Модель экономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:08, реферат

Описание

Модель экономической системы выступает как теоретическое описание (отпечаток, слепок) или желаемого состояния, или реально существующих экономических отношений и взаимосвязей хозяйственной жизни.
При таком моделировании активно используется потенциал научного абстрагирования, приемы системно-структурного и компаративного анализа.
Особое значение экономического моделирования состоит в том, что имеет место концентрация уже накопленного опыта экономического развития. Моделирование позволяет четко обозначить вектора и динамику социально-экономического развития, его основные противоречия. Прочтение составленной экономической модели открывает возможность для заимствования передовых форм хозяйствования.
Множественность опыта, а также наличие разных теоретических подходов в свою очередь обусловливает появление множественности моделей рыночной экономики. Их специфика зависит от исторических особенностей развития той или страны, достигнутого уровня развития национальной экономики, сложившегося соотношения функций государственных, коммерческих и общественных структур, а также от выбора приоритетов социально-экономического развития.
Для того, чтобы избрать экономически верный путь развития страны, необходимо правильно поставить цель развития национальной экономики, а в дальнейшем отслеживать основные показатели, характеризующие результативность и эффективность ее функционирования. Этим и обусловлена актуальность исследуемой в данной курсовой работе проблемы.

Работа состоит из  1 файл

Модель экономической системы выступает как теоретическое описание.docx

— 50.05 Кб (Скачать документ)

Главными задачами переходного периода выступают:

1. Преодоление кризисных  явлений (спад, инфляция, безработица)  и обеспечение стабилизации социально-экономической  сферы.

2. Либерализация национальной  экономики и формирование новой  экономической системы.

3. Обеспечение устойчивого  и долговременного экономического  роста.

Выше приведена  так называемая триединая задача переходного периода. Опыт Беларуси, накопленный в 1994-2000 гг., показал, что  разделение триединой задачи на исходные компоненты во многом является условным. Наиболее продуктивной выступила идея синхронности экономических преобразований, которая сводится к тому, что в  течение переходного периода  необходимо одновременно обеспечивать комплексное решение задач стабилизации, либерализации и экономического роста. При этом на каждом этапе трансформации  изменяется лишь степень интенсивности  реализации той или иной стратегической задачи (см. рис. 3).

Так, на первом этапе  переходного периода максимум внимания требует к себе все, что связано  со стабилизацией национального  производства (на рис. 3 указаны три  знака +). Но это не снимает с повестки дня вопросы все той же либерализации и экономического роста. Так, на первом этапе трансформации экономический рост обеспечивается лишь в так называемых перспективных «точках роста». Но на последующих этапах устойчивый экономический рост достигается уже за счет реализации потенциала сформированной к этому периоду новой экономической системы.

 
Трансформационный период  
Задачи Этап  
  1 2 3  
1. Стабилизация +++ ++ +  
2. Либерализация  и формирование новой экономической  системы + ++ +  
3. Обеспечение  устойчивого и долговременного  экономического роста + ++ +++  
         

Рисунок 3 - Синхронное решение основных задач трансформационного периода

Определение модели перехода. Модель национальной экономики переходного  периода применительно к Беларуси выше была обозначена в виде .

Вместе с тем  обобщение опыта трансформации  административной экономики, накопленного большой группой бывших социалистических стран и стран СНГ, свидетельствует  о том, что реально в исходной точке перехода речь идет не о выборе той или иной модели, а формировании общего курса социально-экономических образований.

Выбор такого курса  сводится к выработке приоритетов  предстоящих преобразований, очередности  и темпов, объемов и масштабов  структурных сдвигов, к определению  методов преодоления кризисных  явлений. Как отмечено на схеме (см. рис. 4), на его выработку непосредственное воздействие оказывают социально-экономические условия, которые формируются под воздействием кризиса АКС.

