Модель спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание

Цель – изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику эластичности спроса и её измерениям;
- характеристика эластичности предложения;
- рассмотреть факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения.

Содержание

Введение…………………………………..………………………………………….…3
1Спрос ………..………………………..…………………………………………….….4
1.1 Кривая спроса…..……………………………………………...…………………...4
1.2 Сдвиги кривой спроса…………………..………….………………………………5
2. Предложение …………………………………...……………………………………8
2.1 Кривая предложения……………………………………………………………….8
2.2 Сдвиг кривой предложения…………………………………………….………….9
3. Спрос и предложение. Динамические модели предложения…………..………..11
4. Равновесие на рынке……………………………………………………………….12
5. Эластичность спроса и предложения………………………….………………….13
5.1 Эластичность спроса...…………………………….……………………..……….13
5.2 Факторы влияющие на эластичность спроса…………………………...……….14
5.3 Эластичность предложения…………………………………………….……..….15
5.4 Факторы влияющие на эластичность предложения……………………….……15
6 Практическое использование теории эластичности……………………..………..18
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список используемых источников………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая эк теория.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

           PP2

            P1

          PD2 P1 D2

               DDDD2

         

               QQ Q1 Q2 Q Q1 Q2     Q 

               а) б) в) 

         Кроме фактора времени  на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения. Предложение товаров эластично в том случае, когда фирма имеет возможность хранить значительное количество запасов готовой продукции. В этом случае фирма сможет быстро реагировать на растущий спрос и повышение цены не только за счет производства новых изделий, но и за счет имеющихся запасов. Если же цены снижаются, то величина предложения может быть быстро и значительно сокращена за счет увеличения запасов готовой продукции.

         Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д. Если производственные мощности загружены не полностью, а часть рабочих работает неполный рабочий день, у предприятия есть возможность достаточно быстро отреагировать на повышение Цен на производимую им продукцию. В краткосрочном периоде предложение в этом случае будет эластичным. Если же Неиспользуемые мощности и трудовые ресурсы отсутствуют, то понадобится много времени для того, чтобы построить новые или расширить действующие участки производства оснастить их дополнительным оборудованием, подготовить дополнительную рабочую силу. В этом случае предложение в краткосрочном периоде будет неэластичным.

         В отличие от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

         Следует подчеркнуть  огромное практическое значение использования  концепции эластичности: Показатели эластичности используются при обосновании  введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д. 
 

  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ

           Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение.

         Для фирмы важно  иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

         Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики №1 или №2 будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик .

         Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

         Если фирма знает  спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой  цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится.

         Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

         Рассмотрим распределение  налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается  постоянной).

         На рис. 12 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога. График спроса D на рис. 12, а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 12, б — относительно неэластичен. График предложения S0 — предложение до введения налога. Соответственно Р0 и Q0 — равновесные цена и объем производства до введения налога.

         Что произошло, когда  государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево  вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1. Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня. 
 
 

Рис. 12. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D — спрос; S0, S1, — предложение до и после введения налога.

                                                 S1

           P P налог

           D S0

                  D    SP

          Pналог P0 

          P0 S0

         

         

 Q

                  Q1     Q0 Q   Q Q0

               а) б) 

         В случае если спрос  эластичен, потери производителя будут  выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 12, а выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

         В случае если спрос  неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

         Следует обратить внимание на выделенные жирной линией треугольники на рис. 12. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

         Теория эластичности спроса так же применяется и в  сельском хозяйстве. Исследования показывают, что спрос на большую часть  сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

         Характер воздействия  автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик. 
 
 
 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В данной курсовой работе была рассмотрена тема «Модель спроса и предложения: теория и практическое использование». В результате изучения данной работы были сделаны следующие выводы:

      1. Общая закономерность изменения величин спроса на рынке определенного товара в зависимости от величины цен на него называется спросом.
      2. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность – мера изменения величины спроса при изменении уровня цены. По уровню эластичности спроса все товары разделяются на две группы: товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса.
      3. Оценка эластичности спроса позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
      4. Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
      5. Основными факторами, влияющими на эластичность спроса являются наличие товаров – заменителей, время и значимость товара для потребителя. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
      6. Предложение различных товаров при одинаковом по масштабам изменении цены возрастает по – разному. Мера изменения величины предложения товаров при изменении цен ан них называется эластичностью предложения.
      7. Основными факторами, влияющими на эластичность предложения являются: фактор времени, степень сохранности товара, стоимость его хранения, возможности (гибкость) технологического процесса. Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.
      8. Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. При прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

Информация о работе Модель спроса и предложения