МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:57, курс лекций

Описание

Целью курса является формирование комплекса знаний у студентов, необходимых для понимания проблем международных кредитных и валютно-финансовых отношений.
В результате изучения данного курса перед студентами ставятся следующие задачи:
─ изучение структурных принципов, элементов и практики функционирования мировой и национальных валютных систем;
─ рассмотрение процесса создания и первого опыта функционирования Европейского экономического и валютного союза, основанного на новой национальной валюте евро;
─ анализ научно-практических проблем платежного баланса;
─ анализ структуры и отличительных особенностей развития современных мировых, региональных и национальных валютных рынков и их ключевой роли в осуществлении валютных операций и международных расчетов;

Работа состоит из  1 файл

мвкифо .doc

— 379.00 Кб (Скачать документ)

Лекция-консультация. Эта форма занятий предпочтительна при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения лекции - консультации.

1. Занятие начинается со вступительной  части, где преподаватель акцентирует  внимание аудитории на ряде  проблем, связанных с практикой  применения рассматриваемого положения. Затем обучаемые задают вопросы: на это отводится значительная часть времени учебного занятия (до 50 %). В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора.

2. За несколько дней до занятия  преподаватель собирает вопросы  слушателей в письменном виде. Первая часть занятий проводится в виде лекции, в которой преподаватель отвечает на эти вопросы, дополняя и развивая их по своему усмотрению. Вторая часть проходит в форме ответов на дополнительные вопросы обучаемых, свободного обмена мнениями и завершается заключительным словом лектора.

3. Обучаемые заблаговременно получают  материал к занятию. Как правило,  он должен носить не только  учебный, но и инструктивный  характер, т.е. представлять собой  методическое руководство к практическому  использованию в ходе подготовки  к лекции. Обучаемые должны изучить материал и подготовить свои вопросы к консультанту. Занятия проводится в форме ответов на вопросы и свободного обмена мнениями. Завершить занятие преподаватель может простым подведением итогов консультации или заключительной лекцией, в которой обобщается практика применения рассматриваемого материала.

4. Первая часть занятия проводится  в форме краткого сообщения  о передовом опыте работы определенного  должностного лица или коллектива, просмотра кино, видеофильма. Обучаемые могут и заранее получить материал с более подробным освещением этого опыта (брошюра, файл и т.д.). Вторая часть занятий строится в форме ответов преподавателя на вопросы обучаемых относительно изложенного им содержания.

5. Занятие проводится в форме  групповой консультации, в которой принимают участие несколько высококвалифицированных педагогов. Использование такой формы групповой консультации эффективно при рассмотрении проблем наиболее актуальных и комплексных, (в т.ч. междисциплинарных).

Занятия в форме лекции-консультации проходят активнее, если обучаемыми задается больше вопросов, которые охватывают широкое предметное содержание. Когда вопросов мало или их нет, то это объясняется тем, что:

- практическое применение изучаемого  материала не вызывает трудностей (в таком случае достаточно традиционной лекции);

- тема настолько нова, что обучаемые  еще не представляют себе тех  трудностей, с которыми могут  столкнуться на практике;

- обучаемые недооценивают глубину  и сложность рассматриваемой  проблемы, излишне доверяя своему прошлому опыту.

Лекция-презентация - форма электронного учебного пособия, готовится для сопровождения лекторской деятельности и выполняется в формате презентации (MS PowerPoint). Материал изложен в тезисном виде - приводятся основные схемы и определения.

Анализируя теоретический материал по построению лекции презентации можно  отметить следующие положительные моменты:

- во-первых, презентации облегчают  показ фотографий, рисунков, графиков, векторных диаграмм, графических методов расчета;

- во-вторых, преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих рисунков, графиков и т. п.;

- в-третьих, презентации дают  возможность показать структуру  занятия: в начале лекции можно  раздать распечатки плана лекции  или практического занятия, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала.

При применении презентаций мы имеем:

- экономию времени;

- новые графические возможности;

- улучшенную наглядность при  изучении законов электротехники, методов расчета электрических цепей и теории электромагнитного поля;

- наглядную демонстрацию протекания  некоторых физических процессов;

- возможность моделировать и  экспериментально проверять реальные  производственные ситуации.

Таким образом, рассмотренные формы лекционных занятий позволяют в значительной степени активизировать учебно-познавательную деятельность обучаемых. При этом важно помнить, что выбор и применение той или иной формы лекции зависит от многих факторов: целей занятия, подготовленности аудитории, наличия времени, технического оснащения образовательного процесса. Наряду с научной компетентностью, значимым фактором эффективности занятий является и уровень методической подготовки преподавателя, его желания и умения освоить разнообразные приемы и средства активизирующего влияния на аудиторию.

Формы проведения практических занятий.

Деловая игра является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например деловых игр учащиеся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

Деловая игра – это средство развития профессионального творческого  мышления, в ходе ее человек приобретает  способность анализировать специфические  ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является: возможность рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

Деловые игры – дело совсем не шуточное. Вот уже несколько десятилетий  этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить быть командой.

А.3 Материально-техническое  обеспечение дисциплины

При выполнении заданий, самостоятельных  работ и подготовке учебно-методических комплексов предусматривается применение ПК. Лекции оформляются в форме презентаций в Word, Excel, PowerPoint. Использование метода учебного сценария предполагает обращение к возможностям Интернет.

