Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:39, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и за рубежом.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть роль малого бизнеса для экономики государства;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
- исследовать Зарубежный опыт развития малого бизнеса.
Введение 4
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике 6
1.1 Сущность, пониятие, функции малого бизенеса в экономике государства 6
1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике 9
2 Особенности малого бизнеса 13
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 13
2.2 Малый бизнес в РФ 19
Заключение 31
Список использованных источников 33
Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.
Пройдя сложный путь малый бизнес приобрел следующие особенности:
1. Низкий процент венчурной специализации.
В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.
2. Низкая легитимность малого бизнеса.
Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.
3. Постоянная нехватка финансирования
Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.
4. Неустойчивость малого бизнеса.
Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.
Малый бизнес в России имеет следующие основные характеристики:
1. Гибкость малого бизнеса
Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса
2. Экономичность малого бизнеса.
Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
3. Узкая специализация малого бизнеса.
Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
4. Развитие регионального рынка.
Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.
В курсовой работе, опираясь на данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы за 01.07.2009-01.07.2010 гг. я проанализировала положение малого бизнеса в современной экономике, путем рассмотрения количества действующих малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации и числа работников, занятых на этих предприятиях.
Опираясь, на данные Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики в целом по состоянию на 1 июля 2010 года в Российской Федерации, осуществляли деятельность 5 650 313 субъектов малого и среднего предпринимательства в том числе:
1. 1 374 661 микропредприятий – количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей ;
2. 219 607 малых компаний – количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;
3. 18 260 средних компаний – количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1000 млн. рублей;
4. 4 037 785 индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год.
Количество малых предприятий по федеральным округам и их динамика за период 01.07.2009-01.07.2010 гг. представлено в таблице 2.1
Таблица 2.1 – количество малых предприятий по федеральным округам РФ
Федеральный округ | Общая численность малых предприятий (единиц) | Динамика за период 01.07.2009-01.07.2010 (%) | |
На 01.07.2009 | На 01.07.2010 | ||
Российская Федерация | 227706 | 219607 | -3,6 |
Южный | 21419 | 17818 | -16,8 |
Центральный | 73141 | 68304 | -6,6 |
Северо-Кавказский | 6028 | 5785 | -4 |
Сибирский | 25617 | 25047 | -2,2 |
Северо-Западный | 31103 | 30969 | -0,4 |
Уральский | 13750 | 14312 | +4 |
Дальневосточный | 9576 | 9933 | +3,7 |
Приволжский | 47072 | 47439 | +1 |
По сравнению с первым полугодием 2009 года количество малых предприятий (без учета микропредприятий) в Российской Федерации в среднем уменьшилось на 3,6 % и составило 219 607 единиц.
Динамика числа малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации выглядит следующим образом. На фоне общей тенденции некоторого сокращения числа малых предприятий в трех из восьми федеральных округов зафиксирован прирост числа малых предприятий - Уральский федеральный округ (+ 4%), Дальневосточный федеральный округ (+ 3,6%), Приволжский федеральный округ (+ 1%). Практически неизменным осталось число малых предприятий в Северо-Западном федеральном округе (- 0,4%). Из всех федеральных округов наибольшее сокращение числа малых предприятий наблюдается в Южном федеральном округе (- 16,8%).
Большое значение для экономики имеют индивидуальные предприниматели. Данные Федеральной налоговой службы по Российской Федерации о количестве индивидуальных предпринимателей по федеральным округам представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – количество индивидуальных предпринимателей по федеральным округам в РФ
Федеральный округ | Общая численность индивидуальных предпринимателей (чел.) | Динамика за период 01.07.2009-01.07.2010 (%) | |
На 01.07.2009 | На 01.07.2010 | ||
Российская Федерация | 3 837 370 | 4 037 785 | +5,2 |
Северо-Кавказский | 265 368 | 288 955 | +8,9 |
Приволжский | 796 934 | 850 613 | +6,7 |
Северо-Западный | 318 893 | 336 407 | +5,5 |
Уральский | 861 411 | 908 045 | +5,4 |
Центральный | 335 626 | 350 959 | +4,6 |
Дальневосточный | 532 757 | 555 552 | +4,3 |
Сибирский | 190 493 | 198 536 | +4,2 |
Южный | 535 888 | 548 718 | +2,4 |
По данным Федеральной налоговой службы России на 1 июля 2010 года насчитывается 4 037 785 индивидуальных предпринимателей, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (150 155 ед.). Сохраняется тенденция нарастания темпов роста числа индивидуальных предпринимателей. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года общее число индивидуальных предпринимателей среднем по России выросло на 5,2%.
Из таблицы видно, что наблюдается рост числа индивидуальных предпринимателей во всех федеральных округах, при этом темпы прироста варьируются от 8,9% в Северо-Кавказском федеральном округе до 2,4% в Южном федеральном округе.
В таблице 2.3. показано, что общее число субъектов малого и среднего предпринимательства- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ( без микропредприятий) в первом полугодии возросло на 4,7 % (193 100 единиц) за счет роста индивидуальных предпринимателей и средних предприятий.
Таблица 2.3- количество субъектов малого и среднего предпринимательства по федеральным округам РФ
Федеральный округ | Общая численность субъектов МСП (единиц) | Динамика за период 01.07.2009-01.07.2010 (%) | |
На 01.07.2009 | На 01.07.2010 | ||
Российская Федерация | 4 082 552 | 4 275 652 | +4,7 |
Северо-Кавказский | 271 877 | 295 258 | +8,6 |
Приволжский | 847 951 | 902 026 | +6,4 |
Северо-Западный | 351 786 | 369 176 | +4,9 |
Уральский | 350 793 | 366 758 | +4,6 |
Центральный | 939 134 | 981 181 | +4,5 |
Дальневосточный | 200 747 | 209 181 | +4,2 |
Сибирский | 561 115 | 583 624 | +4,0 |
Южный | 559 149 | 568 448 | +1,7 |