Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:34, контрольная работа
Под методологией в научном плане понимается учение о методе научного исследования. Следует помнить, что это не есть механический набор общих и частных методов. В каждой конкретной науке это есть некое мировосприятие, мировоззрение на то или иное явление, которое предполагает использование совокупности общенаучных и частных методов исследования.
Вместе с тем важнейшей чертой монополистической конкуренции является неценовая конкуренция, которая идет по техническим характеристикам товара, его качеству, услугам и условиям продажи.
Фирма – монополистический конкурент может использовать три стратегии влияния на объем продаж: во-первых, изменять цену, т.е. осуществлять ценовую конкуренцию; во-вторых, следовать стратегии дифференциации продукта; в-третьих, применять стратегию в сфере стимулирования сбыта продукции. Следует заметить, что все три стратегии могут использоваться на рынке монополистической конкуренции одновременно, при этом поведение конкурирующих фирм практически не учитывается, а их реакция не чувствуется и не ведет к формированию контрстратегии.
Спрос на инвестиции зависит от прибыли, которая может быть получена благодаря их осуществлению. Но поскольку ее получение относится к различным периодам времени, возникает проблема сопоставления денежных величин, относящихся к различным периодам времени. Поясним это на примере.
Представьте
себе, что предприниматель
Дисконтирование – операция по приведению к одному времени разновременных стоимостных величин. Как правило, дисконтирование осуществляется исходя из нормы реального процента. Если она составляет, допустим, 5% годовых, тогда прибыль второго года необходимо разделить на 1,05; 3-го – на 1,05 во второй степени; 4-го – на 1,05 в третьей степени.
Проект будет прибыльным в том случае, если его чистая приведенная стоимость (т.е. дисконтированная сумма затрат и прибылей) больше нуля. Формула для ее расчета имеет вид1:
, (8.2)
где NPV – чистая приведенная стоимость;
Pt – прибыль i-го года от реализации проекта;
rr –
дисконтный множитель, в качестве которого
следует принимать реальную норму процента
(в десятичном виде).
Из формулы 8.2 видно, что величина NPV зависит от нормы процента. Чем она выше, тем ниже NPV, и наоборот. Поэтому спрос на инвестиции фирм находится в обратной зависимости от нормы процента. Кроме того, влияние нормы процента на NPV при прочих равных условиях тем сильней, чем более продолжителен период предполагаемых инвестиций.
Поэтому повышение процентных ставок ведет не только к сокращению абсолютной суммы спроса на инвестиции, но и сокращению длительности реализуемых проектов. Это приводит к тому, что в долгосрочной перспективе сокращается сумма амортизации и, следовательно, валовых инвестиций. Кроме того, в долгосрочном периоде спрос на инвестиции как на капитальный фактор, зависит от технологических предпочтений производителей. Повышение процентных ставок ведет к тому, что фирмы начинают применять более трудоемкие технологии.
Все
это свидетельствует о том, что
долгосрочный спрос фирм на инвестиции
в гораздо большей степени
эластичен по норме процента, по
сравнению с краткосрочным.
5. Кривая производственных контрактов. Конкурентное равновесие производителей. Кривая производственных возможностей.
Эта линия называется линией
контрактов, или
линией потребительских
возможностей, так как каждая ее точка
показывает максимально возможный уровень
удовлетворения потребностей одного потребителя
при заданном уровне удовлетворения потребностей
другого.
Эффективность производства. Производство является эффективным (по Парето), если при заданных объемах производственных ресурсов за счет их перераспределения нельзя увеличить производство хотя бы одного блага без уменьшения производства других благ.
Допустим, что для производства благ А и В используются два взаимозаменяемых фактора – труд (L) и капитал (К). Заданы объемы труда и капитала, известна технология производства каждого из благ. Нужно решить, как распределить имеющиеся объемы труда и капитала между производством обоих благ для достижения Парето-эффективности в производстве. Для наглядного решения этой задачи также используем диаграмму Эджуорта. На рис. 10.9 длина сторон
«коробки»
Эджуорта соответствует имеющимся количествам
труда и капитала. В системе координат
(КА, LA) проведем
семейство изоквант,
представляющих технологию производства блага А. Соответственно, в системе координат (КВ, LB) в виде семейства изоквант отобразим технологию производства блага В.
Теперь любая точка в коробке Эджуорта представляет 6 параметров: количество капитала и труда, используемое при производстве каждого из благ, и объемы их производства. Так, точка С указывает на то, что при производстве блага А занято КА,С капитала и LА,С труда, что позволяет произвести 30 ед. этого блага; оставшееся количество факторов (КВ,С, LВ,С) используется для выпуска блага В, что при данной технологии позволяет произвести 25 ед. этого блага.
На основе
рассуждений, аналогичных тем, которые
применялись при анализе
Соединив
все точки касания изоквант в
«коробке» Эджуорта, получим линию,
представляющую множество Парето-эффективных
вариантов использования
Для целей экономического анализа линию производственных возможностей часто бывает удобней представлять в системе координат (QA, QB), как показано на рис. 10.10.
Вогнутость границы производственных возможностей от начала координат указывает на то, что за счет сокращения выпуска каждой следующей единицы одного из благ можно получить все меньшее количество другого блага. Это объясняется тем, что уменьшение производства на неизменной технической базе, как правило, сопровождается снижением эффективности от масштаба: каждая дополнительная порция факторов, перераспределяемая из отрасли А в отрасль В (или наоборот), обеспечивает все меньшее приращение выпуска блага А и все больше сокращает выпуск блага В.
Для количественной характеристики возможности преобразования («трансформируемости») одного блага в другое служит предельная норма продуктовой трансформации (MRPTA,B), которая показывает, насколько следует сократить производство одного блага для увеличения производства другого на единицу при оптимальном использовании имеющихся ресурсов:
Графически
предельная норма продуктовой
Если блага производятся фирмами, максимизирующими прибыль и приобретающими факторы по экзогенно заданным ценам, как это имеет место в условиях совершенной конкуренции, то каждая фирма обеспечит такое сочетание труда и капитала, при котором , а так как при совершенной конкуренции все фирмы покупают факторы производства по одинаковым ценам, то .
Следовательно, в условиях совершенной конкуренции производство благ является Парето-эффективным.
Современное представление об общем конкурентном равновесии дает модель Эрроу-Дебре, в которой рассматриваются независимые действия двух типов экономических субъектов: домашних хозяйств (потребителей) и фирм (производителей).
Поведение
каждого потребителя
Поведение фирм характеризуется выбором объемов производства благ и используемых факторов производства в рамках известных технологических возможностей исходя из максимизации прибыли.
Эрроу и Дебре удалось доказать, что существует состояние экономики, называемое общим конкурентным равновесием, при следующих условиях:
Предпочтения потребителей, с одной стороны, не насыщаемы, с другой – выпуклы, т.е. соответствуют принципу убывающей предельной полезности. Функция полезности, отражающая предпочтения, непрерывно дифференцируемая, т.е. любая касательная к ней имеет одну точку касания.
Общее конкурентное равновесие – это состояние экономической системы, в котором обеспечено рыночное равновесие (т.е. величина спроса равна предложению на каждом рынке), и каждый производитель и потребитель действует в соответствии с приведенными выше правилами.
Так, на
рынке совершенной конкуренции
цены для каждого участника
Информация о работе Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