Автор работы: Анастасия Сергеевна Петрова, 13 Августа 2010 в 08:58, контрольная работа
Рыночная экономика в нашей стране уже утвердилась. Можно говорить и спорить о степени ее развитости, о ее «цивилизованности», плюсах и минусах. Но одно бесспорно: рынок вошел в жизнь и его надо развивать и совершенствовать.
Внешнеэкономическая деятельность — существенная составляющая, важнейшее направление рыночной экономики. Для России это направление приобретает особую актуальность в связи с предстоящим вступлением ее во Всемирную торговую организацию (ВТО), а стало быть, в связи с дальнейшей, более масштабной адаптацией к мирохозяйственным связям.
Введение 3
1. Развивающие страны в народнохозяйственных связях России 4
2. Тенденции внешнеэкономических связей России и стран СНГ 6
Заключение 13
Библиографический список 14
Содержание
Введение
Рыночная экономика в нашей стране уже утвердилась. Можно говорить и спорить о степени ее развитости, о ее «цивилизованности», плюсах и минусах. Но одно бесспорно: рынок вошел в жизнь и его надо развивать и совершенствовать.
Внешнеэкономическая деятельность — существенная составляющая, важнейшее направление рыночной экономики. Для России это направление приобретает особую актуальность в связи с предстоящим вступлением ее во Всемирную торговую организацию (ВТО), а стало быть, в связи с дальнейшей, более масштабной адаптацией к мирохозяйственным связям.
Насущные задачи национального развития и реформирования экономики диктуют необходимость расширения и углубления внешнеэкономических связей России. Эти связи должны способствовать всемерному использованию преимуществ международного разделения труда. Курс на максимально возможное использование МРТ призван привести к диверсификации внешних экономических связей.
Экономические интересы России настолько сложны и многообразны, что должным образом их можно обеспечить, лишь развивая сотрудничество с самыми разными государствами и группами стран. Внешнеэкономические связи России с развивающимися странами предстают как необходимое звено в механизме ее внешних отношений со странами мира. Тем более, что потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися странами в значительной степени не востребован.
Расширение
экономического сотрудничества России
с развивающимися странами тесно
связано с укреплением и
1. Развивающие страны в
Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Россией как дополнительный и альтернативный, источник в торгово-экономических связях с Западом.
По оценке российских специалистов, именно рынок развивающихся государств может стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.
Наиболее благоприятны перспективы для расширения российского экспорта в группе "новых индустриальных стран". При этом возможно наращивание как экспорта сырья, так и готовых изделий. Особенно велики потенциальные возможности для экспорта в развивающиеся страны продукции обрабатывающей промышленности России, в том числе машин и оборудования. Косвенным подтверждением может служить существенное нарастание спроса на все виды сырья и готовых изделий в развивающихся странах. Их совокупные закупки на мировом рынке в 70-80-е годы выросли по сырью в 10 раз, а по промышленным изделиям более, чем в 10 раз. Импорт машин и оборудования рос еще более высокими темпами.
Важным направлением российского экспорта в развивающиеся страны должен стать вывоз высокотехнологичного комплектного оборудования и связанных с ним услуг, лицензий, научных идей для их совместного практического воплощения и др. Это направление экспорта России должно быть ориентировано на "новые индустриальные страны". С середины 90-х годов Россия активизирует процессы технического содействия развивающимся странам. Основной объем работ пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Кубу. В этих странах введены в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов.
Традиционным направлением экспорта России в развивающиеся страны должны остаться поставки вооружений и военной техники. Уход с этого рынка России может быть на руку только ее конкурентам на международном рынке вооружений из промышленно развитых стран.
В 80-е годы объем экспорта советского оружия формально достигал суммы 15-20 млрд. долл. Однако реально в казну поступало около 2 млрд. долл. В середине 90-х годов на экспорте вооружения и военной техники Россия получала до 3 млрд. долл. (на 1,1 млрд. долл. больше, чем в начале 90-х годов). Для сравнения: объем экспорта оружия из США составляет примерно 10 млрд. долл. в год.
Важную роль в наращивании российского экспорта в развивающиеся страны по всем товарным группам, но прежде всего по промышленным изделиям, должны сыграть инвестиции, направленные на создание и развитие производств, ориентированных на местные рынки, а также на экспорт в третьи страны. Видимо, свое слово в этом плане должны сказать набирающие силу в последние годы российские финансово-промышленные группы. Важно указать и на региональную направленность российских инвестиций: в первую очередь они должны направляться в так называемые полюса экономического роста, в зоны с благоприятным инвестиционным климатом (экспортно-производственные зоны, разного рода свободные экономические зоны).
Ориентируясь на экспортную экспансию в развивающиеся страны, следует не забывать, что существуют значительные возможности для расширения импорта из них сырья, продовольствия, потребительских товаров, техники и технологии и, конечно, капитала.
Проблемы, связанные с импортом из развивающихся стран, решаются способами, давно осуществляемыми промышленно развитыми странами. Прежде всего, увеличение производства нужной нам продукции путем создания в развивающихся странах собственных или совместных предприятий с участием местного капитала. Второй путь - рационализация импорта путем переключения его со стран, имеющих с Россией положительный торговый баланс, на страны, у которых такой баланс отрицателен.
