Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:28, реферат
Цель любой фирмы заключается в максимизации прибыли. Наиболее полно и с наименьшими затратами она достигается в том случае, если у компании нет конкурентов, т.е. когда она оперирует на монополистическом рынке. В этом случае, изменяя объем предлагаемой продукции, фирма может устанавливать такие цены, при которых величина прибыли будет максимальной.
Введение
Цель любой фирмы заключается в максимизации прибыли. Наиболее полно и с наименьшими затратами она достигается в том случае, если у компании нет конкурентов, т.е. когда она оперирует на монополистическом рынке. В этом случае, изменяя объем предлагаемой продукции, фирма может устанавливать такие цены, при которых величина прибыли будет максимальной.
Стремление фирмы обеспечить себе монопольное положение на рынке обусловливается ее природой и, как правило, становится одной из важнейших задач ее развития.
Обеспечить себе монопольное положение на рынке фирма может:
1. Разрабатывая
технологии производства
Инновационная продукция – новые виды товаров и услуг, ранее никогда не представленные на рынке. В каждый конкретный период времени это будет иная продукция. В начале ХХв. – это автомобили и самолеты, в начале ХХIв. – коммерческие полеты в космос.
Следует также отметить, что однажды появившись, инновационная продукция со временем превращается в традиционную.
2. Повышая
производительность и
Традиционная продукция – это товары и услуги, уже существующие на рынке и доступные значительной части населения.
В первом случае у компании нет конкурентов в силу полного отсутствия аналогов. Во втором случае, вытеснив всех конкурентов с рынка, фирма вновь становится монополистом и приобретает возможность получать прибыль большую, чем на конкурентном рынке. Но здесь всегда существует опасность, что продукция, ставшая традиционной, может быть вытеснена с рынка очередной инновационной, поэтому крупнейшие корпорации постоянно ищут пути создания все новых и новых видов продукции.
Отношение общественности и государства к монополиям всегда двойственно вследствие их противоречивой роли в экономике.
С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке.
Но с другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы.
1 Монополия: возникновение, сущность, закономерности развития
Монополия – (от греч. mono - один и poléo - продаю), исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству.
К основным признакам монополии следует относить:
1. На
рынке действует только одна
фирма, производящая данный
2. Монополист
производит уникальный продукт,
3. Фирма-монополист
воздействует на рыночную цену.
Кривая спроса у монополиста
имеет отрицательный наклон. Монополист
ищет ту цену, которая приносит
ему максимальную прибыль.
4. Вступление в отрасль заблокировано, т. е. существуют экономические, технические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.
5. Существуют
ограничения в доступности
Пути создания монополий:
1. По
закону – правительство может
установить монополию одной
2. Путём
конкуренции – ожесточённая
3. Путём
слияния и поглощения –
4. Путём создания картеля. Например, Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) – один из видов картеля.
5. Владея
ограниченными природными
Сущность
монополии характеризуется
1. Монополия возникает из господства в производстве;
2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
Монополии
благодаря высокому уровню сосредоточения
экономических ресурсов создают
возможности для ускорения
Объективной
основой монополизма является доминирующее
положение хозяйствующего субъекта
на рынке, что позволяет ему оказывать
решающее влияние на конкуренцию, завышать
цену и снижать объем производства
по сравнению с теоретически возможным
уровнем, затруднять доступ на рынок
другим хозяйствующим субъектам. В
конечном итоге это дает возможность
монополисту перераспределять в
свою пользу платежеспособный спрос, получать
монопольно высокую прибыль. Конкурентные
рынки в целом работают хорошо,
чего нельзя сказать о рынках, на
которых или покупатели, или продавцы
могут манипулировать ценами. На рынке,
где один продавец контролирует предложение
выпуск продукции будет малым, а
цены – высокими. Монополия представляет
собой крайнюю форму
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.
Как известно,
наиболее эффективной организацией
экономики, многими крупными учеными
и политиками признается конкурентный
рынок. Однако в силу большого числа
разнородных социально-
Естественная
монополия в промышленном производстве
представляет собой случай, когда
для общества в целом монополистическая
организация производства и реализации
продукции экономически более предпочтительна,
чем создание конкурирующих между
собой предприятий. Основной причиной
возникновения и сохранения естественных
монополий в сфере
Отличительная особенность таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.
В случае рынка электрической и тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоёмкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами.
Административная
монополия возникает вследствие
действий государственных органов.
С одной стороны, это предоставление
отдельным фирмам исключительного
права на выполнение определенного
рода деятельности. С другой стороны,
это организационные структуры
для государственных
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Различают
пять основных форм монополистических
объединений. Монополии поглощают
все сферы общественного
1. Картель
– это объединение нескольких
предприятий одной сферы