Мировая экономика

Автор работы: Анастасия Сергеевна Петрова, 13 Августа 2010 в 08:58, контрольная работа

Описание

Рыночная экономика в нашей стране уже утвердилась. Можно говорить и спорить о степени ее развитости, о ее «цивилизованности», плюсах и минусах. Но одно бесспорно: рынок вошел в жизнь и его надо развивать и совершенствовать.
Внешнеэкономическая деятельность — существенная составляющая, важнейшее направление рыночной экономики. Для России это направление приобретает особую актуальность в связи с предстоящим вступлением ее во Всемирную торговую организацию (ВТО), а стало быть, в связи с дальнейшей, более масштабной адаптацией к мирохозяйственным связям.

Содержание

Введение 3
1. Развивающие страны в народнохозяйственных связях России 4
2. Тенденции внешнеэкономических связей России и стран СНГ 6
Заключение 13
Библиографический список 14

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

      В конце 2004 г. отмечалось пятилетие создания Союзного государства.

      С 1999 по 2004 г. были сформированы руководящие органы С Г. Однако его становление проходит сложно: до сих пор не принят Конституционный акт, не избран союзный парламент, переход на единую валюту отложен как минимум на год, бюджет исполняется не более чем на треть. Это приводит к снижению консолидации российско-белорусского объединения. Властными структурами обеих стран недостаточно высоко оцениваются преимущества, которые могли бы быть получены от союзного государства.

      В преамбуле Договора о создании СГ от 8 декабря 1999 г. говорится, что его учреждение «знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство». Возникает вопрос, является ли СГ государством. С одной стороны, наличие единой государственности заложено в самом названии. С другой стороны, из преамбулы Договора 1999 г. следует, что СГ — не государство, а лишь этап на пути к государству. Получается двусмысленность, которая может быть истолкована и толкуется по-разному, в зависимости от обстоятельств.

      По  сути важно то, что две стороны — Россия и Белоруссия — имеют разную форму государственного устройства, и это препятствует усилению консолидации в рамках СГ. Россия — умеренно консолидированная федерация, а Республика Беларусь — консолидированное унитарное государство. Это свидетельство того, что СГ является асимметричным образованием.

      Однако  динамично развивающаяся жизнь  приносит изменения государствам и людям. Исход голосования на референдуме 17 октября 2004 г. упрочил позиции президента А.Г. Лукашенко, укрепил монолитный, а по сути тоталитарный белорусский унитаризм. В России было принято предложение Президента В. В. Путина об изменении порядка введения в должность руководителей субъектов РФ, и Россия из федерации фактически превратится в унитарное государство. В результате степень асимметрии Союзного государства будет постепенно снижаться, что положительно скажется на судьбе реинтеграции.

      И здесь уместно сравнение с  Евросоюзом. Европейский союз возник в 1993 г. как межгосударственное образование, сочетающее в себе признаки международной организации и частично федерации. Шагом вперед по пути сплоченности стран Евросоюза стало создание в 2002 г. зоны единой валюты — евро, а также расширение ЕС в 2004 г. за счет новых членов — ряда стран Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии.

      В настоящее время наблюдается  дальнейшая сплоченность членов Евросоюза. По оценкам экспертов, объединенная Европа является более консолидированным государством, чем российско-белорусское объединение в нынешнем его виде1. С принятием конституции Евросоюз, проект которого разработан под руководством известного сторонника централизации — бывшего президента Франции Валери Жискар д' Эстена, станет полноценным Федеральным государством. Это позволит укрепить его рыночные позиции. Конечно же, в перспективе и в интересах развития российской и белорусской экономики желательно не только повышение степени консолидации Союзного государства, но и вовлечение в этот процесс других заинтересованных стран постсоветского пространства.

      СНГ как интеграционное объединение  столкнулось с новыми сложностями после ряда масштабных событий: «оранжевой революции» и смены власти в Украине, смены власти в Грузии. В марте 2005 г. в Минске состоялось заседание Совета министров иностранных дел СНГ. Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко, встретившись с участниками заседания, сказал, что за десять лет его работы СНГ еще не переживало таких сложностей, когда вовсю звучат разговоры о его ненужности, расколе. Президент Белоруссии высказал мнение, что министры иностранных дел как профессионалы могут «спасти и склеить» СНГ.

      Поскольку это заседание созывалось не экстренно, а было запланировано заранее, то вопрос о судьбе СНГ, конечно же, нельзя отнести к критическим. Тем не менее призыв А.Г. Лукашенко «уйти от опасной черты, за которой может произойти развал СНГ» не остался без внимания на постсоветском пространстве.

