Международная интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы ставится изучение теоретических аспектов международной экономической интеграции, а также оценка современного состояния международных экономических связей и их перспектив.

Основными задачами данной курсовой работы были:
определение понятия «интеграция» и связанных с ним явлений мировой экономики;
изучение целей и задач международной экономической интеграции;
рассмотрение интеграции на примере главных международных объединений
определение тенденций и предпосылок развития международной экономической интеграции

Содержание

Введение3
1. Общая характеристика международной интеграции
1.1 Сущность международной интеграции, ее формы 5
1.2 Цели, задачи и последствия интеграции 9
2. Главные интеграционные группировки мира
2.1 Европейский союз. Механизмы интеграции в Европейском союзе12
2.2 Механизмы интеграции Всемирной торговой организации 17
3. Тенденции и предпосылки развития международной экономической интеграции21
Заключение24
Список литературы26

Работа состоит из  1 файл

Интеграция.docx

— 60.03 Кб (Скачать документ)

В настоящее время ученые считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1) Отсутствие дискриминации в торговле. Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2) Снижение торговых (протекционистских) барьеров. Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3) Стабильность и предсказуемость условий торговли. Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4) Стимулирование соревновательности в международной торговле. Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5) Льготы в международной торговле для менее развитых государств. Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

Практические  принципы работы ВТО. В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Основные функции ВТО:

  • контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
  • создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
  • урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
  • контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
  • оказание помощи развивающимся странам;
  • сотрудничество с другими международными организациями.

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим  количеством стран, участвующих  во внешнеторговых отношениях, они  часто вызывают дебаты и споры. Поэтому  одна из основных задач ВТО заключается  именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров. В тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».

Россия и ВТО. Поскольку экономика России все сильнее интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО. Лишь в 2011 году многолетние переговоры принесли свои результаты. К концу октября 2011 года при посредничестве Швейцарии был согласован текст договора о вступлении России в ВТО между Россией и Грузией.  Со слов российской стороны, в соответствии с этим соглашением аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам. Рабочая группа по присоединению России к ВТО утвердила протокол о присоединении. Она будет рекомендовать принять Россию в ВТО на заседании в декабре 2011 года. Таким образом, уже в 2012 Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации.

Условия присоединения. В течение первого года после вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и  открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны  внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и  импортеров в самой России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предпосылки международной экономической интеграции

Предпосылки международной экономической  интеграции состоят из:

• Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.

За редким исключением  межгосударственная интеграция развивается  либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в  рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между  государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного  типа между индустриальными и  развивающимися государствами, хотя и  имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем  пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В  этом случае из-за изначальной несовместимости  хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном  партнерстве, торговых преференциях и  т.п., срок действия которых растягивается  на многие годы до тех пор, пока в  менее развитой стране не будут созданы  рыночные механизмы, сопоставимые по степени  зрелости с механизмами более  развитых стран.

• Географической близости интегрирующихся стран, наличие  в большинстве случаев общей  границы и исторически сложившихся  экономических связей.

Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном  континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих  на одном языке. К изначальной  группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного  объединения, подключались другие соседние государства.

• Общности экономических  и иных проблем, стоящих перед  странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического  сотрудничества и т.д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые  реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

• Демонстрационный эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные  экономические сдвиги (ускорение  темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое  воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран  бывшей рублевой зоны как можно быстрее  стать членами ЕС, даже не имея для  этого сколько-нибудь серьезных  макроэкономических предпосылок.

• «Эффект домино».

После того как большинство  стран того или иного региона  стали членами интеграционного  объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные  с переориентацией экономических  связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся  за пределами интеграции. Некоторые  из них, даже не имея существенного  первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в  подключении к интеграционным процессам  просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое  заключение многими латиноамериканскими  странами соглашений о торговле с  Мексикой после ее вхождения в  Североамериканскую зону свободной  торговли - НАФТА.

Анализ современной мировой  экономики и происходящих в ней  интеграционных процессов позволяет  выделить две основные тенденции. Одна из них – количественный рост стран, объединенных в различные международные  экономические союзы и другие международные экономические альянсы, что является свидетельством нарастающей  глобализации экономики. Другая тенденция  – непрерывное совершенствование  форм и методов реализации мировой экономической интеграции, что говорит о происходящих в этом процессе глубоких качественных изменениях.

На современном этапе  международная экономическая интеграция достигла глобальных масштабов. Глобализация экономики представляет собой высшую форму международной экономической  интеграции. Она выражается в организации  и деятельности межгосударственных и международных экономических  объединений, а также в появлении  и развитии в современном сообществе международных экономических институтов и транснациональных компаний.

Если ранним ступеням международной  экономической интеграции была присуща  практически лишь одна форма ее реализации – международная торговля, то этап глобализации наряду с этим предполагает в планетарном масштабе перемещение  рабочей силы, капитала, научно-технических  знаний и информации.

Таким образом, на стадии глобализации международная экономическая интеграция приобретает не только более значимые количественные характеристики, но и  новые более развитые формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, современный мир уже немыслим без тесного экономического сотрудничества между государствами. Именно экономическая  интеграция обеспечивает эффективность  национальных экономик многих стран, позволяет  привлекать большие потоки инвестиций, создает твердую почву для  политического сотрудничества государств и поддерживает покой и стабильность во всем мире.

В ходе курсовой работы была раскрыта сущность понятия международной  экономической интеграции, определены объективные предпосылки, уровни, цели, задачи и преимущества интеграции. Также были исследованы последствия  международной экономической интеграции и проанализированы современные  направления международной экономической  интеграции. В целом международная  экономическая интеграция – это  характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении  конкурентоспособности на мировом  рынке стран участниц интеграционных группировок.

В мировом хозяйстве выделяются регионы, где процессы экономической  интеграции наиболее выражены: Западноевропейский, Североамериканский и Азиатско-Тихоокеанский. Однако механизм и степень интегрирования в каждом из регионов имеют свои особенности

Наиболее зрелой формой экономической  интеграции является Европейский союз, сформировавшийся на основе целого ряда договоров и соглашений. В рамках ЕС не только отменены барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и  рабочей силы, но и создается экономический, валютный и политический союз.

Одной из важнейших международных  организаций также является ВТО, призванная регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли.

Экономическая взаимозависимость  стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Международная интеграция