Рисунок 4 - Реализация курса социально-экономических преобразований в переходный период

Так что наследство, получаемое от административной системы, непосредственно определяет социально-экономические  условия демонтажа АКС. Применительно  к национальной экономике Беларуси это отразилось прежде всего через распад Советского Союза. Национальная экономика Беларуси стала формироваться в условиях сильных дезинтеграционных процессов, когда необоснованно сворачивались в том числе и экономически целесообразные связи хозяйствующих субъектов.

Распад единого  всесоюзного народнохозяйственного  комплекса, вслед за провалом программы  перестройки М. Горбачева, выступил как мощный деморализующий фактор.

В наследство от АКС  достались ее социальная база, закрепленные в общественном сознании административные ценности, обостренные социально-экономические  противоречия. Следует учесть и отсутствие у страны достаточных материальных (валютных) резервов, полноценных внешних  источников финансирования, а также  низкий (по мировым стандартам) уровень  развития производительных сил.

Отсутствие завершенных  научных экономических исследований предстоящего периода радикальной  реформы также затруднило выработку  оптимальной национальной модели переходной экономики.

Общенациональные  условия развития. Такие условия  развития имеют непреходящее значение. Поэтому они должны учитываться  не только при выработке среднесрочной  модели перехода, но и на всех последующих  этапах совершенствования национальной экономики.

Среди общенациональных условий в первую очередь принято  выделять природно-климатические, а также состояние геополитического и социокультурного (цивилизационного) фактора.

Природно-климатические  условия в Беларуси считаются  достаточно благоприятными для сельскохозяйственной и других видов деятельности, хотя территория страны стабильно относится  к зоне негарантированного урожая. Заметна разница в продолжительности  вегетационного Периода между северными  и юго-западными районами республики. Определенные преимущества сулят компактность национальной территории, прохождение  нескольких международных транспортных коридоров. В минусе -- отсутствие выхода к морю, экологические последствия чернобыльской катастрофы и мелководность рек. Вряд ли Беларусь можно отнести к странам, имеющим достаточную для современного развития сырьевую базу.

Неоднозначно может  трактоваться и геополитический  фактор: от весьма позитивных оценок вплоть до признания уязвимости национальной территории Беларуси.

Содержание социокультурного фактора определяется доминированием в структуре населения титульной нации. Беларусь традиционно относят к семье европейских народов, от которой она была насильственно оторвана в конце XVIII века.

Вместе с тем  для коренного населения генетически  присуща меньшая рациональность и большая созерцательность. Сильны традиции общинного самоуправления, патернализма, а также надежда  людей на социальную защиту со стороны  государства и т. п. Отсюда -- негативное отношение к резкой социальной дифференциации. Все это обусловливает формирование более сложной системы стимулов и мотиваций к хозяйственной деятельности по сравнению с нынешним «экономическим человеком» Запада.

Безусловно, надо учитывать, что многие из обозначенных выше факторов не являются постоянными. Они изменяются под воздействием НТП, повышения  культурного уровня населения, международного обмена и набирающей силу глобализации. Но они сохраняются, и еще долго  будут выполнять свою важную роль.

Слепое следование им также далеко не всегда является конструктивным в экономическом  строительстве. Непозволительна й вольная трактовка самих специфических факторов. Так, национальному менталитету белорусского народа не свойственны мессионерство и духовное лидерство, собирательство славянских земель и другие иллюзии.

В качестве национальных факторов развития должны признаваться лишь те, которые обеспечивают суверенной стране полноценное будущее.

Переходная экономика  Беларуси -- . В переходный период временно складывается так называемая переходная экономика. Это означает, что система национальной экономики еще далека от идеала, а используемая модель имеет временный характер.

Переходная экономика  есть особая фаза состояния национальной экономики, в которой осуществляются радикальные преобразования, связанные  с постепенным преодолением административных элементов и утверждением рыночных принципов хозяйствования.

По линии производительных сил национальная экономика Беларуси при всем кажущемся внешнем благополучии унаследовала от «советской экономики» во многом устарелый технико-производственный комплекс. Считается, что такой комплекс как минимум на один технологический  уклад отстает от западноевропейского  уровня.

