Малый бизнес в России: основные проблемы развития и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить проблемы развития малого бизнеса и найти выход из них.
Задачи:
Изучить современные условия развития малого бизнеса.
Рассмотреть правила, принципы организации малого бизнеса, позволяющие достичь его эффективности.
Выявить недостатки малого бизнеса в современной экономике.
Изучить прогноз малого бизнеса в экономике Алтайского края.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Современные условия развития малого бизнеса….……………………........5
2. Правила, принципы организации малого бизнеса...…...................................9
3. Недостатки малого бизнеса в современной экономике……....…………...12
4. Состояние малого бизнеса в Алтайском крае....……………………………18
Список литературы…..………………………………………………………….24
Приложение.……..………………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

     За  последние три года в регионе  произошло увеличение количество субъектов. Если в 2008 году в крае действовало 85 тыс. субъектов предпринимательства, то в 2010 году количество субъектов возросло на 17 тыс. единиц и составило 102 тыс.ед.

     Оборот  розничной торговли в 2010 году составил 180,4 млрд. рублей или в сопоставимых ценах 106,6% к уровню аналогичного периода  прошлого года. Объем платных услуг, предоставленных населению, достиг 49,9 млрд. рублей или 101,5% к уровню 2009 года (приложение 2).

     Справочно:  оборот розничной торговли в среднем  по России – 104,4%, объем платных услуг  – 101,4%.

     Рост  потребительских цен в Алтайском крае составил 108,2% (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года).

     Справочно: ИПЦ в среднем по России – 108,8% (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года).

     Негативное  влияние на экономическое развитие в первом квартале оказал и сравнительно слабый потребительский спрос, что, в свою очередь, в немалой степени было обусловлено снижением доходов населения. Вместе с тем, темп роста розничного рынка сейчас сопоставим с темпами роста ВВП (на 4,7% по сравнению с I кварталом прошлого года). Это свидетельствует об отсутствии перегрева в данном секторе экономики подобного тому, который наблюдался в преддверии кризиса, когда темпы роста розничной торговли в 2-3 раза превосходили темпы роста ВВП. 
Основным фактором снижения доходов населения в первом квартале стала высокая инфляция. Сильнее всего они снизились именно в январе, когда рост цен на потребительском рынке достиг рекордного значения. Также, на динамику этого показателя могло повлиять увеличение страховых выплат. Часть работодателей в новых условиях могли вернуться к практике занижения официальных зарплат.

     Одним из главных локомотивов роста экономики в первой четверти 2011 года стала промышленность. Правда, и в этом секторе также наблюдается замедление роста – с 6.3% в декабре прошлого года до 5,3% в марте текущего года. По итогам квартала рост составил 5,9%. Отчасти замедление роста можно объяснить высокой базой прошлого года – в I квартале 2010 года рост промышленного производства составил 9,5%. Также низкий результат можно объяснить более теплой по сравнению с прошлым годом зимой, что привело к существенному спаду производства в электроэнергетике в январе. По этой же причине немного сократился внутренний спрос на энергоносители, что вызвало снижение темпов роста в добывающем секторе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В данной работе рассмотрены и решены поставленные задачи. Особое место в работе занимают факторы малого бизнеса, выявлены условия и факторы формирования малого бизнеса. Сдерживают развитие малого бизнеса ряд факторов.

     Во-первых, это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами.

     Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса  сдерживает слабая материально-техническая  база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.

     В-третьих, серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.

     В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала. Основную роль в  финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствующих оздоровлению окружающей среды. В регионах с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу.

     Финансовая  поддержка частного, особенного малого предпринимательства должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов.

     Малое предпринимательство в России не может сформироваться и окрепнуть  без всемерной государственной  поддержки. Как правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым  бизнесом, выходит на состояние, тенденции  и задачи его государственной  поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса.

     Малые предприятия как возникают, так  и распадаются по многим причинам. Доля банкротов среди предприятий  малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

     Отсюда  можно говорить о трех моделях  развития мелкого предпринимательства:

    • консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
    • медленное расширение деловой активности;
    • быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации"
  2. Собрание законодательства Российской Федерации: Еженедельное официальное издание администрации Президента Российской Федерации. – Изд. с 1992 г. – М.: Юрид. лит. – 2004. - №45. – Ст. 4377.
  3. В МЭР разработан комплекс мер по поддержке  МСБ в 2008 г. URL: http://www.file://localhost/newspaper/
  4. Анисимова Т.  Буев В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей.//Вопросы экономики, 2002г.
  5. Волконский В.А. О роли малого и среднего бизнеса в России и мире / В.А. Волконский, Ю.К. Крюков // Экономика и математические методы. – 2005. – Т.41, №1.
  6. Константинова Л.Ф. Проблемы малого бизнеса: учебное пособие. – Иркутск: издательство БГУЭП, 2004.
  7. Макконнелл К.Р.  Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник: пер. с англ./ К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – 16-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2002.
  8. Ослунд А. Условия развития малого предпринимательства / А.Ослунд // Человек и труд. – 2005. – №12.
  9. Райзберг, Б.А.  Государственное управление экономическими и социальными процессами : учебное пособие / Б.А. Райзберг.- М. : Инфра-М,2005.-383 с. - (Сер."Высшее образование")
  10. Самуэльсон, Пол А., Нордхаус, Вильям Д. Экономика : учебное пособие / пер. с англ. под ред. Тарасевича Л.С., Леусского А.И. 16-е изд.-М. : Лаборатория Базовых Данных, 2007.-800 с.
  11. Современная   экономика : многоуровневое учебное   пособие / под ред. О.Ю.Мамедова.-2-е изд., доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005.-608 с.
  12. Экономика : учебник: кн. 2.: ч. 2/ Борисов В.А., Денискина Е. В., Клепов Ю.Г.[и др.].-Барнаул : Изд-во БГПУ, 2007.-289 с.
  13. Экономика : учебник / под ред. докт. эк. наук А.С. Булатова.-3-е изд.,перераб.и доп.-М. : Экономисть, 2006.-894 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1. 
 

       
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2. 
 

     

Информация о работе Малый бизнес в России: основные проблемы развития и пути их решения