Автор работы: Анастасия Сергеевна Петрова, 13 Августа 2010 в 08:58, контрольная работа
Рыночная экономика в нашей стране уже утвердилась. Можно говорить и спорить о степени ее развитости, о ее «цивилизованности», плюсах и минусах. Но одно бесспорно: рынок вошел в жизнь и его надо развивать и совершенствовать.
Внешнеэкономическая деятельность — существенная составляющая, важнейшее направление рыночной экономики. Для России это направление приобретает особую актуальность в связи с предстоящим вступлением ее во Всемирную торговую организацию (ВТО), а стало быть, в связи с дальнейшей, более масштабной адаптацией к мирохозяйственным связям.
Введение 3
1. Развивающие страны в народнохозяйственных связях России 4
2. Тенденции внешнеэкономических связей России и стран СНГ 6
Заключение 13
Библиографический список 14
В конце 2004 г. отмечалось пятилетие создания Союзного государства.
С 1999 по 2004 г. были сформированы руководящие органы С Г. Однако его становление проходит сложно: до сих пор не принят Конституционный акт, не избран союзный парламент, переход на единую валюту отложен как минимум на год, бюджет исполняется не более чем на треть. Это приводит к снижению консолидации российско-белорусского объединения. Властными структурами обеих стран недостаточно высоко оцениваются преимущества, которые могли бы быть получены от союзного государства.
В преамбуле Договора о создании СГ от 8 декабря 1999 г. говорится, что его учреждение «знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство». Возникает вопрос, является ли СГ государством. С одной стороны, наличие единой государственности заложено в самом названии. С другой стороны, из преамбулы Договора 1999 г. следует, что СГ — не государство, а лишь этап на пути к государству. Получается двусмысленность, которая может быть истолкована и толкуется по-разному, в зависимости от обстоятельств.
По сути важно то, что две стороны — Россия и Белоруссия — имеют разную форму государственного устройства, и это препятствует усилению консолидации в рамках СГ. Россия — умеренно консолидированная федерация, а Республика Беларусь — консолидированное унитарное государство. Это свидетельство того, что СГ является асимметричным образованием.
Однако динамично развивающаяся жизнь приносит изменения государствам и людям. Исход голосования на референдуме 17 октября 2004 г. упрочил позиции президента А.Г. Лукашенко, укрепил монолитный, а по сути тоталитарный белорусский унитаризм. В России было принято предложение Президента В. В. Путина об изменении порядка введения в должность руководителей субъектов РФ, и Россия из федерации фактически превратится в унитарное государство. В результате степень асимметрии Союзного государства будет постепенно снижаться, что положительно скажется на судьбе реинтеграции.
И здесь уместно сравнение с Евросоюзом. Европейский союз возник в 1993 г. как межгосударственное образование, сочетающее в себе признаки международной организации и частично федерации. Шагом вперед по пути сплоченности стран Евросоюза стало создание в 2002 г. зоны единой валюты — евро, а также расширение ЕС в 2004 г. за счет новых членов — ряда стран Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии.
В настоящее время наблюдается дальнейшая сплоченность членов Евросоюза. По оценкам экспертов, объединенная Европа является более консолидированным государством, чем российско-белорусское объединение в нынешнем его виде1. С принятием конституции Евросоюз, проект которого разработан под руководством известного сторонника централизации — бывшего президента Франции Валери Жискар д' Эстена, станет полноценным Федеральным государством. Это позволит укрепить его рыночные позиции. Конечно же, в перспективе и в интересах развития российской и белорусской экономики желательно не только повышение степени консолидации Союзного государства, но и вовлечение в этот процесс других заинтересованных стран постсоветского пространства.
СНГ как интеграционное объединение столкнулось с новыми сложностями после ряда масштабных событий: «оранжевой революции» и смены власти в Украине, смены власти в Грузии. В марте 2005 г. в Минске состоялось заседание Совета министров иностранных дел СНГ. Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко, встретившись с участниками заседания, сказал, что за десять лет его работы СНГ еще не переживало таких сложностей, когда вовсю звучат разговоры о его ненужности, расколе. Президент Белоруссии высказал мнение, что министры иностранных дел как профессионалы могут «спасти и склеить» СНГ.
Поскольку это заседание созывалось не экстренно, а было запланировано заранее, то вопрос о судьбе СНГ, конечно же, нельзя отнести к критическим. Тем не менее призыв А.Г. Лукашенко «уйти от опасной черты, за которой может произойти развал СНГ» не остался без внимания на постсоветском пространстве.
К сожалению, критика в адрес СНГ не снижается. В том же марте 2005 г. официальный представитель МИД Украины заявил, что у него в стране не видят большого эффекта от деятельности СНГ, и поэтому данная структура требует реорганизации.
Подобные высказывания в первую очередь нужно увязывать с заявлениями Президента Украины В. Ющенко о нацеленности страны на вступление в ЕС. В то же время Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко сказал, что сотрудничество с СНГ остается приоритетным направлением внешней политики Белоруссии, и пояснил, что растет взаимная торговля, появляются новые рабочие места, и это важное подтверждение того, что СНГ нас объединяет в настоящем и будущем.
В наступившем XXI в. во многих странах наблюдается стремление к повышению степени консолидации государственных образований. Это проявляется, например, в получении главами государств дополнительных полномочий в рамках действующих или вновь принимаемых конституций. В России это связано с переводом экономики на рельсы государственного капитализма, в Белоруссии — с сохранением экономики почти советского типа.
