Методы регулирования инфляции в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 13:12, курсовая работа

Описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Содержание

Введение 3



1. Определение инфляции 4

1.1 Что такое инфляция

1.2 Причины инфляции

1.3 Типы инфляции

1.3.1 Инфляция спроса

1.3.2 Инфляция предложения (инфляция издержек)

1.4 Последствия инфляции

1.5 Виды инфляции



2 . Кризисы докапиталистической эпохи 11



3. Методы борьбы с инфляцией 12

3.1 Косвенные методы

Прямые методы


4. Первоочередные антиинфляционные методы 13



5. Методы регулирования инфляции в Республике Беларусь 16

5.1 Последствия инфляции в РБ

5.2 Особенности инфляционных процессов в РБ

5.3 Антиинфляционные методы на 2009 год

Заключение 24



Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

— 204.01 Кб (Скачать документ)

     При инфляции нарушаются три вида равновесия, управляющие здоровьем экономической  системы: сумма цен равна сумме  товарных стоимостей – равновесие, определяющее количество денег в  обращении; равновесие на уровне отдельных  товаров и рынков, когда ему  соответствуют равновесная цена и равновесное производство; равновесие на макроэкономическом уровне, когда  совокупный спрос и совокупное предложение  совпадают.

     Очевидно, что инфляцию будет вызывать любой  фактор, действующий на цены в сторону  их роста, а также любой фактор, действующий на понижение производства товарных стоимостей (первый вид равновесия). Соответственно, на  инфляцию  будут  работать факторы, повышающие спрос  как на уровне одного товара, так  и на макроуровне (2-й и 3-й виды равновесия), а также действующие  на понижение предложения. Даже при  неизменном предложении или при  более медленном росте предложения  по сравнению со спросом.

     Главной целью кредитно- денежной политики является помощь экономике в достижении такого уровня производства, который  характеризуется полной занятостью и отсутствием инфляции. Исходя из этой цели, ДКП (кредитно-денежная политика в дальнейшем) в периоды циклических  спадов вызывает рост денежного предложения, поощряет его расходование, следовательно, поддерживается уровень цен, содействует  оживлению и росту производства. Естественно, в периоды оживления  инфляционных процессов кредитно-денежная политика стремится ограничить предложение денег с тем, чтобы сохранить прошлый уровень цен или не дать ему слишком вырасти. Так или иначе кредитная система стремится приводить в соответствие уровень производства, занятость, инфляцию, цены. Конечно же, в определенные периоды времени та или иная проблема может стать во главу угла – стать целью стратегической. Все зависит от фазы промышленного цикла, характера ее протекания.

     Используя кредитно-денежную политику, государство  стремится к созданию безинфляционной  экономики, функционирующей в условиях полной занятости. Для решения этой задачи оно должно осуществлять контроль за предложением денег. Для регулирования  денежного предложение национальный банк использует разные элементы, в  первую очередь операции на открытом рынке, а также изменения резервной  нормы и учетной ставки.

     Операции  на открытом рынке (на вторичном рынке казначейских обязательств)- наиболее гибкий и тонкий инструмент контроля за предложением денег. Определяя объем купли-продажи государственных облигаций населением и изменяя уровень процентной ставки за кредит и объем спроса на ссуды, национальный банк влияет на величину кредитных резервов коммерческих банков. Массовая продажа ценных бумаг населению, сокращая кредитные резервы коммерческих банков, снижает возможности дальнейшего расширения кредита и повышает его цену (процентную ставку). Скупка казначейских обязательств у населения, напротив, повышает уровень кредитных резервов коммерческих банков, увеличивает их способность «делать» кредитные деньги и снижает уровень процентной ставки.

     Политика  учетной ставки раньше была главным методом централизованного регулирования денежного предложения, а сейчас в большинстве развитых стран используется в качестве вспомогательного средства «подстройки» предложения  денег к потребностям экономики. Изменяя учетную ставку, нацбанк регулирует активность коммерческих банков  на вторичном рынке казначейских обязательств. Ее рост относительно доходности ценных бумаг и уровня процента на рынке федеральных фондов ограничивает возможности их скупки коммерческими банками, а падение приводит к обратному результату со всеми вытекающими для денежного предложения последствиями.

     Изменение нормативного резерва  расширяет предложение денег, так как влияет на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 5. Методы регулирования инфляции в Республике Беларусь

 

     5.1. Последствия инфляции в РБ.