      К сожалению, критика в адрес СНГ  не снижается. В том же марте 2005 г. официальный представитель МИД  Украины заявил, что у него в  стране не видят большого эффекта от деятельности СНГ, и поэтому данная структура требует реорганизации.

      Подобные  высказывания в первую очередь нужно  увязывать с заявлениями Президента Украины В. Ющенко о нацеленности страны на вступление в ЕС. В то же время Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко сказал, что сотрудничество с СНГ остается приоритетным направлением внешней политики Белоруссии, и пояснил, что растет взаимная торговля, появляются новые рабочие места, и это важное подтверждение того, что СНГ нас объединяет в настоящем и будущем.

      В наступившем XXI в. во многих странах наблюдается стремление к повышению степени консолидации государственных образований. Это проявляется, например, в получении главами государств дополнительных полномочий в рамках действующих или вновь принимаемых конституций. В России это связано с переводом экономики на рельсы государственного капитализма, в Белоруссии — с сохранением экономики почти советского типа.

      Россия  по существу постоянно предоставляет  странам СНГ ценовые преференции. По данным 2003 г., если принять цены на товары, поставляемые в страны дальнего зарубежья за 100%, то применительно к странам СНГ цены выглядели так: сырая нефть — 67%, железная руда и концентраты — 65, синтетический каучук — 82, необработанные лесоматериалы — 85, грузовые автомобили — 36%. Во многом торговля сдерживается высокими размерами отрицательного сальдо торгового баланса трех стран ЕЭП — Казахстана, Украины и Белоруссии. В то же время у России положительное сальдо торгового баланса со странами СНГ. Оно особенно возросло после дефолта 1998 г. и увеличилось в 1999—2003 годах в 7 раз.

      Поскольку в мире процесс глобализации активно  развивается, то и применительно к нашим условиям необходимо выделить те составляющие, которые бы способствовали успешному созданию рыночной экономики в России. Эти составляющие включают как внутренние направления развития, так и внешние. И те и другие будут, конечно, дополнять друг друга.

      Внутренние  направления развития должны быть связаны  прежде всего с поставленной задачей удвоения за 10 лет ВВП и, как отмечают, некоторые исследователи достижения через 15 лет нынешнего нижнеевропейского уровня жизни населения2.

      Внешние направления развития должны опираться  на внедрение высоких технологий и инновации в целом как в технике и технологии, так и в организации производства, труда, управления и социальной жизни.

      Здесь, конечно же, захватываются интеграционные и глобализационные процессы, и в этом случае недостаточным будет восстановление производственно-технических связей на прежнем уровне (на поверку оказывается, что это уже вчерашний день). Россия сегодня живет в рыночной экономике, поэтому и необходимо создание конкурентоспособных ТНК. При постановке задачи сохранения СНГ геополитические интересы России и других 11 стран могут несколько отличаться, но желательно, чтобы они не вступали в противоречия и тем более не были антагонистическими.

      Во  времена СССР союзные республики были связаны очень тесными экономическими узами: на деле работал принцип разделения и кооперации труда. Более того, там, где создавались условия для развития того или иного производства, Россия использовала весь свой технический, гуманитарный, трудовой, иными словами весь свой интеллектуальный потенциал, чтобы помочь союзным республикам. Получались взаимообмен и взаимообогащение, формировались прочные хозяйственные связи. И казалось, что так будет всегда. Жизнь внесла жесткие и суровые коррективы. Однако наработано очень много, и нельзя отказываться от достигнутого, если это приносит взаимную пользу. Так, на территории стран Содружества находятся значительные сырьевые ресурсы: цветные металлы и редкоземельные элементы: титан, марганец, уран, кобальт, цинк, хром, висмут и др. Эти ресурсы нужны для успешной работы черной и цветной металлургии, химической промышленности и других отраслей. Например, за счет стран СНГ Россия удовлетворяет свои потребности в черных металлах на 70%, в стальных трубах — 34%, а из продуктов питания, к примеру, в подсолнечном масле — 65%, в кукурузе — 24% и т.д.3

      В то же время в странах СНГ реализуется 22% всего экспорта российской машиностроительной продукции, 39% экспорта легковых автомобилей и 32% грузовых.

      Единый  народно-хозяйственный комплекс бывшего  СССР сформировался в свое время таким образом, что сейчас целые отрасли российской промышленности не могут работать без поддержки промышленности стран СНГ.

