Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества (российский и зарубежный опыт)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание

Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых предприятий, оценить их влияние на экономику страны. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: - изучить и описать отличительные черты малых предприятий; - выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны; - выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике России и зарубежных стран; - изучить и описать влияние малых предприятий на социально-экономическое положение в стране.

Содержание

Введение. 4
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике. 6
1.1 Понятие малого бизнеса. 6
1.2 Значение и задачи малого предприятия. 9
2 Особенности малого бизнеса. 12
2.1 зарубежный опыт развития малого бизнеса. 12
2.2 Малый бизнес в РФ.. 16
2.3 Государственная политика в сфере малого предпринимательства. 19
3 Стимулирование развития малого предпринимательства. 23
Заключение. 27
Список использованных источников. 28

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес.docx

— 53.53 Кб (Скачать документ)

в нашей стране действует  федеральный закон "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" (принят 12.05.1995). В статье 6 данного закона говорится о том, что государственная  поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям:

-   формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

-   создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

-   установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

-   поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами[1, cтр.513].

Сравнивая государственную  политику в отношении малого предпринимательства  в различных странах, непросто сделать  ясные и четкие обобщения, поскольку  в них слишком много непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических  структур, даже специфики государственной  бюрократии. Эти обстоятельства определяют различия подходов к проблемам развития малого предпринимательства. Ярким  примером может служить сравнительное  рассмотрение политики государства  в таких странах как, например, США и Япония.

Традиционные американские ценности индивидуальной предприимчивости и свободного рынка определили конкретные механизмы поддержки МБ в виде программ кредитно-финансового содействия, региональных программ и программ поддержки  предпринимательства «социально ущемленных групп» населения.

Японская политика в отношении  малого бизнеса является составной  частью промышленной политики, направленной на повышение эффективности японской индустрии, представленной, прежде всего, промышленными гигантами. Малые  высокоэффективные производства интегрируются  при поддержке государства в  вертикальные промышленные структуры, при этом региональные и социальные аспекты развития малого бизнеса  остаются за рамками государственной  политики.

При весьма заметной роли малого бизнеса в экономике обеих  стран результатом являются различия в его отраслевой структуре. В  США в целом преобладают малые  предприятия в сфере услуг  и розничной торговли, а в Японии очевиден перевес промышленных малых  предприятий. В США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а  в Японии 56,6% всей продукции в  обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

3 Стимулирование  развития малого предпринимательства

Для оценки возможностей повышения  темпов развития малого предпринимательства  и влияния этого процесса на экономическую  динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности [14, стр.45]. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики). На основе предложенных показателей разрабатываются рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам.

Поддержка малого предпринимательства  осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем  малого бизнеса. Первое направление  включает подготовку законодательных  и нормативных правовых актов, устанавливающих  предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения  и бухгалтерского учета; поддержку  отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление включает формирование региональных центров  поддержки предпринимательства  на базе существующих структур для  обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и  иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных  и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств  государственной поддержки, привлечения  инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых  предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных  и инвестиционных институтах для  поддержки малого предпринимательства.

Если индивидуальные предприятия  в основном развиваются за счет собственных  средств, то для более крупных  предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения  внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского  кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для  положительного решения чаще всего  требуется успешное ведение бизнеса  не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный  капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить  эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения  кредита высока [8, cтр.6].Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для  начинающих стоит порой непреодолимая  проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки  малого бизнеса должно проходить  в обеспечении предприимчивых людей  финансированием в начальный  период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

В настоящее время наблюдается  положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно  снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют  бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются  также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Хотя, в ближайшей  перспективе ставки кредитования заемщиков  малого бизнеса вряд ли опустятся  ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса  предполагает определенный риск и высокие  издержки, банки закладывают все  это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно  ведет к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные  налоговые изменения, позволяющие  легализоваться малому бизнесу, могли  бы еще больше способствовать этому[8, cтр.7].

Итак, одним из наиболее важных направлений государственной поддержки  я является льготное кредитование. Поэтому законом Российской Федерации  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено  льготное кредитование и страхование  субъектов малого предпринимательства  с компенсацией соответствующей  разницы кредитным и страховым  компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Кроме льготной кредитной  политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных  и страховых организаций.

Большую роль в государственной  поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные  фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства  могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные  займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного  рынка.

Заключение

В работе характеризуется  малое предпринимательство в  России в сравнении с зарубежными  странами, выделены особенности малого предпринимательства, обозначены основные его проблемы и намечены пути их решения.

Критерии отнесения предприятий  к сфере малого бизнеса различаются  в разных странах, и нет единого, общепринятого показателя. Но в большинстве  стран, предприятия относятся к  сфере малого бизнеса, по количеству рабочих, и по данным годового оборота. Малый бизнес обладает рядом преимуществ  в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется  сочетанием крупных корпораций и  большим количеством предприятий  малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.

Во многих государствах вклад  малых предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых и  превышает. Структура малых предприятий  различается от страны к стране, а порой и от региона к региону, в одной стране. Это объясняется  экономическими и социокультурными особенностями регионов. В России малый бизнес начал развиваться  в 90-х годах ХХ века. Вклад малых  предприятий составляет лишь десятую  часть от общего ВВП нашей страны. Почти половину составляют предприятия  торговли и общественного питания, тогда как на промышленность и  сельское хозяйство приходится по 15% их количества.

Практически во всех странах  осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки  являются создание условий для льготного  кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации  и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.

Список использованных источников

1.    О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон: принят 12 мая 1995 г.// Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004. С.513-517.

2.    Бородина, В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир, 2001. 367 с.

3.    Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2003. 417 с.

4.    Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. №1.

5.    Виленский, А. Финансовая поддержка малых предприятий // Экономист. 1999. №9.

6.    Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. / В.М. Власова – М.: Финансы и статистика, 1995. – 212 c.

7.    Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2001. 478 с.

8.    Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12.

9.    Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА – М, 1997. 257 с.

10.  Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №1. 78 с.

11.  Малое предпринимательство //Налоговый вестник, №2, 2002, стр.3

12.  Орлов, А. Перспективы Развития малого предпринимательства в России // Вопросы статистики. 2002. №7.

13.  Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США//  Проблемы теории и практики управления, 1993, стр. 18.

14.  Тихомирова А Инвестиционный климат в России: региональные рейтинги и риски. М.: ФФПМП, 1997

15.  Ходов, Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы статистики. 2002. №7.

16.   Шулус, А.. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 1997. №5-6.

17.  Шулятьева, Н. А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. 1992. № 1.


Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества (российский и зарубежный опыт)