Модели рынка и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:24, реферат

Описание

Целью настоящей работы является усвоение механизма деятельности и функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить следующие понятия: «рынок», «функции рынка», «модели рынка».
2) Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3) Определить критерии классификации видов рынков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………............................................................…………………............3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ……………............................................................…………...4
1.1. Понятие и сущность рынка ………………............................................................………….4
1.2. Функции рыночного механизма……............................................................………………..6
2.МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…......................................................................8
2.1. Рынок совершенной конкуренции …............................................................……………….8
2.2. Рынок абсолютной монополии………………......................................................................10
2.3. Рынки монополистической конкуренции…...........................................................……….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………............................................................…............15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………

Работа состоит из  1 файл

Реферат - Виды рынков и их характеристики.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

    В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной.

    Фирма в условиях совершенной конкуренции: не способна оказать влияния на рыночную цену; принимает рыночную цену как данную; сталкивается с абсолютной эластичностью спроса на свою продукцию.

    Но  и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты классической экономической школы признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

    а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;

    б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;

    в) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

    Итак, главным в рынке совершенной  конкуренции является то обстоятельств, что здесь цена практически не зависит от желаний и действий отдельных субъектов рынка. Цена устанавливается под воздействием спроса и предложения «невидимой рукой рынка». Поэтому рынки совершенной конкуренции также называют рынками получателей цен.

    Однако  идеальное состояние рынка —  совершенная конкуренция — в  силу большого числа разнородных  социально-экономических факторов не является естественным состоянием рынков. Совершенная конкуренция – это теоретическая абстракция.

    Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим для понимания принципов функционирования рыночного механизма.

    При изучении модели рынка чистой конкуренции мы установили, что при ведении конкурентной борьбы в данной среде наиболее эффективными будут являться неценовые методы, так как цена на данном рынке является заданной величиной. При таком виде конкуренции цена, устанавливаемая на товары, является наиболее справедливой.

    2.2 Рынок абсолютной монополии

 

    Существуют  рынки, где в той или иной степени  возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недиффиринцированный продукт, и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка, по мнению Панфиловой Е.А..19

    Титков А. 20 определяет монополию как исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

    Валовой Д.В. 21 считает, что рыночная власть — это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистая монополия — это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. В современном экономическом словаре22 чистая монополия — это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.

    Характерные черты чистой монополии, согласно электронной энциклопедии «Википедия»23:

  • понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
  • покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
  • кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
  • чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

    Нуреев Р.М. 24 считает, что барьеры для входа в отрасль — это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм.

    Все барьеры делятся на два вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).

    Источники монопольной власти, определенные Нуреевым Р.М.25:

  1. Исключительные права (авторские права, патенты, лицензии, франчайзинг).
  2. Устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса).
  3. Контроль над ресурсами (местонахождение, источники сырья).
  4. Эффект масштаба (оптимальный объем выпуска при удовлетворении всего рыночного спроса).

    Виды  монополий, определенные Райзбергом Б.А.26:

  • Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).
  • Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара. Может быть обусловлена изоляцией рынка.

    3) Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства. В основном складывается в тех сферах, где конкуренция затруднительна или вообще неприемлема. Это предприятия общественного, коммунального обслуживания. Почти все такие рынки подлежат государственному регулированию (электроэнергетика, железные дороги, водоснабжение, телевидение и т.д.).

    В современном экономическом словаре27 общественные издержки монопольной власти определяются  как убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. А предельные издержки – затраты на производство дополнительной единицы продукции.

    Но, к сожалению, фирма, монополизировавшая рынок теряет стимулы к научно-техническим инновациям, обюрокрачивается, в результате чего падает эффективность производства.

     Можно сделать вывод, что зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

    2.3 Рынки монополистической конкуренции

 

    Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальной модели совершенной  конкуренции. Отдельные производители  или их объединения в состоянии  воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтому все  рынки несовершенной конкуренции называются «рынками делателей цен». Основным отличием их выступает степень монополизации.

    В наиболее общем виде монополистическая  конкуренция представляет собой  рыночную структуру, в которой относительно большое число продавцов (несколько десятков фирм) предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию. При этом каждая из фирм, представленных на рынке монополистической конкуренции, может чувствовать себя относительно независимо, не придавая значения реакции других фирм. Примером такой отрасли может служить производство верхней одежды, обуви, парфюмерно-косметических товаров, книгоиздание, туризм.

