Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:03, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых предприятий, оценить их влияние на экономику страны. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: - изучить и описать отличительные черты малых предприятий; - выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны; - выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике России и зарубежных стран; - изучить и описать влияние малых предприятий на социально-экономическое положение в стране.
Введение. 4
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике. 6
1.1 Понятие малого бизнеса. 6
1.2 Значение и задачи малого предприятия. 9
2 Особенности малого бизнеса. 12
2.1 зарубежный опыт развития малого бизнеса. 12
2.2 Малый бизнес в РФ.. 16
2.3 Государственная политика в сфере малого предпринимательства. 19
3 Стимулирование развития малого предпринимательства. 23
Заключение. 27
Список использованных источников. 28
в нашей стране действует федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (принят 12.05.1995). В статье 6 данного закона говорится о том, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами[1, cтр.513].
Сравнивая государственную политику в отношении малого предпринимательства в различных странах, непросто сделать ясные и четкие обобщения, поскольку в них слишком много непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических структур, даже специфики государственной бюрократии. Эти обстоятельства определяют различия подходов к проблемам развития малого предпринимательства. Ярким примером может служить сравнительное рассмотрение политики государства в таких странах как, например, США и Япония.
Традиционные американские
ценности индивидуальной предприимчивости
и свободного рынка определили конкретные
механизмы поддержки МБ в виде
программ кредитно-финансового
Японская политика в отношении
малого бизнеса является составной
частью промышленной политики, направленной
на повышение эффективности
При весьма заметной роли малого бизнеса в экономике обеих стран результатом являются различия в его отраслевой структуре. В США в целом преобладают малые предприятия в сфере услуг и розничной торговли, а в Японии очевиден перевес промышленных малых предприятий. В США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
3 Стимулирование
развития малого
Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности [14, стр.45]. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики). На основе предложенных показателей разрабатываются рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам.
Поддержка малого предпринимательства
осуществляется в нескольких направлениях,
направленных на решение основных проблем
малого бизнеса. Первое направление
включает подготовку законодательных
и нормативных правовых актов, устанавливающих
предельно упрощенный (заявительный)
порядок регистрации, лицензирования
предпринимательской
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье направление включает
создание действенных финансово-
Если индивидуальные предприятия
в основном развиваются за счет собственных
средств, то для более крупных
предприятий малого бизнеса необходимо
финансирование, за счет привлечения
внешних источников средств. В этом
случае возникают определенные проблемы.
На получение полноценного банковского
кредита могут рассчитывать далеко
не все малые предприятия. Для
положительного решения чаще всего
требуется успешное ведение бизнеса
не менее полугода, а чаще всего 9
месяцев или год. Вложенный собственный
капитал, прозрачность бизнеса, поставленный
учет, перспективы развития, реальные
источники погашения кредита. Если
предприниматель может
В настоящее время наблюдается
положительная тенденция в
Итак, одним из наиболее важных
направлений государственной
Кроме льготной кредитной
политики применяется и льготное
налогообложение. Законами Российской
Федерации устанавливаются
Большую роль в государственной
поддержке малого бизнеса должны
сыграть государственные и
Заключение
В работе характеризуется малое предпринимательство в России в сравнении с зарубежными странами, выделены особенности малого предпринимательства, обозначены основные его проблемы и намечены пути их решения.
Критерии отнесения
Во многих государствах вклад
малых предприятий в ВВП
Практически во всех странах осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.
Список использованных источников
1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон: принят 12 мая 1995 г.// Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004. С.513-517.
2. Бородина, В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир, 2001. 367 с.
3. Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2003. 417 с.
4. Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. №1.
5. Виленский, А. Финансовая поддержка малых предприятий // Экономист. 1999. №9.
6. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. / В.М. Власова – М.: Финансы и статистика, 1995. – 212 c.
7. Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2001. 478 с.
8. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12.
9. Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА – М, 1997. 257 с.
10. Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №1. 78 с.
11. Малое предпринимательство //Налоговый вестник, №2, 2002, стр.3
12. Орлов, А. Перспективы Развития малого предпринимательства в России // Вопросы статистики. 2002. №7.
13. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США// Проблемы теории и практики управления, 1993, стр. 18.
14. Тихомирова А Инвестиционный климат в России: региональные рейтинги и риски. М.: ФФПМП, 1997
15. Ходов, Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы статистики. 2002. №7.
16. Шулус, А.. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 1997. №5-6.
17. Шулятьева, Н. А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. 1992. № 1.