Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:24, реферат
Целью настоящей работы является усвоение механизма деятельности и функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить следующие понятия: «рынок», «функции рынка», «модели рынка».
2) Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3) Определить критерии классификации видов рынков.
ВВЕДЕНИЕ ………………………............................................................…………………............3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ……………............................................................…………...4
1.1. Понятие и сущность рынка ………………............................................................………….4
1.2. Функции рыночного механизма……............................................................………………..6
2.МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…......................................................................8
2.1. Рынок совершенной конкуренции …............................................................……………….8
2.2. Рынок абсолютной монополии………………......................................................................10
2.3. Рынки монополистической конкуренции…...........................................................……….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………............................................................…............15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………
Нуреев Р. М. дает узкое понятие рынка как института, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок"10.
На заре цивилизации, с первого общественного разделения труда - отделения пастушеских племен от земледельческих - люди начали обмениваться результатами своей деятельности. В период разложения первобытнообщинного строя обмен между общинами становится регулярным и приобретает форму товарного обмена. Возникают и развиваются товарно-денежные отношения, обусловленные двумя предпосылками: общественным разделением труда и обособленностью производителей. Общественное разделение труда - постоянно развивающийся процесс. Всякое его углубление приводит к возникновению новых отраслей, а, значит, к расширению многообразия потребностей и способов их удовлетворения. Параллельно развивается обмен результатами хозяйственной деятельности.
Важнейшими условиями возникновения рынка являются разделение труда и специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную(автомобильные, тракторные заводы), подетальную (завод шарикоподшипников), технологическую(прядильная фабрика). Специализация в настоящее время достигла такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку.
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.
Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда.
В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Иначе говоря, рынок – это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов. Так же Райзберг Б.А. 11 считает, что в самой универсальной и широкой трактовке понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика».
Объединяя всё выше сказанное образуется мнение, что рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. Будучи одним из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений, рынок выступает господствующим и определяющим способом связи между обособленными производителями на основе общественного разделения труда. Механизм рынка информирует товаровладельцев о состоянии дел во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни, определяет общественную полезность их продуктов, указывает направление и характер изменения производственной программы.
Проблема регулирования рынка возникла вместе с его появлением, что обусловлено внутренней логикой его развития. С одной стороны, действие законов рынка, подробно описанных в трудах Валового Д.В.12, повышает эффективность производства и труда, увеличивает богатство страны, с другой стороны, как было замечено Райзбергом Б.А.13, рыночные саморегуляторы не в состоянии преодолеть «провалы рынка» и автоматически решать возникшие проблемы (кризис производства, безработица, резкая дифференциация доходов, нарушение экологии, инфляция, трафик и т.д.). Понимание рыночных механизмов в целом даёт возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приводит к увеличению прибыли. Исходя из этих соображений Райзберг Б.А. в «Курсе экономики», Титков А. в «Курсе лекций Экономической Теории», Валовой Д.В.в «Рыночной экономике. Возникновение, эволюция и сущность.» изучают функции рынка.
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?
Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции, которые подробно описаны в трудах Титкова А. 14:
Итак, функции рынка неразрывно связаны с самим рынком и направлены на наиболее эффективное функционирование системы. Так же необходимо отметить, что рынок – это тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, существующий в тех общественно-экономических формациях, где имеются товарно-денежные отношения. Различность определений подтверждает отношение рынка ни к одной, а к многим сферам хозяйственной деятельности человека, в которых он принимает определённые, свойственные сфере, черты.
Так как единое понятие «рынок» подразумевает совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками, целесообразно рассмотреть разновидности рынка по организационному признаку.
В данной главе мы дадим детальное описание и проведем анализ основных классических моделей рынка, определим их роль в экономике и обозначим их основные функции.
Конкурентность рынка – очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени участники рынка могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок.
Таким образом, в условиях чистой конкуренции существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция, по А. Смиту15 , поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.
Совершенная конкуренция , по Райзбергу Б.А. 16 , рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция, в электронной энцинклопедии «Википедия»17, — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Рыночную структуру совершенной конкуренции определяют 6 основных характеристик, которые даны в работах Райзберга Б.А.18:
6) Высокая мобильность факторов производства. Абсолютная мобильность – условие, подразумевающее, что труд и капитал, могут свободно перетекать из одной отрасли своего использования в другую отрасль, работники могут без труда менять род занятий, а также перемещаться в другие географические районы, инвестиционные средства могут изыматься из менее прибыльных проектов и вкладываться в более прибыльные виды деятельности.