Международная интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы ставится изучение теоретических аспектов международной экономической интеграции, а также оценка современного состояния международных экономических связей и их перспектив.

Основными задачами данной курсовой работы были:
определение понятия «интеграция» и связанных с ним явлений мировой экономики;
изучение целей и задач международной экономической интеграции;
рассмотрение интеграции на примере главных международных объединений
определение тенденций и предпосылок развития международной экономической интеграции

Содержание

Введение3
1. Общая характеристика международной интеграции
1.1 Сущность международной интеграции, ее формы 5
1.2 Цели, задачи и последствия интеграции 9
2. Главные интеграционные группировки мира
2.1 Европейский союз. Механизмы интеграции в Европейском союзе12
2.2 Механизмы интеграции Всемирной торговой организации 17
3. Тенденции и предпосылки развития международной экономической интеграции21
Заключение24
Список литературы26

Работа состоит из  1 файл

Интеграция.docx

— 60.03 Кб (Скачать документ)

Итак, многочисленные интеграционные объединения, существующие в современном  мире, ставят перед собой в принципе схожие задачи, выполнение которых  в принципе и является основой  деятельности любого интеграционного  объединения.

Последствия экономической  интеграции. Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.

Кроме того, экономическое сближение  стран в региональных рамках создает  благоприятные условия для фирм стран — участниц экономической  интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Это также способствует распространению передовой технологии.

Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно  решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий  развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке  труда, проводить научно-техническую  политику, что характерно для стран  — членов ЕС. 

Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных  регионах. Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров. Нельзя не отметить, что олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ  МИРА

2.1 Европейский союз. Механизмы  интеграции в Европейском союзе.

Европейский Союз – это интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов” (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).

Включает 27 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

Основные провозглашенные цели Союза:

  • введение европейского гражданства
  • обеспечение свободы, безопасности и законности;
  • содействие экономическому и социальному прогрессу;
  • укрепление роли Европы в мире

История создания. Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного  союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и  услуг на территории Сообщества, а  также введение общей политики в  области сельского хозяйства. Подписавшие  его страны обязывались начать сближение  в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический  и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались  или ослаблялись в зависимости  от политической и экономической  конъюнктуры.

При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):

  • «первая опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС);
  • «вторая опора» – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);
  • «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние  на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью  инструментов торговой и структурной  политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке  и исследованиям и т.д.) или  микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например –  в области охраны труда). В 1990-х  по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического  регулирования.

Маастрихтским договором 1992 были установлены  жесткие критерии конвергенции, необходимые  для введения единой валюты – евро, регулирующие предельные уровни:

  • инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
  • процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
  • дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
  • государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
  • в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.

Формирование ЭВС происходило  в три этапа и завершилось  введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки.

Внутри ЭВС экономический  и валютный элементы интеграции органически  связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая  политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать при  существенно различающихся национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности  и т.п.

Экономика. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 16,45 трлн $ по номинальному значению, что составляет более 21 % мирового объёма производства (Рис. 1). Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг.

Рисунок 1. Евросоюз и семь следующих крупных экономик мира по номинальному ВВП (МВФ, 2009)

 
 




Внутренний рынок. Развитие между странами-участниками общего рынка, а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания ЕС. Общий рынок провозглашает  четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала.

Свобода движения капитала подразумевает  не только возможность беспрепятственных  платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций  компаний и инвестирование между  странами.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания, работы и учёбы.

Свобода движения услуг и свобода  учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе.

Конкуренция. Евросоюз разрабатывает и контролирует исполнение антимонопольного законодательства для обеспечения на внутреннем рынке свободной конкуренции. Комиссия, являясь регулирующим органом в вопросах конкуренции, отвечает за антимонопольные вопросы, контроль слияний и поглощений предприятий, разделение картелей, поддержку экономического либерализма и контроль за оказанием государственной помощи.

Сельское хозяйство. Единая сельскохозяйственная политика — старейшая из программ Европейского экономического сообщества.  Политика ставит целью увеличение сельскохозяйственной производительности, обеспечение стабильности снабжения продовольственными товарами, обеспечение достойного уровня жизни сельскохозяйственного населения, стабилизацию рынков, а также обеспечение разумных цен на продукцию.

 Механизм интеграции. Анализ длительного опыта ЕС позволяет сделать еще один вывод: сообщество продвинулось за счет обеспечения целой системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно уделяется первостепенное внимание.

Характерные черты системы политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов:

  • сочетание институтов двух типов: межгосударственных и наднациональных. Лица, входящие в органы первого типа, действуют в качестве официальных представителей государств-членов. Члены органов второго типа также предлагаются каждым государством, но действуют как независимые лица, не связанные никакими инструкциями от своих правительств. Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса между интересами отдельных государств-членов и интересами ЕС в целом;
  • гибкое разделение компетенций между институтами ЕС и национальными правительствами. Можно выделить три основных варианта разделения компетенций: сферы, в которых осуществляется общая политика на уровне ЕС (аграрная, торговая и т, д.); Сферы смешанной компетенции, где за отдельные направления или группы вопросов отвечают органы ЕС, а остальные по-прежнему находятся в ведении национальных правительств (региональная, социальная и т. д.); сферы, в которых функции ЕС ограничиваются координацией действий государств-членов и выработкой рекомендаций (макроэкономическая, политика в области окружающей среды и т. д.);
  • многообразие типов принимаемых решений — от регламентов и директив, обязательных для исполнения национальными правительствами и всеми участниками интеграции, до заключений, имеющих рекомендательный характер;
  • примат права ЕС над национальным правом государств-членов в пределах, определяемых содержанием основополагающих договоров.

В организационной структуре ЕС нашел отражение традиционный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций. В число основных институтов Союза входят:

  • Европейский парламент - представительный орган, осуществляет контроль за деятельностью Комиссии, утверждает бюджет ЕС, участвует в процессах выработки и принятия новых законодательных актов. Его одобрение обязательно при заключении договоров о вступлении новых членов в ЕС и соглашений ЕС с третьими странами.
  • Европейский совет - орган принятия решений
  • Комиссия – подготавливает решения и их исполнение, включая контроль над тем, как они исполняются национальными органами. Комиссия управляет финансами ЕС — бюджетом и структурными фондами.
  • Европейский суд - обеспечивает единообразное толкование законодательства ЕС, рассматривает и регулирует разногласия между государствами-членами, между ними и ЕС, между институтами ЕС, наконец, между ЕС и физическими либо юридическими лицами.

Особо следует сказать о таком  «механизме» интеграции, как мобилизация  общественной поддержки строительству  объединенной Европы. Ведущую роль в этом сыграли наиболее влиятельные политические партии — социал-демократические, христианско-демократические, либеральные и консервативные, которые, за редким исключением, активно поддерживали курс на интеграцию.

 

2.2 Всемирная торговая организация  (ВТО)

ВТО – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

ВТО функционирует с 1 января 1995, решение  о ее создании было принято в конце  многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который  завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в  Марракеше в апреле 1994, поэтому  Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами  являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме  этой организации.

Главная задача ВТО –  содействовать беспрепятственной  международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая  свобода в международной торговле способствует экономическому росту  и повышению экономического благосостояния людей.

Информация о работе Международная интеграция