Модель спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание

Цель – изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику эластичности спроса и её измерениям;
- характеристика эластичности предложения;
- рассмотреть факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения.

Содержание

Введение…………………………………..………………………………………….…3
1Спрос ………..………………………..…………………………………………….….4
1.1 Кривая спроса…..……………………………………………...…………………...4
1.2 Сдвиги кривой спроса…………………..………….………………………………5
2. Предложение …………………………………...……………………………………8
2.1 Кривая предложения……………………………………………………………….8
2.2 Сдвиг кривой предложения…………………………………………….………….9
3. Спрос и предложение. Динамические модели предложения…………..………..11
4. Равновесие на рынке……………………………………………………………….12
5. Эластичность спроса и предложения………………………….………………….13
5.1 Эластичность спроса...…………………………….……………………..……….13
5.2 Факторы влияющие на эластичность спроса…………………………...……….14
5.3 Эластичность предложения…………………………………………….……..….15
5.4 Факторы влияющие на эластичность предложения……………………….……15
6 Практическое использование теории эластичности……………………..………..18
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список используемых источников………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая эк теория.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

         В общем виде функция  предложения имеет вид:                    

          Qs = f(P)                                                   (3)

         где Qs - величина предложения (quantity of supply) или объем продаваемого товара; Р - цена.

         2.2. Сдвиг кривой предложения

         Важнейшим фактором, влияющим на величину предложения, является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения. В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:

  1. цены факторов производства (ресурсов);
  2. технология;
  3. ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
  4. размер налогов и субсидий;
  5. количество продавцов и пр.

         Величина предложения  является функцией всех этих факторов:

         Qs = f(P, Pr, K, T, N, B)                                       (4)                                      

         Где Рr - цены ресурсов, К - характер применяемой технологии, Т - налоги и субсидии, N - количество продавцов, В - прочие факторы.

Рис.7- Перемещение  по кривой предложения          Рис.8 – Сдвиг кривой предложения

         например, повышение  цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг  кривой S в положение S 1. Наоборот, в  случае понижения цен на факторы  производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S положение S 2 (см. рисунок выше).

         Движение вдоль  кривой предложения отражает изменение  величины предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.

         Сдвиг кривой предложения  влево или; вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию предложения. 
 
 
 

3. Спрос и предложение. Динамические модели предложения

         Рассмотрим взаимодействие потребителей и производителей на рынке. Изобразим это в виде модели пересечения графиков спроса и предложения.

         Рис.9 – Модели пересечения  графиков спроса и предложения 

         Для понимания функции  предложения большое значение имеет  фактор времени (то есть изучим предложение  в виде динамической модели). Обычно различают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В краткосрочном периоде все факторы производства постоянны (то есть их количество и состояние не меняется - просто ничего не успевает измениться), в среднесрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном - все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

         В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис 9.1).     

          В условиях  среднесрочного периода повышение  спроса обусловливает не только  рост цен, но и увеличение  объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис 9.2).    

          В условиях  длительного (долгосрочного) периода  увеличение спроса приводит к  значительному росту предложения  при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис 9.3).

4. Равновесие на рынке

         В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют сопоставлению цен спроса и цен  предложения, что приводит к равенству  объемов спроса предложения. Как было уже сказано: рано или поздно потребители и продавцы в условиях рыночной экономики «договариваются» об определенной цене продажи-покупки. И устанавливается удовлетворяющая обе стороны - рыночная или равновесная цена. До следующего изменения условий, влияющих на спрос или предложение, или на оба явления вместе. Но условия равновесия в рыночной экономике рассмотрим уже на следующем занятии. А на этом поясним ситуации, когда равновесие на рынке недостижимо и рыночную равновесную цену невозможно определить.

         В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (см. рисунок ниже), а объем предложения не соответствовать объему спроса:

         Рис. 10 – Цена в  условиях неразвитой рыночной экономики

         В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах. 

         Согласие продавцов  и покупателей на рынке о покупке-продаже  определенного количества     товара за определенную цену будет определять равновесие на рынке. Однако может быть никогда не достигнуто, если цена предложения существенно превышает возможные цены спроса, или объем спроса существенно ниже объема производства: блага для производителей. 

5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

5.1 Эластичность  спроса

          Спрос имеет различную эластичность, т. е. различную степень реакции на изменение цены, дохода и других факторов.

         Условия эластичности:

  1. Если при незначительном изменении цены спрос изменяется сильно, то он называется эластичным. При этом значение коэффициента К>1
  2. Если при значительном изменении цены спрос изменяется слабо, то он называется неэластичным (чаще на товары первой необходимости). При этом значение коэффициента К<1
  3. Если цена и спрос изменяются соответственно, то это единичная эластичность спроса. При этом значение коэффициента К=1

    Для определения эластичности используются коэффициенты:

  1. Коэффициент ценовой эластичности спроса:

     К  ц эл сп = Изменение спроса в %/изменение цены в %                           (5)

  1. Коэффициэнт эластичности спроса по доходу:

    К эл сп д = Изменение спроса в %/изменение дохода в %                          (6)   

  1. Перекрестный:

К эл сп п= Изменение спроса в % на 1 товар/изменение цены в % на 2 товар (7)     
 

5.2. Факторы, влияющие на эластичность  спроса

        Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

        Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта  хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к  примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

        Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым  отдельной фирмой. Если на рынке  присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или  близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы  будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

        Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев  поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

        Такая тенденция  изменения эластичности во времени  объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет  возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

        Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью  того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости  неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

5.3 Эластичность предложения

         Предложение может  иметь различную эластичность, которая  измеряется с помощью коэффициента:

         К ц эл пр= Изменение предложения в %/ Изменение цены в %                 (8)

         Условия:

         1. Если значение  коэффициента больше единицы,  то предложение эластично. К>1

         2. Если значение  коэффициента меньше единицы,  то предложение неэластично. К<1

         3. Если значение  коэффициента равное единице,  то предложение имеет единичную эластичность. К=1

5.4 Факторы, влияющие на эластичность предложения

         На эластичность предложения влияют следующие факторы:

    1. Фактор времени
    2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения
    3. Возможности (гибкость) технологического процесса.

         Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение  цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:

         а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0).

         б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0):

         в) в длительном (долгом) периоде, возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо  больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли  и т.д.). 

Рис. 11 Предложение  в трех периодах: а) мгновенный период б) среднесрочный период в)долгосрочный период 

           P P P

           SSSd

Информация о работе Модель спроса и предложения