Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:34, контрольная работа

Описание

Под методологией в научном плане понимается учение о методе научного исследования. Следует помнить, что это не есть механический набор общих и частных методов. В каждой конкретной науке это есть некое мировосприятие, мировоззрение на то или иное явление, которое предполагает использование совокупности общенаучных и частных методов исследования.

Работа состоит из  1 файл

Методы микроэкономического анализа.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)
  1. Методы  микроэкономического  анализа. Предельный и функциональный анализ.
 

     Для установления причинно-следственных связей, построения моделей и в целом  для усвоения курса микроэкономики необходимо освоить как методологические подходы, так и методы микроэкономического анализа. Ибо только они и могут помочь нам в успешном освоении курса микроэкономики.

     Под методологией в научном плане понимается учение о методе научного исследования. Следует помнить, что это не есть механический набор общих и частных методов. В каждой конкретной науке это есть некое мировосприятие, мировоззрение на то или иное явление, которое предполагает использование совокупности общенаучных и частных методов исследования. Например, в экономической теории существуют различные направления: классическое, неоклассическое (последнее, в свою очередь, подразделяется на монетаризм, теории рациональных и адаптивных ожиданий), кейнсианство, неокейнсианство, посткейнсианство и т.п.

     Каждая  теория объясняет окружающую экономическую  действительность с определенных позиций. Например, классики говорят, что предложение рождает спрос. Исходя из данного постулата доказывается то или иное положение. Кейнсианцы же, напротив, говорят, что спрос рождает предложение, и, соответственно, анализ экономических явлений строят на своем «постулате». А уже в ходе исследования используют совокупность общенаучных и частных методов исследования, которые изучались во вводном курсе экономической теории для доказательства того или иного явления в экономике.

     В микроэкономическом анализе широко используются предельные величины, что дает возможность применять математические методы. Из вводного курса экономической теории известно: чтобы менеджеры на фирме могли максимизировать прибыль, необходимо знать, на сколько увеличатся издержки на дополнительно произведенную единицу продукции. Иначе говоря, необходимо соотнести предельные издержки МС с предельной доходностью единицы продукции МR и ценой единицы продукции Р. При наращивании объемов продукции при данном масштабе производства наступает момент, когда МС = Р. Соответственно, менеджер должен прекратить наращивание производства, чтобы избежать убытков.

     Таким образом, в микроэкономическом анализе  широко используется метод оптимизации (полезности, затрат, прибыли, дохода и т.д.). Именно поэтому основные понятия в микроэкономике имеют предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные издержки, предельная прибыль и т.д. Предельный анализ – неотъемлемая часть микроэкономического анализа.

     Определенную  роль в микроэкономике играет функциональный анализ. Выше мы отмечали, что теория строится при установлении причинно-следственных связей. Например, из математики мы знаем, что существуют функции типа у = f (x). Задача экономиста установить, какая из «переменных» служит причиной (х), а какая – «следствием» (у). Иначе говоря, зависимая переменная – это есть следствие, а независимая – это причина, вызвавшая это следствие. В математике независимые переменные откладываются по оси Ох (абсцисса), а зависимые переменные – по оси Оу (ордината). Если в наличии у нас имеются статистические данные, то по точкам мы можем построить кривую (прямую), показывающую, как причина вызывает следствие (табл. 1.1, рис. 1.1). 
 

     Таблица 1.1

Зависимость между ценой на билеты на дискотеку  и числом посетителей

Цена  билета

(тыс.  руб)

Число посетителей

(чел.)

Точки
100 0 А
50 75 В
25 100 С
10 150 D
5 250 E
1 500 F
 
 
 
 
 
 

(чел.) 
 
 
 
 
 
 

           Как в микроэкономике, так и в макроэкономике, при  изучении взаимодействия хозяйственных  агентов (домашних хозяйств, фирм, правительства) используется метод определения равновесия. Автором первой математической модели общего экономического равновесия в ХIХ в. был Л. Вальрас. Он создал модель общего экономического равновесия в виде системы уравнений. Что характеризует равновесие? Оно характеризует состояния, при котором существует баланс интересов всех хозяйственных агентов – участников данного экономического явления, и не существует тенденции к изменению достигнутого баланса. Равновесие достигается при определенных условиях, которые являются ограничениями для данной ситуации. При изменении условий (ограничений) меняется ситуация и возникает новое равновесие.

    Однако  в 90-е гг. ХХ в. успешно применяется  метод неравновесия, который помогает описать динамические модели. Большинство моделей в микроэкономике сводится к восстановлению нарушенного (вызванного шоками) равновесного баланса. 
 
 

  1. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

      В целях максимизации прибыли чистый монополист может использовать особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию, понятие и виды которой были разработаны английским экономистом А. Пигу.

      Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на различные единицы одного и того же блага, не оправданная никакими различиями в издержках производства.

      Суть  проведения политики ценовой дискриминации  состоит в стремлении монополиста  присвоить себе излишек потребителя  и тем самым максимизировать  свою прибыль.

      Для того чтобы фирма-монополист смогла осуществить политику ценовой дискриминации, рынок должен отвечать двум условиям:

  1. Покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные блага.
  2. Продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага.

