Монополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:28, реферат

Описание

Цель любой фирмы заключается в максимизации прибыли. Наиболее полно и с наименьшими затратами она достигается в том случае, если у компании нет конкурентов, т.е. когда она оперирует на монополистическом рынке. В этом случае, изменяя объем предлагаемой продукции, фирма может устанавливать такие цены, при которых величина прибыли будет максимальной.

Работа состоит из  1 файл

монополии.docx

— 55.37 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Цель  любой фирмы заключается в  максимизации прибыли. Наиболее полно  и с наименьшими затратами  она достигается в том случае, если у компании нет конкурентов, т.е. когда она оперирует на монополистическом  рынке. В этом случае, изменяя объем  предлагаемой продукции, фирма может  устанавливать такие цены, при  которых величина прибыли будет  максимальной.

Стремление  фирмы обеспечить себе монопольное  положение на рынке обусловливается  ее природой и, как правило, становится одной из важнейших задач ее развития.

Обеспечить  себе монопольное положение на рынке  фирма может:

1. Разрабатывая  технологии производства инновационной  продукции

Инновационная продукция – новые виды товаров  и услуг, ранее никогда не представленные на рынке. В каждый конкретный период времени это будет иная продукция. В начале ХХв. – это автомобили и самолеты, в начале ХХIв. – коммерческие полеты в космос.

Следует также отметить, что однажды появившись, инновационная продукция со временем превращается в традиционную.

2. Повышая  производительность и производство  традиционной продукции с минимальными  затратами

Традиционная  продукция – это товары и услуги, уже существующие на рынке и доступные  значительной части населения.

В первом случае у компании нет конкурентов  в силу полного отсутствия аналогов. Во втором случае, вытеснив всех конкурентов  с рынка, фирма вновь становится монополистом и приобретает возможность  получать прибыль большую, чем на конкурентном рынке. Но здесь всегда существует опасность, что продукция, ставшая традиционной, может быть вытеснена с рынка очередной  инновационной, поэтому крупнейшие корпорации постоянно ищут пути создания все новых и новых видов  продукции.

Отношение общественности и государства к  монополиям всегда двойственно вследствие их противоречивой роли в экономике.

С одной  стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке.

Но с  другой стороны, существуют весомые  аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Монополия: возникновение, сущность, закономерности развития

 

Монополия – (от греч. mono - один и poléo - продаю), исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое  только определенному лицу, группе лиц, государству.

К основным признакам монополии следует  относить:

1. На  рынке действует только одна  фирма, производящая данный продукт.  Следовательно, поведение фирмы-монополиста  аналогично поведению отрасли  в целом.

2. Монополист  производит уникальный продукт,  не имеющий заменителей. Покупатели  либо покупают его, либо обходятся  без него.

3. Фирма-монополист  воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста  имеет отрицательный наклон. Монополист  ищет ту цену, которая приносит  ему максимальную прибыль. Поэтому  его называют искателем цены, или диктующим цену (price-searcher). Но это не означает, что монополист может назначить сколь угодно высокую цену: например, если монопольный издатель какой-то книги устанавливает цену на нее, равную 1 млн руб., то просто никто ее не купит и издательство разорится.

4. Вступление  в отрасль заблокировано, т.  е. существуют экономические,  технические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.

5. Существуют  ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда  фирма держит в секрете технологию  производства своей продукции.

 

Пути  создания монополий:

1. По  закону – правительство может  установить монополию одной фирмы,  запретив другим выходить на  рынок. Большинство национализированных  отраслей представляет собой  законные монополии.

2. Путём  конкуренции – ожесточённая конкуренция  вытесняет более слабые и менее  эффективно работающие компании  с рынка. Таким образом теоретически  можно предположить что со  временем одна компания станет  доминировать в отрасли.

3. Путём  слияния и поглощения – последовательное  слияние и поглощение нескольких  относительно крупных компаний  в одной отрасли могут создать  монополию.

4. Путём  создания картеля. Например, Организация  стран-экспортёров нефти (ОПЕК) –  один из видов картеля. 

5. Владея  ограниченными природными ресурсами  – владельцы таких месторождений  будут занимать на рынке монопольное  положение. Примером могут служить  добыча полудрагоценного камня  чароита в республике Саха, месторождение  которого является уникальным.

 

 

Сущность  монополии характеризуется следующими моментами:

 

1. Монополия  возникает из господства в  производстве;

2. Господствуя  в производстве, монополия господствует  на рынке;

3. Благодаря  монопольным ценам монополия  получает монопольно высокую  прибыль.

 

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности  реализуются в тех случаях, когда  такое ускорение способствует извлечению высоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное  явление в экономике, поскольку  они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной  властью, могут тратить свои монопольные  прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств  того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии  могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

 

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать  решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным  уровнем, затруднять доступ на рынок  другим хозяйствующим субъектам. В  конечном итоге это дает возможность  монополисту перераспределять в  свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение  выпуск продукции будет малым, а  цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной  конкуренции. Продавец обладает монопольной  властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения  своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным  проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной  властью проводит политику ценовой  дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам  потребителей по разным ценам. Но для  этого фирма-монополист должна уметь  надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый»  рынок от «дорогого».

 

 

 

Вид монополий  зависит от рыночной структуры и  формы конкуренции.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных.

 

Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна.

Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными учеными  и политиками признается конкурентный рынок. Однако в силу большого числа  разнородных социально-экономических  факторов совершенная конкуренция  не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или  не эффективно, то есть естественной для  них становится высокая степень  монополизации. Классическими примерами  естественных монополий на федеральном  уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные  перевозки, а также отдельные  подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая  теплоснабжение, канализацию, водоснабжение  и т.д. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились  как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих  рынков.

Естественная  монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда  для общества в целом монополистическая  организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между  собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в  ряде отраслей исключительно высокой  отдачи от масштаба производства одним  предприятием вследствие определенных технологических особенностей.

Отличительная особенность таких отраслей - использование  сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи,  железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует  больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних  инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым  условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное  снижение удельных издержек на единицу  продукции. Кроме того, активы воплощенные  в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах  и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

В случае рынка электрической и тепловой энергии это подразумевает, что  энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике высокая  отдача от масштабов производства связана  с высокой фондоёмкостью, уровнем  концентрации мощностей и централизации  управления технологическими процессами.

 

Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке, как один хозяйственный  субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к  наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия  всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию  и управление экономикой, которая  основывалась на господствующей государственной  собственности на средства производства.

 

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Различают пять основных форм монополистических  объединений. Монополии поглощают  все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения  возникли простейшие формы монополистических  объединений – картели и синдикаты.

1. Картель  – это объединение нескольких  предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют  собственность на средства производства  и произведенный продукт, производственную  и коммерческую самостоятельность,  и договариваются о доле каждого  в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Информация о работе Монополии в России