В условиях СССР промышленность Беларуси действительно считалась  передовой на фоне других регионов. Сегодня обнаруживается, что в  национальной экономике Беларуси доля высоких технологий составляет лишь 2,3%, новых технологий -- 10%, зато традиционных (читай -- устарелых и рутинных) -- 87%. Если показатель ежегодного прироста наукоемкости ВВП в развитых странах составляет 11%, то в Республике Беларусь этот показатель равен минус 2,7% .

Отсталость технической  базы -- это не только низкий уровень производительности труда и низкий национальный уровень заработной платы. Такая отсталость сказывается на всех сторонах национальной экономики, ограничивает свободу выбора рациональных решений. Надо признать, что лишь по мере развития техники и технологии создаются полноценные условия для развития экономической системы, перехода ее в новое состояние. Все это до предела актуализирует необходимость проведения структурных сдвигов, мобилизуя для этого внутренние и внешние факторы развития.

В исходный период трансформации  в национальной экономической системе  устойчиво доминируют элементы административно-командной  экономики. Вытеснение таких административных элементов и постепенное наращивание  признаков рыночного типа (на рис. 5 сконцентрированы выше линии ОР) не исключают возникновения временных  или компромиссных форм. При положительном стечении обстоятельств имеет место постепенный переход от менее зрелых к более совершенным формам экономического движения, их наполнение реальным содержанием.

Рисунок 5 - Эволюционное состояние экономики переходного  периода

 

Надо признать, что  при всей значимости проводимых преобразований длительное время переходная экономика  еще остается моделью социалистической экономики, в лучшем случае неким  подобием «рыночного социализма». Здесь  сочетаются признаки «государственного  социализма» и новые элементы рыночной экономики. Это приводит к  формированию модифицированных противоречий переходного периода. Опыт свидетельствует  о том, что под их воздействием мутация переходной экономики может  сопровождаться как совершением  трансформационного рывка вперед, так  и явно выраженным регрессом. В целом для переходной экономики характерны:

1) многойкладностъ и многосекторностъ, когда каждому укладу соответствует определенный образ экономической жизни. Отдельные уклады выступают в роли своеобразного трансформационного буфера, необходимого для апробации новых экономических форм. В национальной экономике переходного типа далеко не все уклады являются перспективными;

2) актуализация проблемы  структурных сдвигов, что обусловлено  унаследованными диспропорциями, нерациональной  структурой национального производства (с учетом критериев материалоемкости, энергоемкости, удельного веса  военного производства), а также  общим технологическим отставанием  национальной экономики;

3) асинхронностъ развития на региональном и отраслевом уровнях, что часто дополняется возникновением зон застоя и хронического кризиса (перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство);

4) присутствие «теневой  экономики», что усиливает неустойчивость  структур переходной экономики.

Основными факторами  активизации неформальной экономики  выступают «традиционные» стремления избежать налогообложения, скрыть имеющуюся  собственность и реальный уровень  доходов из-за невозможности их легализации, низкий уровень правовой и экономической  культуры, бюрократизация органов государственного управления и стремление бюрократии как класса присваивать соответствующую  ренту. Чем выше удельный вес «теневой экономики», тем, меньше шансов для  цивилизованного развития страны.

Вывод: переходная экономика  имеет ярко выраженный трансформационный  характер. Ее эволюция подчиняется  объективным закономерностям, которые  выявляются экономической теорией  переходного периода.

Оценка опыта трансформационных  преобразований. Обобщение опыта трансформационных преобразований, накопленного за последние 15 лет большой группой стран Центральной и Восточной Европы, показывает, что данный процесс предполагает широкое внедрение в практику хозяйствования важных элементов типовых (классических) моделей.

Но основное содержание процесса трансформации все же определяется выработкой конкретно-исторических или страноведческих моделей, в полной мере учитывающих внутренние и внешние факторы развития страны. Очень важно не допустить неэффективного копирования упрощенных иностранных схем организации экономической жизни.

Национальная модель переходной экономики призвана решать:

1) проблему выбора  стратегического направления социально-экономических,  преобразований;

Информация о работе Модель экономического регулирования