистические  данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых  предприятий стала тогда сфера  науки и научного обслуживания. В  ней число малых предприятий  возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза).

     В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.

     Важнейшими  функциями МП в условиях шоковой  терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

     Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

     Падение потребительского платежеспособного  спроса торговое малое предпринимательство  тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров.

     Малое предпринимательство было составным  элементом массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить массовое развитие предпринимательства. Это объясняется и экономическими причинами и общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома.

     Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.

     Главными  причинами приостановки роста числа  малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся  легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

     Если  в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

     В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.

     Замедление  роста числа новых малых предприятий  объясняется еще и тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.

     С 2000 года в стране стала формироваться  принципиально новая экономическая  ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства  в нормальной рыночной экономике.

     Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка.

Информация о работе Малый бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики