Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:04, курсовая работа
Сегодня малый бизнес в России испытывает не меньшие трудности, хотя со многими проблемами малого бизнеса, которые были, актуальны в 90-х годах XX века справиться удалось, сегодня возникла ещё одна большая проблема – это мировой финансовый кризис.
Как показывает мировой и отечественный опыт, функционирование отдельного предприятия существенно зависит от многих внешних факторов, на которые отдельное предприятие очень слабо может воздействовать и практически будет неспособно их изменить в нужное время в требуемом направлении.
Основные проблемы частного предпринимательства в России
Порядок значимости по мере упоминания | Основные проблемы |
1 | Налоги |
2 | Законодательство |
3 | Инфляция |
4 | Экономическая ситуация в целом |
Продолжение таблицы 4.
5 | Поставки, дефицит |
6 | Трудности получения и высокая ставка за кредит |
7 | Неплатежеспособность партнёров, клиентов |
8 | Несовершенство банковской системы |
9 | Политическая ситуация |
10 | Бюрократия |
11 | Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки |
12 | Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов |
13 | Недостаток информации, культуры, опыта |
14 | Кадровые проблемы |
15 | Рэкет |
16 | Отрицательное отношение к предпринимателям |
Августовский кризис в России показал, что в нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.
Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:
Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там, где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;
Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.
Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.
Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.
Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.
Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:
44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;
17% - отсутствие управленческого опыта;
16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;
15% - отсутствие опыта работы в отрасли;
1% - небрежность в ведении дел;
1% - мошенничество или бедствие;
6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.
Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.
Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.
ГЛАВА 3. СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Государственная политика в сфере малого предпринимательства
Развитие малого предпринимательства положительно сказывается на развитие различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Несмотря на все его преимущества, имеются и проблемы, которые могут стать непреодолимыми. в нашей стране действует федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (принят 12.05.1995). В статье 6 данного закона говорится о том, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами [1, стр.513].
3.2. Поддержка малого бизнеса в Российской Федерации
Президиум правительства рассматривает программу поддержки малого и среднего предпринимательства до 2012 года стоимостью почти в 1 трлн. рублей. Программа должна за 4 года увеличить в 1,5 раза долю продукции малых и средних компаний в ВВП и удвоить число работающих в этой сфере. Свое дело, согласно плану, захочет начать каждый десятый россиянин
Москва. 18 мая. IFX.RU - На смену многочисленным программам поддержки малого предпринимательства, которые разрабатывались в различных ведомствах и пока не имели особенного успеха, пришла "проектная карта" развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2012 годы. В понедельник проект, разработанный Минэкономразвития, рассматривается президиумом правительства РФ.
Более половины представителей малого и среднего бизнеса, как следует из опроса, проведенного "ОПОРОЙ России" и ТПП РФ, отмечают в качестве ключевой проблемы спад спроса на свою продукцию. Государство намерено поддержать спрос на нее через госзаказ, а также заказы естественных монополий и госкорпораций. Для этого планируется активнее размещать госзаказы через систему электронных аукционов, которые популярны у малого предпринимательства, а также установить административную ответственность должностных ли заказчиков за несвоевременную оплату государственных и муниципальных контрактов.
Одна из главных задач проекта - формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В России уже действуют 72 региональных и муниципальных бизнес-инкубатора, 33 региональных гарантийных фонда поручительств по кредитам малых компаний, 23 венчурные региональные компании и 2 фонда прямых инвестиций, осуществляющих поддержку инновационных и производственных бизнес-проектов. Кроме того, создан промышленный парк, начато финансирование технопарка.
Планы государства в этом секторе достаточно амбициозны. В течение ближайших 4 лет будут ежегодно создаваться по 30-40 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, планируется завершить создание фондов гарантий в каждом субъекте РФ, повысить капитализацию региональных венчурных фондов, доведя капитал каждого из них минимум до 400 млн рублей, сформировать систему из 10 промышленных парков и технопарков. Одновременно будут развиваться новые направления, в том числе реализация программы ОАО "Российская венчурная компания" по "посевному" финансированию малых компаний", как элементу системы финансирования инновационных проектов.
Кроме того, государство обещает облегчить доступ малых и средних предприятий к аренде офисной и производственной недвижимости, находящейся в государственной и муниципальной собственности. Имущество будет сдаваться в аренду на длительный срок - не менее 5 лет, а для социально-значимых предприятий будут введены еще и льготные ставки. Под эти цели уже отобраны 25 тысяч объектов недвижимости общей площадью 6 млн. кв. метров в 36 регионах.
Не менее важным правительство считает и повышение уровня бизнес-образования предпринимателя и его сотрудников, особенно для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые рынки. Государство обещает взять на себя часть расходов на их образование. В 2009 году таким образом планируется обучить 5% стартующих предпринимателей - 3000 - 4000 тысячи человек, а к 2012 году их количество должно утроиться.
Стоимость четырехлетней программы составит 924 млрд. рублей, в том числе 288 млрд. рублей - это деньги федерального бюджета. В 2009 году на реализацию программы будет выделено 186 млрд. рублей, в том числе 78 млрд. рублей - из бюджета, в 2010 году - 184 млрд. рублей (60 млрд. рублей из бюджета), в 2011 году - 273 млрд. рублей (94 млрд. рублей), в 2012 году - 280 млрд. рублей (55 млрд. рублей).
В рамках программы Минэкономразвития предлагает ежегодно направлять на поддержку малого бизнеса по 15 млрд. рублей через гарантийные фонды для госгарантий по кредитам, а с 2010 года - по 21 млрд. рублей из федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию малого предпринимательства, эта сумма будет удвоена с 10,5 млрд рублей в 2009 году.
Кроме того, в 2009 году за счет бюджета начинается реализация программы Российского банка развития по рефинансированию кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства и кредитованию микрофинансовых, лизинговых и факторинговых организаций. На программу направляется 30 млрд рублей, из которых 10 млрд. рублей будут внесены в капитал РоссБР, а 20 млрд. рублей предоставлены банку в виде кредитов Внешэкономбанка. Помимо этого, в 2011 году предполагается докапитализировать РосБР на 30 млрд. рублей для реализации программ по кредитованию малого бизнеса [23, стр. 12]..
Чиновники ожидают, что такая массированная поддержка должна за 4 года привести к существенному росту сектора малого и среднего бизнеса. По расчетам Минэкономразвития, число граждан, работающих в малых и средних компаниях, удвоится и составит уже 28% экономически активного населения страны. Доля продукции, производимая этими предприятиями, вырастет в 1,5 раза и будет соответствовать одной трети ВВП. Сейчас свое дело хотел бы начать один из 40 россиян, а к 2012 году таким желанием будет, одержим уже каждый десятый, что приблизит Россию к общемировому уровню по этому показателю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие малого бизнеса в России сегодня важная задача государства и общества. Успешное развитие института малого предпринимательства невозможно без интенсификации инвестиционного процесса. В настоящее время, когда поддержка малого бизнеса стала одним из направлений российской политики, а рынок кредитования малого бизнеса представляет собой переплетение интересов инвесторов, предпринимателей и государства, исследования в данной области приобретают все большее научное и практическое значение.
Малый бизнес в России имеет ряд проблем да ещё мировой финансовый кризис серьёзно осложняет ситуацию. Государство должно поддерживать малый бизнес, но в сложившейся обстановке в экономике страны, когда средства из государственного бюджета буквально тают, осуществлять подобное очень не просто.