Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:03, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых предприятий, оценить их влияние на экономику страны. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: - изучить и описать отличительные черты малых предприятий; - выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны; - выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике России и зарубежных стран; - изучить и описать влияние малых предприятий на социально-экономическое положение в стране.
Введение. 4
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике. 6
1.1 Понятие малого бизнеса. 6
1.2 Значение и задачи малого предприятия. 9
2 Особенности малого бизнеса. 12
2.1 зарубежный опыт развития малого бизнеса. 12
2.2 Малый бизнес в РФ.. 16
2.3 Государственная политика в сфере малого предпринимательства. 19
3 Стимулирование развития малого предпринимательства. 23
Заключение. 27
Список использованных источников. 28
Многие экономисты отстаивают
идею об исключительной роли малого бизнеса
в развертывании НТР. Наиболее значительную
активность в области нововведений
проявляют венчурные фирмы. Они
успешно конкурируют с
2 Особенности малого бизнеса
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта [10, стр.45]
2.1 зарубежный опыт развития малого бизнеса
Малые предприятия играют
важную роль во всем мире. В последние
несколько лет в странах
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.
В последние годы ускорились
концентрация и централизация капитала
в странах Европы, например, в
стальной промышленности Бельгии, нефтяных
концернах Испании, в АПК Дании
и Нидерландов, а также концернах
стали, фармацевтики, деревообработки
Швеции, в часовой промышленности
Швейцарии, в автомобильной промышленности
Германии. Важнейшая черта концентрации
и централизации капитала состоит
в том, что разорение многих мелких
и средних фирм не привело к
исчезновению малого бизнеса. Он выжил,
проявил способность к
Малые предприятия по сравнению
с крупными в отдельных странах
занимают доминирующее положение, как
по числу, так и по удельному весу
в производстве товаров, выполнении
работ, оказании услуг. Данные по вкладу
малых и средних предприятий (МСП)
в экономику передовых
Таблица 2.1 - Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах
Страны |
Кол-во МСП (тыс.) |
Кол-во МСП на 1000 жителей |
Занято в МСП (млн.чел) |
Доля МСП в
общей численности |
Доля МСП в ВВП (%) |
Великобритания |
2630 |
46 |
13.6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18.5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
68 |
16.8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35 |
15.2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
74.2 |
70.2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49.6 |
39.5 |
78 |
52-55 |
Россия |
844 |
5.65 |
8.3 |
13 |
10-11 |
Как видно из данной таблицы,
вклад малых и средних
Процесс развертывания малых
предприятий тесно связан с отраслевой
спецификой и экономическими механизмами,
действующими в той или иной стране.
По этой причине при оперировании
цифровыми показателями и сравнении
опыта развитых капиталистических
стран с процессом формирования
малой экономики в России следует
помнить о различиях в уровнях
развития институциональной и
Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
В Италии малые и средние
компании, число которых превышает
средние показатели по ЕС, образуют
основу обновления экономики страны.
Они уже доказали свою способность
обеспечить высокий уровень
Во Франции малые и
средние фирмы чаще всего встречаются
в аграрно-продовольственном
В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.
2.2 Малый бизнес в РФ
В российской практике существование
малого предпринимательства было разрешено
в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное
общественно-политическое и социально-экономическое
явление малое
Рисунок 2.1 - Количество малых предприятий на 100 000 жителей в РФ
в период с 1999 по 2006 гг.
Как видно из приведенной диаграммы, до 2001 года наблюдалось снижение количества малых предприятий, и с 2002 года наблюдается устойчивый рост их числа, связанный со стабилизацией экономики страны, а также с претворением в жизнь государственных программ по развитию малого бизнеса.
В 1995-2005 гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического отдела управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласно принятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ, изменились критерии отнесения предприятий к малым, что и «сократило» количество тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Снизилась максимальная численность работников малого предприятия. Данные по количеству малых предприятий в целом по РФ и по регионам даны в приложении А. Как видно из приведенной таблицы, число малых предприятий, в период с 2002 по 2006 год, за исключением некоторых регионов, неуклонно растет. Как и следовало ожидать, распределение количества малых предприятий по территории РФ чрезвычайно неравномерное, это связано с особенностями экономического и географического положения регионов. Также наблюдается неравномерность в темпах развития, увеличения количества малых предприятий. Во многих регионах, при общей тенденции к увеличению количества малых предприятий, наблюдается снижение их количества.
В целом, темпы роста количества
малых предприятий достаточно низкие,
несмотря на общую стабилизацию экономики
страны. Если же смотреть на количество
рабочих мест приходящихся на малые
предприятия, то складывается иная картина.
Эти данные приведены в приложении
Б. Хотя во многих регионах, наблюдается
значительный рост рабочих, занятых
на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский
показатель по росту количества занятых
на данных предприятиях отстает от
роста количества самих предприятий,
а в последний год наблюдается
даже спад. Это говорит о том, что
преимущественно создаются
Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Если посмотреть на распределение малых предприятий по отраслям экономики в России, приведенное на рис. 2.2, то можно увидеть, что малый бизнес в первую очередь стремиться в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность (около 30%), а это – торговля и общественное питание. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора, малый бизнес перейдет и в другие более привлекательные для страны сферы. Но при слабой поддержке государства этот переход может не произойти, поскольку переход в другие сферы связан со значительными затратами и риском.
Рисунок 2.2 - Распределение малых предприятий России по отраслям экономики
Как видно на приведенной диаграмме, практически половина предприятий малого бизнеса относится к сфере торговли и общественного питания. Также, достаточно много предприятий в промышленности и строительстве. Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.
В тоже время субъектам
малого бизнеса свойственны и
определенные недостатки, среди которых
следует выделить самые существенные:
более высок уровень риска, поэтому
высокая степень неустойчивости
положения на рынке; зависимость
от крупных компаний; недостатки в
управлении делом; слабая компетентность
руководителей; повышенная чувствительность
к изменениям условий хозяйствования;
трудности в привлечении
Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки.
2.3 Государственная
политика в сфере малого
Развитие малого предпринимательства
положительно сказывается на развитие
различных сфер экономики страны,
но без государственной поддержки,
малый бизнес может прийти в упадок.
Несмотря на все его преимущества,
имеются и проблемы, которые могут
стать непреодолимыми. Вследствие большого
значения малых предприятий для
социального и экономического положения
в стране, в большинстве стран
разрабатываются законы, направленные
на помощь в развитии малых предприятий.
Системы мер поддержки малого
бизнеса, сложившиеся к настоящему
времени в различных странах,
заметно различаются между