Россия по существу постоянно предоставляет странам СНГ ценовые преференции. По данным 2003 г., если принять цены на товары, поставляемые в страны дальнего зарубежья за 100%, то применительно к странам СНГ цены выглядели так: сырая нефть — 67%, железная руда и концентраты — 65, синтетический каучук — 82, необработанные лесоматериалы — 85, грузовые автомобили — 36%. Во многом торговля сдерживается высокими размерами отрицательного сальдо торгового баланса трех стран ЕЭП — Казахстана, Украины и Белоруссии. В то же время у России положительное сальдо торгового баланса со странами СНГ. Оно особенно возросло после дефолта 1998 г. и увеличилось в 1999—2003 годах в 7 раз.
Поскольку в мире процесс глобализации активно развивается, то и применительно к нашим условиям необходимо выделить те составляющие, которые бы способствовали успешному созданию рыночной экономики в России. Эти составляющие включают как внутренние направления развития, так и внешние. И те и другие будут, конечно, дополнять друг друга.
Внутренние направления развития должны быть связаны прежде всего с поставленной задачей удвоения за 10 лет ВВП и, как отмечают, некоторые исследователи достижения через 15 лет нынешнего нижнеевропейского уровня жизни населения2.
Внешние направления развития должны опираться на внедрение высоких технологий и инновации в целом как в технике и технологии, так и в организации производства, труда, управления и социальной жизни.
Здесь, конечно же, захватываются интеграционные и глобализационные процессы, и в этом случае недостаточным будет восстановление производственно-технических связей на прежнем уровне (на поверку оказывается, что это уже вчерашний день). Россия сегодня живет в рыночной экономике, поэтому и необходимо создание конкурентоспособных ТНК. При постановке задачи сохранения СНГ геополитические интересы России и других 11 стран могут несколько отличаться, но желательно, чтобы они не вступали в противоречия и тем более не были антагонистическими.
Во
времена СССР союзные республики
были связаны очень тесными
В то же время в странах СНГ реализуется 22% всего экспорта российской машиностроительной продукции, 39% экспорта легковых автомобилей и 32% грузовых.
Единый народно-хозяйственный комплекс бывшего СССР сформировался в свое время таким образом, что сейчас целые отрасли российской промышленности не могут работать без поддержки промышленности стран СНГ.
Еще один важный аспект — инфрастуктура. Так, перевозка внешнеторговых грузов России в третьи страны идет через порты бывших союзных республик, и крайне нежелательно нарушать этот транзит. Дальнейшее развитие торгово-экономических связей со странами ближнего зарубежья будет способствовать укреплению внешнеполитического и военно-стратегического положения России. И в то же время при ослаблении связей России со странами СНГ и при возникновении напряженности на границах потребуются дальнейшие финансовые затраты на поддержание обороноспособности страны. Если Россия потеряет свои позиции в странах СНГ, туда неизбежно придут другие государства и в конечном счете ослабнут геополитические позиции России в мире.
Среди стран СНГ ведущую роль в экспорте России играют Украина, Белоруссия и Казахстан. На эти страны приходится более 90% российского экспорта и около 90% импорта России из стран СНГ. Не следует забывать, что увеличение стоимостного объема экспорта из России в страны СНГ может объясняться ростом мировых цен. Такая тенденция просматривалась в последние годы, в частности, в отношении продукции топливно-энергетического комплекса и химической продукции.
Несмотря на то, что, на пути создания Союзного государства Россия — Белоруссия периодически возникают трудности, о чем говорилось выше, Белоруссия занимает особое место в торгово-экономических связях с Россией как самый весомый партнер по объему товарооборота из всех стран Содружества. Если принять поставки в страны СНГ из России в 2002 г. за 100% по каждой составляющей, то в Белоруссию было поставлено около 33% продукции топливно-энергетического комплекса, 51% металлов, 31% машин и оборудования, 51% продовольствия и т.д. Из Белоруссии было вывезено 55% продукции машиностроения, 29% металлов от всего импорта названных товаров из стран СНГ. В сентябре 2003 г. на встрече президентов двух стран была достигнута договоренность о переходе на рыночные принципы поставок российского газа: цены на газ приблизятся к уровню мировых цен, при этом белорусская сторона повысит тарифы на прокачку газа.
Нужно учитывать, что увеличение стоимостного объема экспорта в страны СНГ было связано с ростом мировых цен, а увеличение импорта происходило за счет прироста физического объема. Ускорение роста экспорта происходило прежде всего за счет продукции машиностроения и химической продукции.
В импорте продовольствия прослеживается тенденция увеличения закупок в странах СНГ и сокращение этих закупок в странах дальнего зарубежья.
В течение многих лет ахиллесовой пятой российской внешней торговли является структура экспорта и импорта. В нашем экспорте доминируют топливо, сырье и материалы. Экспорт продукции машиностроения невелик, хотя нужно отметить, что в страны ближнего зарубежья экспортируется этой продукции больше, чем в страны дальнего зарубежья. Если же взять страны с развитой рыночной экономикой, то в их экспорте продукция машиностроения занимает значительную долю — 50% (в некоторых странах и более), в целом же в мировом экспорте машины и оборудование составляют 41—42%. В мировом экспорте, особенно в экспорте промышленно развитых стран, прослеживается снижение доли сырьевой продукции. Можно возразить: так у них же сырья недостаточно, сами импортируют. Так-то оно так, но речь идет в первую очередь о том, что в экспорте промышленно развитых стран доминирует машинотехническая продукция и продукция высоких технологий, а это всегда экономически выгодно и говорит о степени развитости страны.
Выделим ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ.
1.
Незаинтересованность
2. Отсутствие эффективной системы взаимных расчетов. Во взаимных расчетах на национальных валютных рынках доля национальных валют составляет 10—15%, а остальные 85% приходятся в основном на свободно конвертируемые валюты. Раз так, то торговые потоки ориентируются на третьи страны, поскольку источником поступления твердой валюты является экспорт в дальнее зарубежье.