Международная валютно-финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 07:56, курсовая работа

Описание

Познание международной валютно-финансовой системы открывает большие возможности для изучения мировой экономики. Для того чтобы лучше понять международные отношения стран необходимо в первую очередь проследить эволюцию изменения мировой валютной системы. А так как неотъемлемой частью финансовых отношений стран являются деньги, то, следовательно, имеет смысл рассмотреть, от чего зависит курс национальной валюты и как он формируется и влияет на международные отношения страны.

Содержание

Введение
1.Сущность валютных отношений. Виды валютных систем
1.1.Международные валютно-финансовые отношения
1.2. Виды международных валютно-финансовых систем
1.2.1.Парижская валютная система: золотой стандарт
1.2.2 Генуэзская валютная система
1.2.3 Бреттон-Вудская система
1.2.4 Ямайская валютная система
1.2.5 Европейский экономический союз
2.Валютный курс и инструменты его регулирования
2.1 Функции валютного курса
2.2 Факторы, влияющие на валютный курс
2.3 Понятие реального курса
2.4 Паритет покупательной способности
2.5 Свободно плавающие и фиксированные валютные курсы
2.5.1.Свободно плавающие валютные курсы
2.5.2.Фиксированные валютные курсы
3.Международные валютно-финансовые институты
4.Перспективы развития международной валютно-финансовой системы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экон. теории.doc

— 1.20 Мб (Скачать документ)

Главная задача Международного Валютного Фонда заключается в наблюдении  за проводимой странами-членами  кредитно-денежной политики  и политикой  по установлению валютного курса. Согласно идеологии МВФ,  упорядоченная валютная система  является принципиальным условием  процветания мировой экономики, содействует торговле,  создает рабочие места,  расширяет  экономическую активность и поднимает  жизненный уровень населения. Персонал МВФ насчитывает  2000 сотрудников, Фонд в отличие от Всемирного Банка не имеет  филиалов, кроме  отделений в Париже, Женеве и ООН. Директором – распорядителем МВФ традиционно выбирается представитель Западной Европы.  
Основными задачами МВФ на ближайшие годы  являются предотвращение экономических кризисов, борьба с бедностью  и противодействие доступу  террористов к финансовым источникам. В этих целях  МВФ разрабатывает показатели, позволяющие  диагностировать  факторы риска в экономике  тех или иных стран. МВФ выступает за снижение цен на нефть на мировых рынках. При высоких ценах снижается  рост экономики и, соответственно, возможности фонда  по оказанию финансовой помощи бедным странам. 

Внешний долг — задолженность государства  иностранным гражданам,  фирмам и финансовым институтам. Внешняя задолженность измеряется суммой финансовых обязательств  страны иностранным  кредиторам, подлежащих  погашению в установленные сроки. Наиболее остро проблема внешней задолженности стоит перед развивающимися странами. Урегулирование внешней задолженности  решается преимущественно  на многостороннем уровне в рамках «Парижского клуба» государств-кредиторов, «Лондонского клуба» частных банков-кредиторов, МВФ и ВБ.   
Согласно прогнозам МВФ внешний долг развивающихся стран постепенно снижается. В 1995 г.  объем долгов зарубежным инвесторам составлял 180% от объемов экспорта развивающихся стран, в 2004 г. этот показатель снизился до 120 %. Общая сумма долговых обязательств развивающихся стран  перед западными банками составила в начале 21 века 1, 2 трлн. долларов США.  Наиболее крупные долговые обязательства имеют Гонконг (175 млрд.),  Бразилия (85 млрд.), Россия (76 млрд.), Мексика (63 млрд.) и Аргентина (60 млрд.). Долг  африканских стран составляет 58 млрд. долларов, а ближневосточных стран — 57 млрд. долларов. Наиболее «обременены» долгами латиноамериканские страны, их внешний долг составляется 190 % экспорта.  
МВФ принял решение о списание  90 % долга  наиболее бедных стран, что составляет всего лишь 2 % общей задолженности  развивающихся государств.

Основная  причина  долгового кризиса  связана с отрывом  глобализации мировой финансовой системы от реальной экономики. Виртуальные потоки  капиталов на спекулятивном рынке часто приводят к  падению курса национальных валют и обесцениванию национального богатства. Неоправданно быстрое открытие национальных экономики  для иностранного капитала  без принятия  необходимых защитных мер послужило важной причиной  азиатского финансового кризиса конца 90-х годов.

2)Всемирный Банк. Основной обязанностью Всемирного Банка  является  финансирование экономического развития, а его  главная цель  заключается в содействии  социально-экономического прогресса в развивающихся странах.

