Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:08, реферат
Модель экономической системы выступает как теоретическое описание (отпечаток, слепок) или желаемого состояния, или реально существующих экономических отношений и взаимосвязей хозяйственной жизни.
При таком моделировании активно используется потенциал научного абстрагирования, приемы системно-структурного и компаративного анализа.
Особое значение экономического моделирования состоит в том, что имеет место концентрация уже накопленного опыта экономического развития. Моделирование позволяет четко обозначить вектора и динамику социально-экономического развития, его основные противоречия. Прочтение составленной экономической модели открывает возможность для заимствования передовых форм хозяйствования.
Множественность опыта, а также наличие разных теоретических подходов в свою очередь обусловливает появление множественности моделей рыночной экономики. Их специфика зависит от исторических особенностей развития той или страны, достигнутого уровня развития национальной экономики, сложившегося соотношения функций государственных, коммерческих и общественных структур, а также от выбора приоритетов социально-экономического развития.
Для того, чтобы избрать экономически верный путь развития страны, необходимо правильно поставить цель развития национальной экономики, а в дальнейшем отслеживать основные показатели, характеризующие результативность и эффективность ее функционирования. Этим и обусловлена актуальность исследуемой в данной курсовой работе проблемы.
Главными задачами переходного периода выступают:
1. Преодоление кризисных
явлений (спад, инфляция, безработица)
и обеспечение стабилизации
2. Либерализация национальной
экономики и формирование
3. Обеспечение устойчивого
и долговременного
Выше приведена
так называемая триединая задача
переходного периода. Опыт Беларуси,
накопленный в 1994-2000 гг., показал, что
разделение триединой задачи на исходные
компоненты во многом является условным.
Наиболее продуктивной выступила идея
синхронности экономических преобразований,
которая сводится к тому, что в
течение переходного периода
необходимо одновременно обеспечивать
комплексное решение задач
Так, на первом этапе переходного периода максимум внимания требует к себе все, что связано со стабилизацией национального производства (на рис. 3 указаны три знака +). Но это не снимает с повестки дня вопросы все той же либерализации и экономического роста. Так, на первом этапе трансформации экономический рост обеспечивается лишь в так называемых перспективных «точках роста». Но на последующих этапах устойчивый экономический рост достигается уже за счет реализации потенциала сформированной к этому периоду новой экономической системы.
Трансформационный период | ||||
Задачи | Этап | |||
1 | 2 | 3 | ||
1. Стабилизация | +++ | ++ | + | |
2. Либерализация
и формирование новой |
+ | ++ | + | |
3. Обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста | + | ++ | +++ | |
Рисунок 3 - Синхронное решение основных задач трансформационного периода
Определение модели перехода.
Модель национальной экономики переходного
периода применительно к
Вместе с тем обобщение опыта трансформации административной экономики, накопленного большой группой бывших социалистических стран и стран СНГ, свидетельствует о том, что реально в исходной точке перехода речь идет не о выборе той или иной модели, а формировании общего курса социально-экономических образований.
Выбор такого курса сводится к выработке приоритетов предстоящих преобразований, очередности и темпов, объемов и масштабов структурных сдвигов, к определению методов преодоления кризисных явлений. Как отмечено на схеме (см. рис. 4), на его выработку непосредственное воздействие оказывают социально-экономические условия, которые формируются под воздействием кризиса АКС.
Рисунок 4 - Реализация
курса социально-экономических
Так что наследство, получаемое от административной системы, непосредственно определяет социально-экономические условия демонтажа АКС. Применительно к национальной экономике Беларуси это отразилось прежде всего через распад Советского Союза. Национальная экономика Беларуси стала формироваться в условиях сильных дезинтеграционных процессов, когда необоснованно сворачивались в том числе и экономически целесообразные связи хозяйствующих субъектов.
Распад единого
всесоюзного
В наследство от АКС
достались ее социальная база, закрепленные
в общественном сознании административные
ценности, обостренные социально-
Отсутствие завершенных
научных экономических
Общенациональные условия развития. Такие условия развития имеют непреходящее значение. Поэтому они должны учитываться не только при выработке среднесрочной модели перехода, но и на всех последующих этапах совершенствования национальной экономики.
Среди общенациональных условий в первую очередь принято выделять природно-климатические, а также состояние геополитического и социокультурного (цивилизационного) фактора.
Природно-климатические
условия в Беларуси считаются
достаточно благоприятными для сельскохозяйственной
и других видов деятельности, хотя
территория страны стабильно относится
к зоне негарантированного урожая.
Заметна разница в
Неоднозначно может трактоваться и геополитический фактор: от весьма позитивных оценок вплоть до признания уязвимости национальной территории Беларуси.
