Малый бизнес в России: основные проблемы развития и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить проблемы развития малого бизнеса и найти выход из них.
Задачи:
Изучить современные условия развития малого бизнеса.
Рассмотреть правила, принципы организации малого бизнеса, позволяющие достичь его эффективности.
Выявить недостатки малого бизнеса в современной экономике.
Изучить прогноз малого бизнеса в экономике Алтайского края.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Современные условия развития малого бизнеса….……………………........5
2. Правила, принципы организации малого бизнеса...…...................................9
3. Недостатки малого бизнеса в современной экономике……....…………...12
4. Состояние малого бизнеса в Алтайском крае....……………………………18
Список литературы…..………………………………………………………….24
Приложение.……..………………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

     Принципиально важно разделить ответственность между государственными органами исполнительной и законодательной власти, отвечающими, с одной стороны, за формирование и проведение государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, а с другой – за меры по реализации федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства и упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.

     Создание  потребительского спроса и постепенное  преодоление доминирующего (из-за бедности значительной части населения) консервативного типа потребительского поведения. Это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.

     Большую роль играет подготовка универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга и менеджмента и знакомых со спецификой малого предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Недостатки малого бизнеса в  современной экономике 

     Несмотря  на финансовый кризис, Россия не может создать устойчивую экономику, существующую за счет внутреннего спроса. Все же, экономисты, концентрируют свое внимание не на анализ экономических процессов, а на макроэкономические параметры. Проблема развития малого бизнеса (и предпринимательства вообще) не имела адекватного внимания со стороны государства до 2007 г.

     Ментальная и идеологическая проблема  заключается в том, что Россия практически не имеет длительного позитивного опыта развития предпринимательства. За почти 80 лет административной экономики частное предпринимательство, успешно нарождавшееся в России после отмены крепостного права, было практически полностью уничтожено. Степень насыщения экономики деньгами - монетизация  к 2000 г. составляла всего лишь 14.8 %, увеличившись к 2007 г. до 40 % .

     Разрушать легко, а построить значительно  сложнее. Численность наемных работников достигает до 95%. По данным статистики, до 69% не занимаются бизнесом, около 5% хотели бы начать, до 8% начали заниматься, но из них до 60% считают свои деятельность неудачной. И теперь, чтобы малый бизнес «заработал», над ним придется потрудится не только «снизу», но и «сверху», затратив немало усилий.

     Административные  барьеры наносят значительный ущерб  в административных прессах, являющихся экономической основой для коррупции. Созданная система такова, что руководство может потерять рычаги воздействия на свой аппарат, который будет жить своей «жизнью». Государство не должно заниматься излишним вмешательством в процесс принятия частных решений, а напротив - помогать упрощать и делать доступным этот процесс. Чтобы поднять чиновникам зарплату, нужно иметь развитую и цивилизованную экономику, дающую большие налоговые поступления, а для этого необходимо перестать «кошмарить» бизнес. Наиболее корректный выход из проблемы - мотивировать госаппарат на развитие экономики, легализовать высокий уровень доходов чиновников, но поставить его в жесткую зависимость от вклада в реальное развитие экономики.

     Создание  структур, отвечающих за развитие предпринимательства. Для того, чтобы усилия государства по развитию малого бизнеса не прошли впустую, следует учредить государственную структуру, отвечающую за развитие данной сферы.

     Инфраструктурные  барьеры в экономике существуют в огромных ограничениях, не хватает производственных помещений. Для решения проблемы покупки оборудования необходимо дальнейшее развитие лизинга, с возможным механизмом компенсации процентной ставки по лизингу из бюджета.

     Дефицит недвижимости и избыток спекулятивного капитала привели к росту цен  в секторе коммерческой недвижимости, обуславливая увеличение издержек предпринимателей. Новый закон о поддержке малого бизнеса призван помочь этой проблеме путем льготных условий аренды и выкупа помещений [1].

     Будем надеяться, что со временем рыночное предложение помещений, в т.ч. на фоне финансового кризиса, а в дальнейшем, по мере развития цивилизованного рынка недвижимости, сможет уравновесить спрос при гораздо меньшем уровне цен.