Опыт 90-х годов показывает, что в развивающихся странах, прежде всего в НИС, есть возможность приобретать широкий ассортимент промышленных изделий: одежды, обуви, товаров повседневного спроса, электроники и др. Кроме того, именно НИС Юго-Восточной Азии могут рассматриваться как важный источник будущих капиталопотоков в экономику России. В Азиатско-Тихоокеанском регионе сосредоточено 60 процентов мирового инвестиционного потенциала. Но доля азиатских инвестиций составляла лишь 1,5 процента во всем объеме капиталовложений в Россию.
Азиатские банкиры давно присматриваются к российским возможностям. Члены Ассоциации банков Азии проявили интерес к 20 инвестиционным проектам в России, в частности, в нефтеперерабатывающей, лесной промышленности и энергетике. При успешном ходе дел динамика наращивания капитальных вложений будет ежегодно нарастать.
Заметную роль в расширении экономических связей с развивающимися странами должно сыграть двух- и многостороннее научно-производственное сотрудничество, в процессе которого создаются материальные предпосылки для наращивания российского производства и экспорта. Такое сотрудничество предпочтительно с группой "новых индустриальных стран", стран Персидского залива, с Китаем и др.
Важным фактором в развитии экономического сотрудничества с развивающимися странами является их внешний долг СССР, унаследованный Россией, превышающий по некоторым оценкам 130 млрд. долл. Сознавая практическую невозможность возврата значительной части этого долга ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе, нужно находить подходящие компромиссы для возврата этого долга товарами, услугами, разного рода уступками со стороны развивающихся стран.
Для мобилизации возможностей и развития уже имеющегося потенциала экономических связей с развивающимися странами нужна научно обоснованная стратегическая линия, подкрепляемая конкретными практическими шагами по ее реализации.
2. Тенденции внешнеэкономических связей России и стран СНГ
Страны СНГ во внешнеэкономической политике России занимают ведущее место. Дело здесь не только, предположим, в увеличении внешней торговли, что само по себе очень хорошо. Активное развитие торгово-экономических отношений отвечает национальным интересам России с позиций как экономической, так и политической безопасности.
Перед Россией после распада СССР стояла важная задача: сохранить прежние сложившиеся хозяйственные связи на постсоветском пространстве. И Россия, и другие бывшие советские республики (кроме стран Балтии) заявили об этом в учредительных документах СНГ. Жизнь оказалась сложнее.
Россия приняла на себя большинство обязательств бывшего СССР перед остальным миром. Россия осознавала свою высокую миссию: в той части мира, которую занимал СССР, наибольшая ответственность лежала именно на России. И именно Россия вынуждена была, исходя из своих экономических и политических возможностей, поддерживать стабильное положение в Евразии.
В течение примерно десяти лет происходило свертывание экономических и научно-технических связей. Это время можно квалифицировать как период стагнации. Сейчас СНГ представляет собой консультативный политический форум.
Главы
государств обсуждают вопросы
В
настоящее время в общей
• Союзное государство Россия — Белоруссия (проводится единая научно-техническая и промышленная политика, во многом восстановлены кооперационные связи в области производства и т.д.);
• Евразийское экономическое сообщество (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Образовано единое таможенное и валютно-финансовое пространство. Стороны координируют между собой национальные меры, относящиеся к присоединению членов ЕврАзЭС к ВТО;
• Центральноазиатское сотрудничество — ЦАС (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). Согласовывают между собой ограниченный круг проблем — энергетических, водохозяйственных, транспортных;
• ГУУАМ (аббревиатура — Грузия, Украина, Узбекистан, Молдавия). Объединение создано при поддержке США. Приоритетное направление — разработка совместных транспортно-энергетических проектов.
Успешное создание на постсоветском пространстве единого экономического пространства вовлекло бы 300 млн потребителей. Заметим, прямых потребителей.
Соглашение о формировании единого экономического пространства предусматривает создание условий для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на территории четырех стран. Предусмотрена разработка единых принципов регулирования деятельности естественных монополий. Важным принципом, в частности, будут равные тарифы на услуги этих монополий для всех участников соглашения. Достигнута договоренность, что решения в рамках Совета глав государств ЕЭП принимаются на основе консенсуса. Принципом такого консенсуса является равноправие сторон: одна страна — один голос.
Украина, как и остальные страны, соглашение подписала, но с некоторыми оговорками, в частности о том, что ЕЭП должно соответствовать национальному законодательству и считаться с нормами и правилами ВТО.
Не вызывает оптимизма положение Соглашения о том, что каждая страна может участвовать в создании зоны свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы по мере готовности, вне зависимости от жестких сроков и обязательств. Выходит, что эту готовность определяет сама страна и она, конечно, вольна в своем выборе. И получается какой-то клуб ассоциированных членов. Невольно напрашивается сравнение с принципами ЕС (впрочем, в ЕС тоже не все сразу получалось). При формировании ЕЭП ставились очень важные задачи:
• перейти к согласованию экономической политики по наиболее важным направлениям;
• гармонизовать законодательство;
• устранить разногласия между странами в подходах к вопросам внешней торговли.
Российскую Федерацию беспокоят, в частности, разногласия с Украиной. Россия предлагает сохранить таможенные ограничения на нефть и природный газ, чтобы избежать финансовых потерь, а Украина хотела бы снизить цены на импортируемые энергоресурсы.
Как известно, уже давно провозглашено создание Союзного государства (СГ) Россия и Белоруссия. Однако механизмы экономических связей еще не работают. Введение единой валюты — российского рубля — затягивается.