      Условия для ценовой дискриминации присутствуют далеко не на всех рынках, но они и не столь уж и редки. Она характерна для предприятий коммунальных услуг, шоу-бизнеса, в сфере образования и здравоохранения и др. Различают три степени ценовой дискриминации.

      При ценовой дискриминации первой степени или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу блага каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен платить за благо. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополией, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его объем продаж.

      Однако  такая ценовая политика крайне редко  встречается на практике, поскольку  для ее осуществления монополист должен обладать удивительной проницательностью и четко представлять, какова максимальная цена может быть, которую готов заплатить покупатель за каждую единицу блага.

      Суть  ценовой дискриминации второй степени заключается в установлении различных цен в зависимости от объема продаж. При покупке большого количества благ потребителю устанавливают более низкую цену за каждую единицу блага. Очень часто проведение такой ценовой политики проявляется в виде различных ценовых скидок (дисконтная карта в супермаркете, к примеру).

      Ценовая дискриминация третьей степени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей, имеющим различную эластичность спроса по цене. Такая ситуация требует сегментации рынка, т.е. формирования групп покупателей в зависимости от их платежеспособности. Таким образом монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки.

      На  «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополисту увеличивать  выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» – высокоэластичен, что дает возможность увеличить  выручку за счет продажи большего количества благ по более низким ценам. Самая сложная проблема ценовой дискриминации третьей степени – сегментация рынка, т.е. надежное отделение «дорогого» рынка от «дешевого». Если допустить просчеты, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь покупатели «дешевого» рынка купят на нем блага по низким ценам и перепродадут их на «дорогом» рынке.

      Механизм  ценовой стратегии третьей степени  можно представить графически (рис. 4.12).

      На  рис. 4.12, а) иллюстрируется ценовой механизм и максимизация прибыли монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию. 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

      Ценовую дискриминацию часто считают  несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение, узнав, например, что человек, сидящий впереди них в электричке, заплатил за билет меньше, чем они.

      Однако  на примере студенческих стипендий (отличники получают повышенную стипендию), снижения оплаты проезда в городском  транспорте и жилищно-коммунальных услуг отдельной категории населения  можно убедиться, что ценовая  дискриминация в некоторых случаях приносит не только вред, но и выгоду. Она способствует достижению большей справедливости и обеспечению условий социальной устойчивости общества. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой ценовая дискриминация всегда будет объектом критики. 
 
 
 
 
 

    1. Основные  черты  монополистической  конкуренции. Дифференциация продукта.
 

      Отрасль, состоящая из большого числа фирм, производящих подобную, но не идентичную продукцию, работает в условиях монополистической конкуренции. Чертами, отличающими монополистическую конкуренцию от других видов конкуренции, являются: дифференциация продукции, наличие множества продавцов, конкуренция по неценовым показателям. Монополизм в данной модели основан на дифференциации продукта, но ограничен большим числом конкурентов.

      Признаками  структуры монополистической  конкуренции являются:

  • присутствие на рынке большого числа фирм;
  • каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, потому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой;
  • фирма самостоятельно определяет собственную ценовую политику, не учитывая реакцию конкурентов;
  • дифференциация продукта осуществляется по его качеству, условиям и услугам, связанным с продажей, размещению, стимулированию сбыта;
  • вступление в отрасль достаточно легкое;
  • иногда дополнительным, но не обязательным условием является несовершенная информация.

      Аналогично  совершенной конкуренции монополистическая  конкуренция характеризуется наличием в отрасли большого количества фирм, при этом каждая фирма производит небольшую долю отраслевого выпуска, а фирмы имеют относительно малые размеры. Вход в монополистически конкурирующую отрасль обычно легок, хотя из-за дифференциации продукта и приверженности части покупателей к определенной фирменной марке он более труден, чем в условиях совершенно конкурентного рынка. Новая фирма должна быть способна не только производить продукцию, но и привлечь к себе покупателей продукции уже действующих на рынке фирм. Завоевание доли рынка для новых фирм будет связано с дополнительными издержками на обеспечение таких свойств продукта, которые отличают его от имеющейся на рынке продукции конкурентов. Кроме того, в отличие от совершенной конкуренции, потребуются средства на рекламу и стимулирование сбыта. Таким образом, фирма, выходящая на монополистически конкурентный рынок, сталкивается с более высокими финансовыми и маркетинговыми препятствиями, по сравнению с фирмой, выходящей на рынок совершенной конкуренции.

      Дифференциация  продукции в условиях монополистической конкуренции приводит к тому, что часть покупателей начинают выделять продукцию одной фирмы среди аналогичной продукции других. Создавая свой собственный вариант товара, каждая фирма приобретает некоторого рода ограниченную монополию. Существует только один производитель йогурта «Савушкин продукт», только один производитель пива «Криница», только один изготовитель пальто «Элема», тем не менее, все названные фирмы сталкиваются с конкуренцией со стороны производителей, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции. Дифференциация продукции дает фирмам возможность обладать ограниченным влиянием на цены. Формируя лояльность потребителей к фирменной марке и компании, фирма способна взимать ценовую разницу. Однако эта ценовая разница чаще всего будет небольшой из-за того, что перекрестная эластичность спроса между товарами монополистически конкурирующих фирм довольно высока. Высокая эластичность спроса по цене для товара любой фирмы создает условия для ценовой конкуренции между продавцами.

Информация о работе Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