     Одним из существенных тормозов развития экономики  является недостаток электрических  мощностей, а также рост коррупции в этой сфере. В целом эта проблема будет решена на фоне фундаментальной программы развития атомной энергетики. Однако пока реальное развитие инфраструктуры отстает от потребностей экономики, лишая ее базиса для дальнейшего развития, порождая еще один замкнутый круг консервации отсталости. В тоже время массированные расходы государства, направленные на эти цели - сейчас лучшее лекарство от кризиса и компенсации роста безработицы.

     Проблема  развития малого бизнеса неразрывно связана с развитием отрасли  средств производства для его  нужд. Это отличная сфера для приложения частного капитала - развитие производства разнообразных павильонов, мини-кафе, мини-магазинов, станков, пекарен; мини-ферм по разведению птицы, свинины, коров; мини-консервных заводов. Не меньший интерес представляет производство дешевых и доступных строительных материалов, малоэтажных готовых домов с их дальнейшей сборкой. Сюда же относятся разнообразный франчайзинг, формирование «под ключ» и продажа готового бизнеса. Эта сфера может быть привлекательной для иностранного капитала, способствуя ускоренному обновлению нашей производственной базы за счет роста импорта передовых технологий и оборудования.

     Финансовые  барьеры, важнейшая проблема развития малого бизнеса - доступность кредита, финансирования, минимизация рисков ведения бизнеса и возвратности кредитования, залогов. Банки не могут пойти на кредитование бизнеса и лиц, не имеющих достаточную степень успешного опыта, а также не имеющих необходимого уровня обеспечения. По разным оценкам, до 50% фирм разоряется в течение первого года. Успех проекта зависит от того, насколько велико желание, увлеченность, профессионализм претендентов на занятие тем или иным видом бизнеса, а также их финансовые возможности. Начинающему бизнесмену для получения кредита часто приходиться заложить квартиру, дачу и пр.

     До  кризиса ряд банков, ориентируясь на спрос, разработал программы беззалогового  кредитования малого бизнеса. Такие  кредиты позволяли получать банкам достаточно неплохую доходность - 20-26% при сносном уровне риска. Интересы развития малого бизнеса (и бизнеса вообще) уже давно требует низких ставок. Сейчас финансовый кризис создаст еще больше проблем для получения финансирования. Дефицит ресурсов, вызванных ужесточением денежной политики и оттоком капитала, ведет к реальному росту ставок на рынке. Решить проблему можно путем развития механизма кредитования с использованием компенсации части процентной ставки из бюджета или фондов развития малого бизнеса. Для принятия решений о выдаче кредитов целесообразно создавать кредитные комитеты, в которые входили бы представители банков, центров по развитию бизнеса и местных органов власти. Неплохой результат в области развития малого бизнеса может дать венчурное, т.е. рискованное, финансирование, дающее высокую доходность за счет небольшого числа успешных, но высокодоходных проектов.

     Рост  издержек производства отмечается как за счет инфляции, растущих тарифов, роста цен на энергоносители, роста процентных ставок (стоимости денег), так и за счет процесса «обеления» бизнеса, сопровождающегося повышением уровня собираемости налогов. Если краткосрочные интересы наших монополистов и приоритеты стерилизационной финансовой политики будут по-прежнему первичными, это будет крайне негативно влиять на ростки инновационной экономики. Необходим разумный компромисс в пользу общенациональных интересов, который в дальнейшем позволит получить всей стране намного больше. Рост тарифов на фоне денежного дефицита следует отложить до лучших времен.

     Административная  экономика при СССР по-прежнему запрещала  развитие института частной собственности, что в дальнейшем еще больше усугубило  процесс отторжения населения от национальных ресурсов страны. И все  эти «рудименты» по-прежнему продолжают «рулить» нашей экономической реальностью. В итоге страна упускает огромные возможности для развития экономики, не получает рабочие места и налоги. Россия имеет колоссальные пространства, но освоить их не может - сказывается дефицит рыночного мышления. В интересах страны создать механизмы доступности земельных ресурсов - чтобы земля обрабатывалась крестьянами, использовалась предпринимателями, стала капиталом. Эта мера создаст в экономике колоссальный спрос вместе с ростом предложения, переведя страну из прозябания на путь «большого толчка».

