Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:28, реферат
Цель любой фирмы заключается в максимизации прибыли. Наиболее полно и с наименьшими затратами она достигается в том случае, если у компании нет конкурентов, т.е. когда она оперирует на монополистическом рынке. В этом случае, изменяя объем предлагаемой продукции, фирма может устанавливать такие цены, при которых величина прибыли будет максимальной.
2. Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные
формы монополистических
3. Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
4. Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Опыт показывает, что монополии, поглотив определенную отрасль и захватив прочные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
5. Особый
вид монополий – международные
монополии. Экономической
Существуют
две разновидности
Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международные по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.
Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число очень мало, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д.
2 Социальная цена монополии
Так как
монопольная власть приводит к повышению
цен и уменьшению объемов производства,
следует ожидать ухудшения
Потери
общества, возникающие вследствие монополизации
производства, можно рассмотреть, сравнивая
излишек потребителей и производителей
в условиях конкурентного и
В условиях монополии будет производиться QM единиц продукции по цене РM (МС = MR), в условиях совершенной конкуренции – QС по цене РС - (Р = МС).
Излишки потребителя определяются на графике площадью, ограниченной линией спроса и рыночной ценой. Таким образом, покупая при монополии меньше продукции и по более высокой цене, потребители теряют часть излишка, показанную на графике площадью А + В.
Излишки производителя на графике – площадь, ограниченная линией МС и рыночной ценой. Монополист получает дополнительный излишек, обозначенный прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С. Таким образом, его дополнительный излишек составит А - С.
Площадь на графике, равная сумме В + С, – это полные чистые убытки от монопольной власти, то есть ущерб, наносимый монополией обществу. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки – это общественные издержки такой неэффективности.
Следует
отметить, что «чистой» монополии (рыночная
доля близка к 100%), модели которой рассматриваются
в теории, в действительности практически
не существует. Однако примером ее может
служить производство, защищенное патентом.
В современных условиях, тем не менее, в мире происходит дальнейшая концентрация производства и капитала.
Ущерб, приносимый монополией
Произошло слияние также двух английских фармацевтических компаний GLAXO и Welcome, в резулътате объединенная компания GLAXO Welcome заняла по объему продаж первое место в мире.
Политика государства по отношению к монополиям заключается, прежде всего, в разработке и применении антимонопольного законодательства, то есть системы законов, направленных на предотвращение монополизации рынков.
Однако
вопрос об отношении к монополии
остается дискуссионным среди
В то же
время «противники» монополии отмечают
дополнительные затраты ее по искусственному
поддержанию барьеров на вход в отрасль,
которые с точки зрения общества
вряд ли являются целесообразными, а
также и то, что отсутствие конкуренции
неизбежно ведет к росту затрат
и неэффективности в
Таким образом,
общим вердиктом экономической
науки является вывод о том, что
монополия менее
3 Монополии в России
В условиях
современной российской экономики
монопольная рыночная власть реализуется
прежде всего за счет раздувания издержек,
а не получения дополнительной прибыли,
о чем свидетельствует
Для
преодоления высокой степени
монополизации российской экономики
и для развития конкуренции были
разработаны специальные
До 2008 года в России было три главных естественных монополиста:
1. РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач).
2. ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа).
3. МПС (железнодорожные перевозки).
Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.
Цели реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.
Год
2008-й вошел в историю
Реформа
Газпрома заключается в отделении
транспортировки и
Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.
У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В настоящее
время российские предприятия, от мелких
фирм до крупных компаний, испытывают
сильное давление со стороны конкурентов.
Исключение составляют рынки с монополией
одного продавца или олигополией, т.е.
случаем разделения рынка между
немногочисленной группой продавцов.
Возможен также вариант заключения
между продавцами картельного соглашения,
когда каждый участник получает свой
оговоренный сектор рынка с фиксированной
ценой реализации. Все перечисленные
случаи отклонения от конкуренции являются
либо экономически закономерными (например,
естественные монополии), либо обусловленными
прежним советским укладом
Массовые
импортные закупки, создающие конкуренцию
отечественным товарам, стали одним
из главных факторов повышения конкуренции
на российских рынках. Множество, как
правило, торговых, предприятий создают
конкурентную среду, которая формирует
определенный тип рынка. Можно констатировать,
что степень монополизма
Список литературы
1 Денисов
И.В. «Монополизм как движущая
сила развития и его
2 Дерябина
М. «Реформирование