Содержание социокультурного фактора определяется доминированием в структуре населения титульной нации. Беларусь традиционно относят к семье европейских народов, от которой она была насильственно оторвана в конце XVIII века.
Вместе с тем
для коренного населения
Безусловно, надо учитывать, что многие из обозначенных выше факторов не являются постоянными. Они изменяются под воздействием НТП, повышения культурного уровня населения, международного обмена и набирающей силу глобализации. Но они сохраняются, и еще долго будут выполнять свою важную роль.
Слепое следование им также далеко не всегда является конструктивным в экономическом строительстве. Непозволительна й вольная трактовка самих специфических факторов. Так, национальному менталитету белорусского народа не свойственны мессионерство и духовное лидерство, собирательство славянских земель и другие иллюзии.
В качестве национальных факторов развития должны признаваться лишь те, которые обеспечивают суверенной стране полноценное будущее.
Переходная экономика Беларуси -- . В переходный период временно складывается так называемая переходная экономика. Это означает, что система национальной экономики еще далека от идеала, а используемая модель имеет временный характер.
Переходная экономика есть особая фаза состояния национальной экономики, в которой осуществляются радикальные преобразования, связанные с постепенным преодолением административных элементов и утверждением рыночных принципов хозяйствования.
По линии производительных
сил национальная экономика Беларуси
при всем кажущемся внешнем благополучии
унаследовала от «советской экономики»
во многом устарелый технико-
В условиях СССР промышленность Беларуси действительно считалась передовой на фоне других регионов. Сегодня обнаруживается, что в национальной экономике Беларуси доля высоких технологий составляет лишь 2,3%, новых технологий -- 10%, зато традиционных (читай -- устарелых и рутинных) -- 87%. Если показатель ежегодного прироста наукоемкости ВВП в развитых странах составляет 11%, то в Республике Беларусь этот показатель равен минус 2,7% .
Отсталость технической базы -- это не только низкий уровень производительности труда и низкий национальный уровень заработной платы. Такая отсталость сказывается на всех сторонах национальной экономики, ограничивает свободу выбора рациональных решений. Надо признать, что лишь по мере развития техники и технологии создаются полноценные условия для развития экономической системы, перехода ее в новое состояние. Все это до предела актуализирует необходимость проведения структурных сдвигов, мобилизуя для этого внутренние и внешние факторы развития.
В исходный период трансформации
в национальной экономической системе
устойчиво доминируют элементы административно-командной
экономики. Вытеснение таких административных
элементов и постепенное
Рисунок 5 - Эволюционное
состояние экономики
Надо признать, что при всей значимости проводимых преобразований длительное время переходная экономика еще остается моделью социалистической экономики, в лучшем случае неким подобием «рыночного социализма». Здесь сочетаются признаки «государственного социализма» и новые элементы рыночной экономики. Это приводит к формированию модифицированных противоречий переходного периода. Опыт свидетельствует о том, что под их воздействием мутация переходной экономики может сопровождаться как совершением трансформационного рывка вперед, так и явно выраженным регрессом. В целом для переходной экономики характерны:
1) многойкладностъ и многосекторностъ, когда каждому укладу соответствует определенный образ экономической жизни. Отдельные уклады выступают в роли своеобразного трансформационного буфера, необходимого для апробации новых экономических форм. В национальной экономике переходного типа далеко не все уклады являются перспективными;
2) актуализация проблемы
структурных сдвигов, что
3) асинхронностъ развития на региональном и отраслевом уровнях, что часто дополняется возникновением зон застоя и хронического кризиса (перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство);
4) присутствие «теневой экономики», что усиливает неустойчивость структур переходной экономики.
Основными факторами активизации неформальной экономики выступают «традиционные» стремления избежать налогообложения, скрыть имеющуюся собственность и реальный уровень доходов из-за невозможности их легализации, низкий уровень правовой и экономической культуры, бюрократизация органов государственного управления и стремление бюрократии как класса присваивать соответствующую ренту. Чем выше удельный вес «теневой экономики», тем, меньше шансов для цивилизованного развития страны.
Вывод: переходная экономика имеет ярко выраженный трансформационный характер. Ее эволюция подчиняется объективным закономерностям, которые выявляются экономической теорией переходного периода.
Оценка опыта
Но основное содержание процесса трансформации все же определяется выработкой конкретно-исторических или страноведческих моделей, в полной мере учитывающих внутренние и внешние факторы развития страны. Очень важно не допустить неэффективного копирования упрощенных иностранных схем организации экономической жизни.
Национальная модель переходной экономики призвана решать:
1) проблему выбора
стратегического направления