Всемирный Банк  включает  Международный  Банк Реконструкции и Развития и Международную  Ассоциацию Развития. В ВБ  входят и другие  организации (юридически и финансово от него независимая Международная Финансовая Корпорация, Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров, Многостороннее  Агентство  по гарантии инвестиций). Всемирный Банк  имеет персонал в 6000 человек и  около 40  отделений  по всему миру. По неофициальной договоренности главой ВБ избирается американец.

Главной целью деятельности Международного банка реконструкции и развития  (МБРР) является  борьба с бедностью и содействие устойчивому развитию развивающихся стран. МБРР предоставляет займы, гарантии и принимает меры, не связанные с кредитованием, оказывает аналитические  и консультативные услуги. Прибыль Банка используется  для  обеспечения финансовой стабильности, позволяющей  странам-клиентам занимать  средства на рынках капитала под низкий процент на выгодных условиях. МБРР принадлежит  странам-членам, каждая из которых имеет право  голоса пропорционально размеру отчисляемых  взносов в капитал Банка.  За время существования МБРР выдал кредитов на 400 млрд. долларов США. В 2002  финансовом году сумма кредитов составила 12 млрд. долларов США.  Был осуществлено 96 финансовых операций в 40 странах.

Международная Ассоциация Развития была создана в 1960 году  специально  для предоставления  развивающимся странам  займов и кредитов на льготных условиях. В первую очередь средства  направляются в наименее  развитые из развивающихся стран с доходом на душу населения не  более  400 долларов в год. 
ВБ является инвестиционным банком и оказывает посреднические  услуги  между инвестором  и получателем, занимая у одного и давая взаймы  другому.  Владельцами Банка  являются правительств более 170 стран-членов, имеющих  акционерный капитал.  Стоимость акционерного капитала оценивалась в  начале 90-х годов  примерно в 180 млрд. долларов. Банк ссужает деньги  только  кредитоспособным  правительствам. Наиболее благоприятные условия  для получения кредитов  имеют  бедные страны. Богатые страны и  отдельные частные лица не имеют права  пользоваться кредитами ВБ.  
Всемирный Банк  осуществляет  проекты  развития экспорта в восточноевропейских странах. Эти проекты  осуществляются  путем кредитования экспортного производства, предоставления  технической (финансовой) помощи для развития  маркетинговой деятельности, содействия  созданию  информационной инфраструктуры предприятий-экспортеров.  Проекты финансирования экспорта  финансируются за счет  кредитной линии  ВБ. Проекты осуществляются  совместно с государственными экспортно-импортными банками. Например, в Украине таким финансовым институтом является Укрэксимбанк,  предоставляющий  гранты под конкретные проекты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Перспективы развития  международной   валютно-финансовой системы: 

В декабре 1991 г. руководители государств - членов Европейского сообщества подписали  Маастрихтский договор, которым  предусматривалось создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты. После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал реальностью.

Первоначально в его состав вошли 11 государств - членов Европейского Союза - Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Присоединение к ЭВС остальных четырех стран Евросоюза - Великобритании, Дании, Швеции и Греции - является делом времени.  

1 января 1999 г. страны - участницы ЭВС ввели единую валюту Евро.  

Правовой  статус Евро определяется соответствующими международными договорами, заключенными странами - членами ЕС, включая Маастрихтский  договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на принципах  и нормах международного частного права. 

Однако  одновременно Евро имеет ряд особенностей, которые радикально отличают его  от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными валютами 11 стран  ЭВС - он находится в особом положении  по отношению к этим валютам, которое является предметом соответствующего правового регулирования. 

В правовых актах ЕС, касающихся Евро, выделяются следующие положения:

- Начиная  с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически  переведен в Евро в соотношении  1:1. Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь обслуживаются в Евро.

- Установлены  окончательно зафиксированные обменные  курсы национальных валют по  отношению к Евро; эмиссия национальных  валют поставлена под контроль  Европейского центрального банка;  самостоятельная котировка национальных валют прекращена, а их курсы автоматически следуют за Евро.

- Все  платежи и расчеты, связанные  с бюджетом ЕС, переведены на  Евро.

- Новые  выпуски государственных ценных  бумаг 11 стран - участниц ЭВС  размещаются только в Евро.

- Расчеты  между государствами и государственными организациями стран ЭВС производятся в Евро.

- Вне  указанных выше областей, в которых  переход на Евро обязателен, участники  хозяйственного оборота сохраняют  свободу выбора валюты; вплоть  до 31 декабря 2001 г. действует правило  "никаких запретов, никаких ограничений".