    В условиях монополистической конкуренции  с дифференциацией продукта рычагом  конкуренции становятся не только цены, но и качество товара, предполагающее различие между одними и теми же товарами. На рынке монополистической конкуренции представлены, например, одежда, которая различается материалом, стилем, качеством работы; услуги торговли, связанные с продажей продукта в кредит, упаковкой, льготами постоянным покупателям. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности, примером тому мини-маркеты у станций метро и супермаркеты вдали от него. Соответственно на рынках монополистической конкуренции с дифференциацией товара разными считаются не только товары, отличающиеся по виду и назначению, но и качеством, рекламированием, организацией торговли, способами привлечения к ним покупателей.

    Одним из преимуществ дифференцированности продукта является то, что, несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами в силу того, что покупатели и продавцы не связаны стихийно, а покупатели своими предпочтениями определяют необходимость и цену той иной продукции. Таким образом, конкуренция основана не только на цене, но и на ценовых факторах, давая возможность говорить о большем размахе неценовой конкуренции.

    Монополистическая конкуренция - по Нурееву Р.М. 28 - это тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью фирмы-продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены. Рыночная власть по определению современного экономического словаря29 - это способность производителя (или потребителя) оказывать влияние на рыночную цену экономических благ.

    Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой  монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию». Реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.

    Рынок монополистической конкуренции  наиболее конкурентен и наименее монополизирован — это рынок взаимодействия относительно большого числа продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию (похожую, но не идентичную).

    Монополистическая конкуренция — тип отраслевого  рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров.

    Монополистическая конкуренция в электронной энциклопедии « Википедия»30 определена как распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная.

    Существую различные варианты монополистической  конкуренции, в зависимости от численности  и силы субъектов спроса и предложения ( производителей и потребителей), согласно Джуху В.М. и Панфиловой Е.А.31:

  1. «Чистая» олигополия или дуополия. Дуополия — рыночная ситуация, в которой существуют только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Несколько производителей и много потребителей. Распространена на рынках потребительских товаров, например автомобилей, бытовой техники.
  2. Ограниченная монополия потребителя. Несколько потребителей и много производителей. Подобное сочетание распространено не очень широко, например дорогие рестораны, клубы, ведущие борьбу за богатых потребителей.
  3. Двусторонняя олигополия— ситуация на рынке со значительной степенью концентрации как продавцов, так и покупателей. Возможное употребление термина — олигополия билатеральная. Несколько потребителей и несколько производителей. Широко распространена на рынках специализированных товаров.
  4. Ограниченная олигополия производителя. Один производитель и несколько потребителей. Возможна в специфических случаях, например при производстве товара на очень узко специализированном рынке.
  5. Ограниченная монопсония. Несколько производителей и один потребитель. Например, военные заказы.
  6. двусторонняя монополия. Один производитель и один потребитель. Это в основном теоретический вариант. Например, разовые поставки уникального товара по индивидуальному заказу.

    Наиболее  распространенным видом монополистической  конкуренции является олигополия –  узкая группа продавцов на достаточно широкий круг покупателей.

    Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм.

     На  практике предприниматель, действующий  в условиях монополистической конкуренции, стремится к стимулированию сбыта деятельности, которая будет максимизировать его прибыли.

     Монополистическая конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить  потребности, активизирует торговлю и  производство.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Целью настоящей работы являлось усвоение понятие термина «рынок», механизма  его деятельности и рыночных функций.

    Для  достижения поставленной цели было раскрыто понятие рынка, выполнен обзор точек зрения различных ученых и экономистов на понятие «рынок». Рассмотрена характеристика отдельных моделей рынка, исследованы функции рынка.

    Как удалось выяснить в результате проделанной  работы, понятие «рынка» подразумевает  совокупность многих типов и видов  рынка, отличающихся друг от друга разнообразными признаками, а функции и модели рынка подразделяются на группы.

    В результате выполненных в первой главе реферата исследований можно  сделать следующие выводы:

  1. В литературе встречается много определений рынка и рыночной экономики, однако можно выделить общее в признаках рынка: свободная хозяйственная деятельность, свободное ценообразование в результате встречи спроса и предложения;
  2. Рынок позволяет решать проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует и в развитых странах, и в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.   
  3. Рыночная экономика регулируется посредством рыночного механизма, основными элементами которого являются цена, спрос, предложение и конкуренция.
  4. Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер.
  5. Функции рынка являются неотъемлемой его частью и позволяют ответить на главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Информация о работе Модели рынка и их характеристика