Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:39, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и за рубежом.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть роль малого бизнеса для экономики государства;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
- исследовать Зарубежный опыт развития малого бизнеса.

Содержание

Введение 4
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике 6
1.1 Сущность, пониятие, функции малого бизенеса в экономике государства 6
1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике 9
2 Особенности малого бизнеса 13
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 13
2.2 Малый бизнес в РФ 19
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

 

     Во всех федеральных округах зафиксирован прирост числа предпринимательских единиц, при  этом максимальное значение достигнуто в Северо-Кавказском федеральном округе (+ 8,6%), а минимальное в Южном федеральном округе (+ 1,7%).

В ряду экономической функции, где малое предприятие выступает как работодатель я рассмотрела динамику числа постоянно занятых людей на этих предприятиях.

     Из таблицы 2.4. видно, что число постоянно занятых на малых предприятиях ( без учета занятых на микропредприятиях) в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года снизилось на  193 279 человек (- 3,3%) и составила 5 578 247 человек.

     Таблица 2.4- занятость на малых предприятиях по федеральным округам РФ

 

Федеральный округ

Среднесписочная численность работников малых предприятий (чел)

Динамика за период 01.07.2009-01.07.2010 (%)

На 01.07.2009

На 01.07.2010

Российская Федерация

5 771 526

5 578 247

-3,3

Южный

565 554

499 234

-11,7

Северо-Кавказский

166 092

153 795

-7,4

Центральный

1 656 100

1 575 964

-4,8

Приволжский

1 303 747

1 257 273

-3,6

Сибирский

736 149

725 466

-1,5

Уральский

402 086

401 397

-0,2

Северо-Западный

672 402

690 981

+2,8

Дальневосточный

269 359

274 133

+1,8

 

     Количество работников занятых на малых предприятиях увеличилось в Северо-Западном (+2,8%) и Дальневосточном (+1,8%) федеральном округе.

В Сибирском (-1,5%) и Уральском (-0,2%)федеральных округах уровень занятости в малых компаниях снизился незначительно. Максимальное сокращение числа занятых отмечено в Южном федеральном округе (-11,7%), Северо-Кавказском (-7,4%) и Центральном (-4,8%) федеральных округах.

     Мною была проведена характеристика отраслевой структуры малого предпринимательства.

     Распределение малых предприятий  (без учета микропредприятий) по видам экономической деятельности (в % от общего числа таких числа предприятий) по состоянию на 1 июля 2010 года показано в таблице 2.5.

Таблица 2.5- распределение числа малых компаний по отраслям

 

Вид деятельности (ОКВЭД)

Малые предприятия (без учета микропредприятий)

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

29,8%

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

17,5%

Обрабатывающие производства

16,1%

Строительство

14,1%

Сельское хозяйство

6,1%

Транспорт и связь

5,7%

Здравоохранение и социальные услуги

1,2%

Научные исследования и разработки

1,6%

Гостиничный и ресторанный бизнес

3,9%

 

     Отраслевое распределение общей численности малых предприятий( 219 607 единиц, без микропредприятий, с общей численностью занятых- 5 578,2 тыс. человек) в первом полугодии 2010 года характеризуется преобладанием числа организаций сферы оптовой и розничной торговли- 29,8% от общего ячиса малых компаний  над производственным сектором малого бизнеса, который практически в два раза меньше и составляет 16,1%.

     Второй по численности вид деятельности -  предоставление услуг (17,5%).

     К группе предоставления услуг по ОКВЭД относят операции с недвижимым имуществом, аренда машин и оборудования, прокат бытовых изделий и предметов личного пользования, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки, консалтинг, рекламная и иная деятельность.

     Значительное число малых компаний занято в сфере строительства – 14,1%.

В сферу сельского хозяйства вовлечено 6,1%, транспорта и связи – 5,7%, 3,9% работает в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса.

     Доля малых компаний в сфере здравоохранения и социальных услуг, а так же предприятия осуществляющие научные исследования и разработки в общей численности предприятий малого бизнеса составляет 1,2% и 1,6%.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

     На основании моей курсовой работы могу сделать следующие выводы.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

     В работе мною были подведены следующие итоги:

1.      Малый бизнес – мелкие предприятия играющие огромную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

2.      Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. - Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

3.      Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок.

     На основании текста моей курсовой работы могу сказать, что цель курсовой работы достигнута. Можно считать, что данная тема является очень актуальной. Так как малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

      Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение.

     В ходе работы  я выделила основные факторы затрудняющие эффективную деятельность малых предприятий: высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала,низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

     Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

     Для решения этих проблем в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

     В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

     Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

 

1.      О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон: принят 12 мая 1995 г.// Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004. С.513-517.

2.      Акимов О.Ю.Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика, 2006. 312 с.

3.      Бородина. В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир, 2001. 367 с.

4.      Булатова. А. С. Экономика. М.: Экономист. 2003. 417 с.

5.      Бухвальд Е. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России)/ Е.Бухвальд, А.Виленский // Вопр. Экономики. 2002. №7. С. 109-118.

6.      Добронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест - финансы. 2005. №2. С. 2-11.

7.      Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист. 2008. № 10. С. 21-23.

8.      Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист. 2008. № 34 (269). С.18-24.

9.      Заславская. О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12. С. 44-49.

10. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир. 2008. № 11. С.7-8.

11. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист. 2009. № 1. С. 11-13.

12. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. С. 11.

13. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы. 2008. № 10. С. 21.

14. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть. 2009. № 2. С. 11-12.

15. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: пер. с нем./ под ред. проф. А.П.Поршнева. М.: Финансы и статистика.2006. 488 с.

16. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008. 112 с.

17. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах. 2006. №9. С.109.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 



Информация о работе Малый бизнес в современной экономике