- В полном  соответствии с нормами международного  частного права введение Евро  не может служить основанием  для применения принципа резкого  изменения обстоятельств, которое  выходит за пределы общепринятого  риска и требует пересмотра контрактов. Это означает, что действительность и преемственность всех контрактов и других юридических инструментов полностью сохраняются.

- 1 января 2002 года в обращение будут выпущены  купюры и монеты Евро, в течение  последующих шести месяцев национальные валюты в наличном обороте будут в обязательном порядке конвертированы в Евро и прекратят свое существование. После этого Евро превратится в единственное законное платежное средство на территории Экономического и валютного союза. Национальные валюты 11 стран ЭВС, естественно, прекратят хождение и на территории третьих стран.

- Упраздненные  купюры и монеты национальных  государств, вошедших в ЭВС, будут  в течение неограниченного времени  обмениваться на Евро кредитными  учреждениями на территории союза. 

После краха Бреттон-Вудской системы и Смитсоновского соглашения 1973 года у центральных банков оказались развязаны руки. Они напечатали денег, которые пошли на финансирование социальных расходов государства в соответствии с идеей так называемого «государства всеобщего благосостояния» и поддержку нерентабельных предприятий. Предприятия эти либо непосредственно принадлежали государству, либо жили на государственные субсидии. Кроме того, центральные банки открыли коммерческим банкам весьма «гибкие» кредитные линии, так что эти последние смогли выдавать огромные кредиты региональным и муниципальным властям. 

Для тех, кто первым получил доступ к новым  деньгам, наступили золотые дни. Однако были и побочные эффекты:

Во - первых, вызванный эмиссией рост цен (иначе говоря, инфляция) привел к «бегству от денег», что ударило по рынку кредитов. Это, естественно, вызвало недовольство со стороны банков и промышленности.

Во - вторых, инфляция ударила по людям с фиксированными доходами и обесценила сбережения населения. Это вызвало недовольство со стороны среднего класса, особенно госслужащих.

В - третьих, инфляция привела к тому, что граждане стали менее охотно делать сбережения. Во многих странах эта тенденция только начала намечаться, однако все заинтересованные лица ясно понимали, что рост темпов инфляции неизбежно вызовет резкое сокращение сбережений. Поскольку в то время существовали гораздо более жесткие, чем сейчас, ограничения на передвижения капиталов, то эта перспектива вызывала законную тревогу у бизнесменов. Государства в лице руководителей своих органов, и те забеспокоились ввиду возможного сокращения налоговых поступлений.

В - четвертых, возникла новая проблема – скачки валютных курсов.

В новой  системе, основанной на необеспеченных бумажных деньгах, всё было по-другому. Национальные валюты утратили всякую связь с золотом, поэтому центральные банки стали сами решать, сколько им напечатать денег. Так как франков печаталось больше, чем немецких марок, а немецких марок – больше, чем швейцарских франков и т.п., то пропорции, в которых валюты обменивались одна на другую, стали постоянно меняться, причем непредсказуемым образом. Это негативно сказалось на международной торговле, в особенности, на движении капиталов. 

На этом фоне повсюду возникли новые группы интересов, требовавшие возврата к системе фиксированных курсов. В 1979 году их усилия привели к созданию Европейской валютной системы. На Бременской конференции в конце 1978 года правительства

Франции, Германии, Италии, Голландии, Бельгии, Люксембурга, Дании и Ирландии договорились об установлении «коридоров» для национальных валют. В результате на свет появилась претенциозная конструкция, получившая дезинформирующее название «Европейской валютной системы» (ЕВС). 

EBС соответствовала  тем требованиям, выполнение которых было существенно для пролоббировавших её правящих группировок. После ее введения произошла стабилизация обменных курсов. Риск, связанный с международными инвестициями, уменьшился, появились устойчивые гарантии исполнения внешнеторговых контрактов. Надо подчеркнуть, что от перечисленных изменений выиграли не только «капиталисты», но все граждане, потому что углубление международного разделения труда увеличивает производительность труда во всех странах. 

В то же время ЕВС не предусматривала  погашения национальных валют золотом. В этой системе вообще не было денежного товара, подобного золоту. Национальные валюты продолжали быть необеспеченными бумажными деньгами, ЕВС регулировала исключительно курсы, по которым они обменивались друг на друга. 

Понятно, почему ЕВС была устроена именно таким образом. Наличие денежного товара (золота) резко ограничивает возможность эмиссии необеспеченных денег. Но правящие круги стран, создавших ЕВС, как раз больше всего были заинтересованы в том, чтобы иметь возможность допечатывать «пустые» деньги. Именно приоритетный доступ к новым деньгам обеспечивал укрепление их экономических позиций. Поэтому ЕВС могла быть основана только на бумажных деньгах.

Информация о работе Международная валютно-финансовая система