 

     При всем многообразии причин, вызывающих инфляцию, в повседневной экономической жизни она предстает в виде неуклонного роста цен, что чрезвычайно болезненно для общества.

     Устойчивые, уравновешенные цены являются непременным  условием нормального экономического развития, выступают гарантом согласованности процессов производства, распределения, обмена и потребления. Напротив, инфляционные, «взбесившиеся» цены разрушают устойчивый ход общественного воспроизводства. Цены товаров отрываются от их реальной стоимости, теряют свои качества достоверного выражения затрат труда на их производство. В результате нарушаются количественные пропорции в обмене одного товара на другой, деформируются отношения спроса и предложения. Следствием этого является искаженное распределение труда и ресурсов между сферами и секторами экономики, возникают диспропорции в объемах производства товаров и услуг. Перераспределение национального дохода отрывается от его естественной трудовой основы.

     Конкретные  проявления социально-экономических  последствий инфляции — в силу сложности самого явления — масштабны  и разноплановы.

     Наиболее  ощутимым результатом инфляционного  роста цен является «дороговизна»  — катастрофическое удорожание товаров  потребительского назначения. Неуклонное повышение цен на предметы повседневного спроса ведет к сокращению денежных доходов в их реальном выражении, подрывает позиции покупателей на рынках. Ослабление покупательной способности вызывает в свою очередь падение объемов потребления материальных и духовных благ и услуг, существенно ухудшает структуру потребления. В итоге происходит снижение жизненного уровня и ухудшение качества жизни в обществе, появляются абсолютная и относительная бедность и даже нищета.

     Другим  не менее существенным последствием инфляционного повышения цен служит «хаос относительных цен». Неравномерный, противоречивый рост цен на продукцию различных секторов и на отдельные виды товаров взрывает устоявшуюся структуру относительных цен, отрывает цену одних товаров от других. В итоге дезорганизуются нормальные рыночные связи и отношения, производители теряют своих традиционных покупателей и поставщиков, возрастают издержки и ненадежность производства. Экономика в целом впадает в состояние кризисного упадка, в ее структуре возникают перекосы.

     Наконец, еще одним важнейшим следствием инфляционного взлета   цен  является обесценение денег. Потребность  во все большей денежной массе  для обслуживания того же или сокращающегося объема производства и потребления, неправомерное сосредоточение и накопление денег в результате широкой денежной эмиссии порождают грандиозный размах спекулятивной активности на товарно-денежных и валютных рынках. Одни теряют, другие выигрывают. В итоге происходит экономически и социально неоправданное перераспределение общественных доходов и общественного достояния между различными социальными слоями и структурами, угрожающих размеров достигают социальное расслоение и напряженность.

     Остановимся на этих трех ключевых аспектах социально-экономических  последствий инфляции более подробно.

     Падение жизненного уровня, а это главное  и наиболее ощутимое бедствие нашего времени (здесь нет преувеличения) ударило почти по каждому. Отголоски этой трагедии отражаются и в официальной статистике, и в экономических анализах, звучат они и в сообщениях прессы.

     Из-за резкого снижения реальных доходов  населения товарооборот в республике уменьшился наполовину. Многие перестали  летать самолетами, до необходимого минимума ограничили передвижение междугородным автотранспортом. Для многих стали недоступны телевизоры, холодильники, даже велосипеды, не говоря о мебели. Еще совсем недавно килограмм хлеба стоил 12 копеек, картофеля — 10 копеек, а мяса — 2 рубля. Плата за квартиру, электричество, газ и телефон составляла в рублях чисто символическую сумму.

     Последний социологический опрос жителей  республики показал, что более всего  они опасаются недоступности  продуктов питания и товаров  первой необходимости, а также роста  цен на коммунальные услуги. Возрастет удельный вес расходов населения на питание и коммунальные услуги, снизятся расходы на приобретение одежды, обуви и других необходимых товаров. На столах горожан поубавится мяса, колбасных изделий. Возрастет потребление картофеля, молока, яиц и хлеба.

     Таковы, если говорить предельно кратко, оценки нашего положения населением, социологами  и аналитиками.

     Наиболее  высокими темпами росли цены на самые  необходимые, жизненно важные продукты питания, то есть те, на которых держатся многодетные семьи, малообеспеченные, пенсионеры (хлеб, молоко, сахар, картофель и т.п.). Столь же тяжело на эти категории населения давит удорожание жилищно-коммунальных услуг.

