Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:57, курс лекций
Целью курса является формирование комплекса знаний у студентов, необходимых для понимания проблем международных кредитных и валютно-финансовых отношений.
В результате изучения данного курса перед студентами ставятся следующие задачи:
─ изучение структурных принципов, элементов и практики функционирования мировой и национальных валютных систем;
─ рассмотрение процесса создания и первого опыта функционирования Европейского экономического и валютного союза, основанного на новой национальной валюте евро;
─ анализ научно-практических проблем платежного баланса;
─ анализ структуры и отличительных особенностей развития современных мировых, региональных и национальных валютных рынков и их ключевой роли в осуществлении валютных операций и международных расчетов;
Тема 2: Эволюция мировой валютной системы и современные валютные проблемы.
Тема 3: Платежный баланс
Тема 4: Регулирование международных валютных отношений. Валютная политика.
Тема 5: Международные расчеты.
Тема 6: Международные кредитные отношения.
Тема 7: Мировые валютные, кредитные и финансовые рынки. Рынки золота.
Тема 8: Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.
Тема 9: Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
Углубление теоретического материала и определение его связи с действительностью происходит в процессе изучения дополнительного материала, представляемого на практических занятиях в форме доклада (см. Приложение Б). Практические занятия ставят перед собой цель научить студента не только теоретическим знаниям курса., но и развивать практические навыки.
Итоговый контроль по дисциплине «Международные валютно-кредитные финансовые отношения» осуществляется в виде зачета. (Вопросы к зачету для студентов очного и заочного отделения предоставлены в приложении В)
5 Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения представлено в Приложении Г.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
Дополнительная литература:
При изучении курса также рекомендуется
использовать периодическую литературу,
в которой рассматриваются
Экономическая периодика:
- Банковское дело
- Вопросы экономики
- Мировая экономика и
- Финансы и кредит
- США. Канада: Экономика. Политика. Культура
- РЭЖ
- Международная экономика
- Экономист
- Экономический анализ. Теория и практика
- Эксперт
Приложение А
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
А.1 Методологические подходы к изучению дисциплины
Формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в области международных валютно-кредитных отношений на основе освоения ими знаний, приобретения умений и навыков, связанных с валютными и кредитными отношениями участников внешнеэкономических операций.
А.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
Формы лекционных занятий и их краткая характеристика.
Лекция-беседа. Это наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения обучаемых в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Её преимущество перед традиционным «монологическим» чтением лекции состоит в том, что она позволяет привлечь внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, определить более адекватное для данной аудитории содержание, способы и приёмы изложения учебного материала. Лекция-беседа позволяет расширить круг мнений, привлечь коллективный опыт и знания.
Активное участие студентов в лекции-беседе можно обеспечить следующими приемами:
1.Вопросы к аудитории. В ходе изложения лекции преподаватель задает обучаемым вопросы, которые предназначены не для проверки знаний, а для выяснения мнений и уровня осведомленности учащихся по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, получая при этом возможность более доказательно изложить очередной тезис выступления.
Вопросы могут быть относительно простые, так и носящие проблемный характер. Обучаемые, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять глубину и важность обсуждаемой проблемы, что в свою очередь повышает их интерес и степень восприятия материала.
2. Приглашение к коллективному исследованию (беглая мозговая атака).
Лектор предлагает обучаемым с
опорой на собственный опыт и знание
совместно вывести комплекс требований
или закономерностей
Лекция-дискуссия. В отличие от предыдущей формы проведения занятий преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы обучаемых на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между её логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением аудитории, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучаемых. Разумеется эффект достигается лишь при соответствующем подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.
Выбор вопросов для обсуждения должен осуществляться преподавателем заблаговременно и в зависимости от степени подготовленности обучаемых и тех конкретных дидактических задач, которые он ставит перед собой в данной аудитории.
Проблемная лекция. Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучаемых для её правильной оценки и разрешения. Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для его решения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения новых знаний. Проблемная задача в отличие от проблемного вопроса содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска её решения.
Понятие "проблемный вопрос" и "проблемная задача" разграничиваются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут «перерастать» в задачи, а задача - делиться на вопросы и подвопросы.
Решение проблемных задач, ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи обучаемых, организуя обмен мнениями). Он должен не только разрешить противоречие, найти правильный ответ на сложный вопрос, но и раскрыть технологию этого процесса, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это занимает существенное время, поэтому от преподавателя требуется значительная работа по предварительному отбору содержания учебного материала и подготовки "сценария" лекции. В самом общем виде это могут быть следующие этапы (ступени) подготовки:
1. Анализ и отбор «ключевого», основного материала, который составляет логическое ядро курса.
2. Выбор основных проблем и трансформация их в проблемные ситуации (опыт показывает, что таких проблем в лекции не должно быть больше 3-4).
3. Продумывание, определение логики и методики разрешения каждой проблемной ситуации.
4. Компоновка всего лекционного
содержания в целостную
5. "Проигрывание" лекции в
слух или «про себя»,
6. Коррекция и окончательная
подготовка содержания и
Таким образом, на лекции проблемного характера обучаемые находятся в постоянном процессе "сомышления" с лектором и в конечном итоге "соавторами" в решении проблемных задач. Это приводит к значительным результатам: усвоенные таким образом знания являются собственным достоянием обучаемых, т. е. в какой-то степени знаниями - убеждениями (тем самым достигается воспитательный эффект занятия). Знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются (обучающий эффект занятия). Решение проблемных задач выступает своеобразным тренингом в развитии интеллекта (развивающий эффект занятия). Знания усвоенные «активно», более глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития, творческого мышления). Наконец, подобного рода усвоение повышает интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность (эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности).
Информация о работе МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