      Еще один важный аспект — инфрастуктура. Так, перевозка внешнеторговых грузов России в третьи страны идет через порты бывших союзных республик, и крайне нежелательно нарушать этот транзит. Дальнейшее развитие торгово-экономических связей со странами ближнего зарубежья будет способствовать укреплению внешнеполитического и военно-стратегического положения России. И в то же время при ослаблении связей России со странами СНГ и при возникновении напряженности на границах потребуются дальнейшие финансовые затраты на поддержание обороноспособности страны. Если Россия потеряет свои позиции в странах СНГ, туда неизбежно придут другие государства и в конечном счете ослабнут геополитические позиции России в мире.

      Среди стран СНГ ведущую роль в экспорте России играют Украина, Белоруссия и Казахстан. На эти страны приходится более 90% российского экспорта и около 90% импорта России из стран СНГ. Не следует забывать, что увеличение стоимостного объема экспорта из России в страны СНГ может объясняться ростом мировых цен. Такая тенденция просматривалась в последние годы, в частности, в отношении продукции топливно-энергетического комплекса и химической продукции.

      Несмотря  на то, что, на пути создания Союзного государства Россия — Белоруссия периодически возникают трудности, о чем говорилось выше, Белоруссия занимает особое место в торгово-экономических связях с Россией как самый весомый партнер по объему товарооборота из всех стран Содружества. Если принять поставки в страны СНГ из России в 2002 г. за 100% по каждой составляющей, то в Белоруссию было поставлено около 33% продукции топливно-энергетического комплекса, 51% металлов, 31% машин и оборудования, 51% продовольствия и т.д. Из Белоруссии было вывезено 55% продукции машиностроения, 29% металлов от всего импорта названных товаров из стран СНГ. В сентябре 2003 г. на встрече президентов двух стран была достигнута договоренность о переходе на рыночные принципы поставок российского газа: цены на газ приблизятся к уровню мировых цен, при этом белорусская сторона повысит тарифы на прокачку газа.

      Нужно учитывать, что увеличение стоимостного объема экспорта в страны СНГ было связано с ростом мировых цен, а увеличение импорта происходило за счет прироста физического объема. Ускорение роста экспорта происходило прежде всего за счет продукции машиностроения и химической продукции.

      В импорте продовольствия прослеживается тенденция увеличения закупок в странах СНГ и сокращение этих закупок в странах дальнего зарубежья.

      В течение многих лет ахиллесовой  пятой российской внешней торговли является структура экспорта и импорта. В нашем экспорте доминируют топливо, сырье и материалы. Экспорт продукции машиностроения невелик, хотя нужно отметить, что в страны ближнего зарубежья экспортируется этой продукции больше, чем в страны дальнего зарубежья. Если же взять страны с развитой рыночной экономикой, то в их экспорте продукция машиностроения занимает значительную долю — 50% (в некоторых странах и более), в целом же в мировом экспорте машины и оборудование составляют 41—42%. В мировом экспорте, особенно в экспорте промышленно развитых стран, прослеживается снижение доли сырьевой продукции. Можно возразить: так у них же сырья недостаточно, сами импортируют. Так-то оно так, но речь идет в первую очередь о том, что в экспорте промышленно развитых стран доминирует машинотехническая продукция и продукция высоких технологий, а это всегда экономически выгодно и говорит о степени развитости страны.

      Выделим ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ.

      1. Незаинтересованность предприятий  и организаций в сотрудничестве с партнерами из СНГ. Почему? Партнеры из стран дальнего зарубежья — надежные источники поступления твердой валюты. В этой связи в последние годы в СНГ, и прежде всего в самой России, идет переориентация торговли на третьи страны, хотя заметим, что в декларациях о том, что главными экономическими партнерами России должны быть в первую очередь страны СНГ, недостатка нет. Невыгодность торговли со странами СНГ связана с ценами и с более высокими издержками на производство и реализацию поставляемой с обеих сторон продукции по сравнению с продукцией из третьих стран. По многим товарам цены выше, чем при торговле этими же товарами с дальним зарубежьем. Так, цены на российские черные металлы, нефтепродукты, лес, автомобили на рынке СНГ оказались выше мировых в 1,3—1,8 раза, и в то же время цены на многие товары, которые Россия ввозит из стран СНГ, превышали цены аналогичных товаров из третьих стран.

      2. Отсутствие эффективной системы взаимных расчетов. Во взаимных расчетах на национальных валютных рынках доля национальных валют составляет 10—15%, а остальные 85% приходятся в основном на свободно конвертируемые валюты. Раз так, то торговые потоки ориентируются на третьи страны, поскольку источником поступления твердой валюты является экспорт в дальнее зарубежье.

Информация о работе Мировая экономика