 

А.4 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методически обосновано изучать дисциплину в аудитории на лекциях и практических занятиях. Для наиболее эффективного изучения предусмотрена самостоятельная проработка студентами отдельных тем, освоение которых проверяется при защите творческой работы в виде доклада. Целесообразно для увеличения времени проработки важных тем предусмотреть рассмотрение отдельных вопросов в форме дискуссий и диспутов, на конференциях. Кроме того, необходимо предусмотреть дополнительные консультации по сложным темам.

Контроль самостоятельной работы студентов очного отделения осуществляется при выполнении проверочных работ. Основной формой контроля являются: зачеты. Выполнение самостоятельной работы регламентируется технологической картой дисциплины, которую преподаватель доводит до студентов на первой лекции.

 

А.5 Критерии оценки знаний студентов

Оценка знаний студентов в баллах (рейтинговая оценка) производится по мере изучения дисциплины в ходе выполнения контрольных мероприятий (контрольная работа, коллоквиум, семинар, сдача зачета или экзамена и др.). Для перевода рейтинговой оценки по дисциплине в четырехбалльную (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично) задается уровень успеваемости - граница оценки «хорошо» и граница оценки «отлично».

Процентный вклад в итоговый результат складывается из составляющих:

- посещаемость - 20 %.

- успеваемость по итогам промежуточных  аттестаций - 40 %.

- зачет - 40 %.

Зачет выставляется:

- при твердом знании предмета, обязательном ознакомлении с  основной и дополнительной литературой, аргументированном изложении материала, умении применить знания для анализа конкретных ситуаций;

Студент получает незачет, если:

- студент не усвоил содержания  предмета, не владеет основной  терминологией, не посещал занятия,  не участвовал в промежуточной  аттестации.

Итоговая аттестация в виде зачет/незачет

Оценка

Незачет (2)

Зачет(3)

Зачет(4)

Зачет(5)

Баллы

До 48

48-58

59-69

70-80


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ  ПО ОСВОЕНИЮ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ, ВЫНОСИМЫХ  НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Самостоятельная работа студентов, изучающих  курс определяется в объеме 54/66 часов  для студентов: дневной/заочной формы обучения специальности 080105.65, дневной  формы обучения направления 080100.62 и рассматривается как одна из важнейших форм творческой деятельности студентов по преобразованию информации, полученной как в аудитории, так и внеаудиторно, в знания. В структуру самостоятельной работы входит работа студентов над текстом на лекциях и после нее; подготовка к практическим занятиям (подбор литературы по определенной проблеме; работа над источниками; составление реферативного сообщения или доклада и пр.), а также работа на практических занятиях, на которых студентов ориентируют на творческий поиск оптимального решения поставленной проблемы, развивая навыки самостоятельного мышления, умение убедительно аргументировать собственную позицию.

 

Б.1 Планы практических занятий

Тема 1. Международные  валютные отношения и валютная система.

    1. Понятие валютных отношений и валютной системы.
    2. Роль золота в международных валютных отношениях: новые явления.
    3. Валютный курс и факторы влияющие а его формирование.
    4. Западные теории регулирования валютного курса

Контрольные вопросы:

  1. В чем отличие международных валютных отношений от валютной системы?
  2. В чем проявляется связь и различие основных элементов национальной и мировой валютных систем?
  3. Что такое демонетизация золота?
  4. В чем проявляется роль золота как валютного металла в международных валютно-кредитных отношениях?
  5. В чем проявляется сущность валютного курса как стоимостной категории'?
  6. От каких факторов зависит динамика валютного курса?
  7. Что такое реальный валютный курс?
  8. Как влияют изменения валютного курса на участников МЭО?
  9. Что такое валютный демпинг?
  10. Каковы основные направления западных теорий валютного курса?

Решение задач

Тема 2. Эволюция мировой  валютной системы и современные  валютные проблемы. Европейская валютная, система и проблемы европейского союза

2.1 От золотомонетного к золото-девизному  стандарту.

2.2 От Генуэзской к Бреттонвудской  валютной системе.

2.3 Ямайская валютная система и современные валютные проблемы.

2.4 Европейская валютная система:  проблемы создания экономического  и валютного союза (ЕС).

2.5 Развивающиеся страны в Ямайской   системе.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое валютный кризис?
  2. Когда впервые сформирована мировая валютная система, каковы ее структурные принципы?
  3. В чем общие черты и различия Генуэзской и Парижской валютных систем?
  4. Каковы особенности мирового валютного кризиса 1929—1936 гг.?
  5. Каковы структурные принципы Бреттонвудской валютной системы?
  6. Каковы причины и формы проявления кризиса Бреттонвудской валютной системы'?
  7. В чем отличия Ямайской валютной системы от Бреттонвудской и их преемственная связь?
  8. Каковы проблемы современной мировой валютной системы?
  9. В чем отличие Европейской валютной системы от Ямайской?
  10. В чем общие черты и различия СДР и ЭКЮ?
  11. Каковы проблемы создания Европейского экономического и валютного союза в соответствии с Маастрихтским соглашением?
  12. Каковы причины введения и особенности евро?
  13. Каковы особенности положения развивающихся стран в мировой валютной системе?

Информация о работе МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