МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:57, курс лекций

Описание

Целью курса является формирование комплекса знаний у студентов, необходимых для понимания проблем международных кредитных и валютно-финансовых отношений.
В результате изучения данного курса перед студентами ставятся следующие задачи:
─ изучение структурных принципов, элементов и практики функционирования мировой и национальных валютных систем;
─ рассмотрение процесса создания и первого опыта функционирования Европейского экономического и валютного союза, основанного на новой национальной валюте евро;
─ анализ научно-практических проблем платежного баланса;
─ анализ структуры и отличительных особенностей развития современных мировых, региональных и национальных валютных рынков и их ключевой роли в осуществлении валютных операций и международных расчетов;

Работа состоит из  1 файл

мвкифо .doc

— 379.00 Кб (Скачать документ)

 

  1. Понятие валютных отношений и валютной системы. 
  2. Роль золота в международных валютных отношениях: новые явления.
  3. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование.
  4. Западные теории регулирования валютного курса.

 

Тема 2: Эволюция мировой  валютной системы и современные  валютные проблемы.

 

    1. Европейская валютная система и проблемы европейского союза.
    2. От золотомонетного к золотодевизному стандарту. 
    3. От Генуэзской к Бреттонвудской валютной системе.
    4. Ямайская валютная система и современные валютные проблемы.
    5. Европейская валютная система: проблемы создания экономического и валютного союза (ЕС).
    6. Развивающиеся страны в Ямайской валютной системе.

 

Тема 3: Платежный баланс

 

  1. Платежный баланс – отражение мирохозяйственных связей страны.
  2. Показатели платежного баланса и методы классификации его статей.
  3. Способы изменения сальдо платежного баланса.
  4. Факторы, влияющие на платежный баланс.
  5. Основные методы регулирования платежного баланса.
  6. Платежные балансы развивающихся стран; особенности методологии их составления.

 

Тема 4: Регулирование  международных валютных отношений. Валютная политика.

 

  1. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений. Валютная политика, ее формы.
  2. Валютные ограничения. Мировой опыт перехода к конвертируемости валют.
  3. Валютная политика развивающихся стран.

 

Тема 5: Международные расчеты.

 

  1.  Понятие международных расчетов. Валютно-финансовые и платежные условия  внешнеэкономических сделок.
  2. Формы международных расчетов.
  3. Валютные клиринги.

 

Тема 6: Международные  кредитные отношения.

 

  1. Международный кредит как экономическая категория.
  2. Формы международного кредита.
  3. Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита.
  4. Государственное регулирование международных кредитных отношений.
  5. Международное кредитование и финансирование развивающихся стран.

 

 

Тема 7: Мировые валютные, кредитные и финансовые рынки. Рынки золота.

 

  1. Международные финансовые потоки и мировые финансовые центры.
  2. Валютные рынки и валютные операции.
  3. Мировой кредитный и финансовой рынок. Еврорынок.
  4. Мировые рынки золота и операции с золотом.
  5. Риски в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях.
  6. Информационные технологии в международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операциях. СВИФТ.

 

Тема 8: Международные  и региональные валютно-кредитные  и финансовые организации.

 

  1. Общая характеристика международных финансовых институтов.
  2. Международный валютный фонд.
  3. Группа Всемирного банка (ВБ).
  4. Европейский банк реконструкции и развития.
  5. Региональные банки развития.
  6. Региональные валютно-кредитные и финансовые организации ЕС.
  7. Банк международных расчетов.

 

Тема 9: Проблемы международных  валютно-кредитных и финансовых отношений.

 

  1. Валютная система России.
  2. Валютный рынок и валютные операции в России.
  3. Платежный баланс России.
  4. Валютная политика России.
  5. Международное кредитование и финансирование России.
  6. Россия – должник и кредитор.
  7. Проблема участия России в международных финансовых институтах.
  8. Проблема международных валютно-кредитных и финансовых отношениях стран СНГ.

 

Углубление теоретического материала  и определение его связи с  действительностью происходит в процессе изучения дополнительного материала, представляемого на практических занятиях в форме доклада (см. Приложение Б). Практические занятия ставят перед собой цель научить студента не только теоретическим знаниям курса., но и развивать практические навыки.

Итоговый контроль по дисциплине «Международные валютно-кредитные финансовые отношения» осуществляется в виде  зачета. (Вопросы к зачету для студентов очного и заочного отделения предоставлены в приложении В)

 

 

5 Учебно-методическое  обеспечение

 

Учебно-методическое обеспечение  лекционных, практических занятий и  самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения представлено в Приложении Г.

Список рекомендуемой  литературы

 

Основная литература:

  1. Звонова Е. А., Слепов В. А. Международный финансовый рынок. М.: Магистр, 2007.
  2. Рудый К. В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения. М.: Новое знание, 2007.
  3. Моисеев С. Р. Международные валютно-кредитные отношения. М.: Дело и Сервис, 2009.
  4. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2008.