     Многие  по-прежнему воспринимают цивилизованный бизнес не как основу экономики, прогресса  и богатства страны, а как некий  объект для «экспроприации». Отъем собственности после революции 1917 г. эволюционировал в 90-х в рэкет, а в 2000-е годах в рейдерство, который стало очень серьезной болезнью нашей экономики. Здесь нужна предельно жесткая и четкая позиция государства на защиту прав собственности и бизнеса. И чем дальше будет затягиваться решение этой проблемы, чем ниже будет падать авторитет государства. Либо мы получим эффективную, цивилизованную и устойчивую экономику, либо засилье «серости», нестабильность и социальную неустойчивость.

     Налоговые барьеры. Задача «обеления» экономики, в которой значительная часть предпринимателей в той или иной мере пользуется оптимизационными схемами, создания условий для нормального налогообложения и пополнения бюджета уже давно назрела.

     Снижение  НДС до уровня 10-12% является важнейшей  политической и экономической задачей, направленной на создание благоприятного фона для развития предпринимательства, промышленности, инновационной экономики, конкуренции, санации последствий кризиса, поддержки фондового рынка и пр. Бизнес выйдет из тени, кроме того, любое «выпадение» можно будет скомпенсировать, не затрагивая «инновационных» секторов. Для стимуляции вложения в новое оборудование следует увеличить норму амортизации. Не менее полезным было повышение порога оборота по упрощенной системе налогообложения - ныне это около 25 млн. руб. в год.

     Значительная  часть населения по-прежнему живет  пережитками прошлого, не понимая  преимуществ развитого рынка. При  этом тупиковая модель бюрократического капитализма лишь усиливает сомнения населения в рыночных ценностях.

     Важнейшая составляющая успеха - массовый и правильный ПИАР в поддержку предпринимательства. Телевидению и СМИ не нужно гнаться за «дешевыми» рейтингами, по принципу «people хавает», а следует, наконец, научиться формировать их. Как показывает история, нищие, требующие хлеба и зрелищ, являются крайне плохой основой для мировой державы, но отличной - для ее окончательного развала.

     Предпринимательское сообщество должно более четко осознать свои интересы и научиться отстаивать их. Здесь должен раскрыться потенциал  общественных организаций, защищающих интересы бизнеса (ОПОРА России, Деловая Россия и т.д.) и гражданского общества в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Состояние малого бизнеса в Алтайском крае 

     Малый бизнес начинает развиваться в 90-е  годы. Многие ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика во многом основывается на малых предприятиях.

     В свою очередь малое предпринимательство  не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки. Как правило, любая постановка проблем, сопряженная с малым бизнесом, сходит в состояние, тенденции и задачи его государственной поддержки. Именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу обрести твердую почву под ногами.

     Алтайский край входит в тройку регионов среди  территорий Сибирского федерального округа по основным показателям малого бизнеса: количеству малых предприятий, числу занятых на них, объему произведенных товаров и оказанных услуг. Основные усилия по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры сосредоточены на развитии инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства края (приложение 1).

     Создание  благоприятных условий для предпринимательской  деятельности, поддержка малого и  среднего бизнеса объявленные Минэкономразвития  РФ приоритетным направлением развития национальной экономики на 2008-2010 гг. Задачи, которые направлены на достижение поставленной цели, являются устранение избыточных административных ограничений, обеспечение недискриминационного доступа к ресурсам и совершенствование налогообложения [3]. 

     Данное  направление выявило положительные  тенденции в развитии малого бизнеса в Алтайском крае и усиление его роли в показателях социально-экономического развития региона.

     На  заседании Общественного совета по развитию предпринимательства при  губернаторе Алтайского края начальник  управления края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евгений Дешевых сообщил, что на развитие сферы малого и среднего предпринимательства края за 2008-2010 гг. было направлено более 2 млрд. 600 млн. рублей бюджетных ресурсов. В обсуждении новой программы о государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае, принятой на 2011-2013 годы, запланировано направить не менее 5 млрд. рублей.

Информация о работе Малый бизнес в России: основные проблемы развития и пути их решения