     Однако, как ни разительны приведенные показатели роста цен, сами по себе они еще  не дают всей картины негативных последствий  инфляции для уровня жизни. Эти данные раскрывают главным образом динамику, масштабы, всеобщность явления. Чтобы картина обрела полноту, необходимо принять в расчет самую главную принципиальную особенность инфляционного роста цен: в отличие от обычного повышения цен (скажем, в результате возрастания спроса), когда рост цен компенсируется или чаще всего перекрывается доходами потребителей, инфляционное повышение цен обязательно идет в паре, в сцепке с сокращением доходов основной массы населения — происходит не только относительное, но, прежде всего, абсолютное падение покупательной способности общества.

     За  годы инфляции в белорусском обществе произошло неведомое в недавнем прошлом социальное расслоение: на одном полюсе появились бедные и даже нищие, на другом — богатые и даже сверхбогатые. Буквально «из ничего» возникли гигантские состояния. На авансцену жизни вышли «денежные мешки» — банкиры и торговцы, разного рода дельцы и спекулянты (бизнесмены). Одновременно от 35 до 50 процентов рядового населения оказалось за чертой бедности.

     Таким образом, при всех изменениях неизменным остается одно — теряющей стороной (за чей счет идет формирование «нового  класса» и кто оплачивает ликвидацию инфляционной разрухи) выступают лица наемного труда, пенсионеры, иждивенцы, иначе говоря, основная масса населения.

     Когда народное хозяйство поражено инфляцией, потери неизбежны. В условиях же необходимости экономических преобразований инфляция практически им противодействует, поскольку делает невозможными рациональные экономические расчеты. Проблемы, вызываемые инфляцией, почти полностью связаны с неопределенностью. Непредсказуемость экономических явлений и разрушение инфляцией функции цен являются характерной чертой и открытой, и подавленной инфляции, при этом «если открытая инфляция значительно искажает регулирующую функцию рынка, то подавленная инфляция останавливает ее полностью».

 

     5.2. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.

 

      

     Расчет  базового индекса потребительских  цен (базовой инфляции) в РБ производится по варианту формулы Ласпейреса, в  котором используется относительный  показатель изменения цены по сравнению  с предыдущим периодом:

 

                ,

     где It/0 – базовый индекс потребительских цен (базовая инфляция) за период "t" по сравнению с базисным периодом "0";

      - относительный показатель изменения средней цены товара (услуги) "j" в отчетном периоде "t" по сравнению с предыдущим периодом "t-1";

     p0j – цена товара (услуги) "j" в базисном периоде (предыдущем году);

     q0j – удельный вес расходов населения на покупку товара (услуги) "j" в общей сумме потребительских расходов населения в базисном (предыдущем) году;

       – цена (тариф) товара (услуги) "j" в периоде "t-1"; при этом

      Данная  формула арифметически эквивалентна основной формуле Ласпейреса. Она  позволяет учитывать случаи временного отсутствия или появления в продаже  новых видов товаров (услуг), изменения  ассортимента, поскольку примененный  в ней поэтапный метод облегчает  замену и включение в индекс новых  видов товаров и услуг.

     По  данным министерства статистики и анализа  РБ за первые 2 недели января 2006 года уровень  инфляции составил 0.9%. Согласно данным минстата, по сравнению с декабрем 2005 года за 10 месяцев выросли на 3.8% (или 0.4% в среднем за месяц). В аналогичном  периоде прошлого года инфляция была на уровне 5.6% (или на 0.5 % в среднем  за месяц).

     В сентябре 2007 спрос на внутреннем валютном рынке превышал предложение, и поэтому  НББ осуществлял продажу валюты в целях поддержания обменного  курса. Однако за счет увеличения остатков средств правительства на валютных счетах в НББ (на 20.2% м/м {изменение  за месяц}) чистые иностранные активы ОДКР немного выросли (на 2.6% м/м). Для  стимулирования кредитования НББ увеличил объем рефинансирования банков через  ломбардные аукционы. Поэтому требования НББ к  банкам увеличились на 14.9% м/м, что стало основным каналом  увеличения предложения денег. В  результате за сентябрь денежная база увеличилась на 5.0% м/м, а в годовом  исчислении – на 37.8% г/г (37.1% г/г {изменение  год к году} в августе).

Информация о работе Методы регулирования инфляции в Республике Беларусь