 

Дополнительная литература:

  1. Федякина Л.Н. Международные финансы : Учеб.пособие для студентов. - СПб. : Питер, 2005. - 560с.
  2. Энг М В, Лис Ф.А . Мауер Л.Дж. Мировые финансы: Пер. с англ.-М.: ДеКА,1998.
  3. Хэррис Дж Мэнвилл. Международные финансы: Пер с англ. - М.: Филинъ. 1996.
  4. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: Пер. с англ. - М.: Дело Лтд, 1994.
  5. Платонова  И .Н.  Международные   валютно-кредитные   и   финансовые   отношения : учебно-практическое пособие для дистанционного обучения. Ч.2 -- М.:  Финансовая  академия, 2006.

 

При изучении курса также рекомендуется  использовать периодическую литературу, в которой рассматриваются актуальные вопросы и проблемы экономической науки. Названия некоторых журналов приведены ниже.

 

Экономическая периодика:

 

- Банковское дело

- Вопросы экономики

- Мировая экономика и международные  отношения

- Финансы и кредит

- США. Канада: Экономика. Политика. Культура

- РЭЖ

- Международная экономика

- Экономист

- Экономический анализ. Теория  и практика

- Эксперт

 

 

 

Приложение А

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

 

А.1 Методологические подходы  к изучению дисциплины

Формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в области международных валютно-кредитных отношений на основе освоения ими знаний, приобретения умений и навыков, связанных с валютными и кредитными отношениями участников внешнеэкономических операций.

 

А.2 Средства обеспечения  освоения дисциплины

Формы лекционных занятий и их краткая  характеристика.

Лекция-беседа. Это наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения обучаемых в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Её преимущество перед традиционным «монологическим» чтением лекции состоит в том, что она позволяет привлечь внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, определить более адекватное для данной аудитории содержание, способы и приёмы изложения учебного материала. Лекция-беседа позволяет расширить круг мнений, привлечь коллективный опыт и знания.

Активное участие студентов  в лекции-беседе можно обеспечить следующими приемами:

1.Вопросы к аудитории. В ходе изложения лекции преподаватель задает обучаемым вопросы, которые предназначены не для проверки знаний, а для выяснения мнений и уровня осведомленности учащихся по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, получая при этом возможность более доказательно изложить очередной тезис выступления.

Вопросы могут быть относительно простые, так и носящие проблемный характер. Обучаемые, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять глубину и важность обсуждаемой проблемы, что в свою очередь повышает их интерес и степень восприятия материала.

2. Приглашение к коллективному  исследованию (беглая мозговая атака).

Лектор предлагает обучаемым с  опорой на собственный опыт и знание совместно вывести комплекс требований или закономерностей рассматриваемого процесса, явления. Уточняя и дополняя внесенные предложения, он тем самым  подводит под имеющееся содержание коллективного обсуждения теоретическую основу, систематизирует и "возвращает" обучаемым содержание их же высказываний уже в виде консолидированного, совместно выработанного тезиса. Таким образом, удается не только сообщить слушателям полезную информацию, но и убедить их в необходимости сделать её для себя руководством к действию.

Лекция-дискуссия. В отличие от предыдущей формы проведения занятий преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы обучаемых на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между её логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением аудитории, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучаемых. Разумеется эффект достигается лишь при соответствующем подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Выбор вопросов для обсуждения должен осуществляться преподавателем заблаговременно и в зависимости от степени подготовленности обучаемых и тех конкретных дидактических задач, которые он ставит перед собой в данной аудитории.

Проблемная лекция. Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучаемых для её правильной оценки и разрешения. Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для его решения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения новых знаний. Проблемная задача в отличие от проблемного вопроса содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска её решения.

Понятие "проблемный вопрос" и "проблемная задача" разграничиваются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут «перерастать» в задачи, а задача - делиться на вопросы и подвопросы.

Решение проблемных задач, ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи обучаемых, организуя обмен мнениями). Он должен не только разрешить противоречие, найти правильный ответ на сложный вопрос, но и раскрыть технологию этого процесса, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это занимает существенное время, поэтому от преподавателя требуется значительная работа по предварительному отбору содержания учебного материала и подготовки "сценария" лекции. В самом общем виде это могут быть следующие этапы (ступени) подготовки:

1. Анализ и отбор «ключевого»,  основного материала, который  составляет логическое ядро курса.

2. Выбор основных проблем и  трансформация их в проблемные  ситуации (опыт показывает, что таких проблем в лекции не должно быть больше 3-4).

3. Продумывание, определение логики и методики разрешения каждой проблемной ситуации.

4. Компоновка всего лекционного  содержания в целостную систему  знаний и методического обеспечения.

5. "Проигрывание" лекции в  слух или «про себя», прогнозирование  успешности применения методических приемов, активизации внимания и мышления обучаемых.

6. Коррекция и окончательная  подготовка содержания и методического  арсенала лекции.

Таким образом, на лекции проблемного  характера обучаемые находятся  в постоянном процессе "сомышления" с лектором и в конечном итоге "соавторами" в решении проблемных задач. Это приводит к значительным результатам: усвоенные таким образом знания являются собственным достоянием обучаемых, т. е. в какой-то степени знаниями - убеждениями (тем самым достигается воспитательный эффект занятия). Знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются (обучающий эффект занятия). Решение проблемных задач выступает своеобразным тренингом в развитии интеллекта (развивающий эффект занятия). Знания усвоенные «активно», более глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития, творческого мышления). Наконец, подобного рода усвоение повышает интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность (эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности).

Информация о работе МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