Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 07:08, курсовая работа
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Монополии в рыночной экономике……………………............................5
1.1. Понятие, сущность, причины монополии...............................................5
1.2. История возникновения и развития монополий в России.....................8
1.3. Формы и виды монополий……..............................................................10
Глава 2. Естественная монополия и ее регулирование…......................................12
2.1. Определение естественной монополии……..........................................12
2.2. Государственное регулирование естественных монополий…………15
Глава 3. Особенности регулирования монополий в современных условиях
рынка................................................................................................................19
3.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в
России...............................................................................................................19
3.2. Антимонопольная политика в Российской Федерации………………23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. /29/
2.1. Определение естественной монополии.
Отрасль является естественной монополией, если одна – единственная фирма обеспечивает рынок каким – либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам. Естественная монополия возникает в тех случаях, когда выпуск продукции выше необходимого уровня сопровождающихся экономией от масштаба - чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость. /Приложение А/. Одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. /Приложение Д/. Пример: алмазная монополия “Де Бирс” опирается на контроль над сырьём; фирма “Ксерокс” контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, так как она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищённых патентами. /19/
В России понятие «естественных монополий» перестало быть просто экономической категорией. Федеральный закон «О естественных монополиях» определил его как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (существенного снижения издержек производства в единицу товара по мере увеличения объема производства). /16/
Выделяются основные признаки естественных монополий:
- деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствие конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно – постоянными издержками. К таким сферам относится транспорт.
- высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции, вряд ли может окупиться.
- низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции, поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. Например, электроэнергия.
- сетевой характер организации рынка, т.е. наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которой производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо диспетчирование из единого центра в реальном масштабе времени. /4/
Причинами возникновения естественной монополии могу быть:
- особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска. Положительная отдача от масштаба обеспечивает снижение долгосрочных средних издержек с ростом выпуска;
- экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;
- недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском.
Монополии существуют, потому что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию, - в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
Многопродуктовые фирмы – естественные монополии существуют в таких отраслях, как электроэнергетика, железнодорожные перевозки, телефонные услуги. Помимо собственного производства различных продуктов и предоставления разных услуг, фирмы могут считаться многопродуктовыми благодаря тому, что предоставляемые в разное время услуги могут рассматриваться в качестве продуктов – несовершенных заменителей. /10/
В России к естественным монополиям относятся: условия по транспортировке нефти и газа трубопроводным транспортом; услуги по производству и передаче электроэнергии; железнодорожные перевозки; перевозки в труднодоступных районах; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги электрической и почтовой связи; водопроводное и канализационное хозяйство, услуги по электро-, тепло- и газоснабжению. /12/, /Приложение В/
Возьмем газотранспортирующую компанию. /Приложение Г/. Технология этой отрасли предполагает очень высокие постоянные затраты на то, чтобы проложить и поддерживать в рабочем состоянии газопровод, компрессорное и прочее оборудование. Вместе с тем, если это оборудование уже установлено, предельные затраты на доставку дополнительной единицы газа малы. Аналогично электроснабжение потребителей обеспечивает компания, которая предварительно вложила большие постоянные затраты в создание электрических сетей, установку трансформаторов и другого оборудования. Однако чтобы доставить потребителю дополнительный киловатт-час электроэнергии, требуются незначительные предельные затраты. Итак, именно высокие постоянные и низкие предельные затраты отличают естественные монополии.
Отрасли, относящиеся к естественным монополиям, отличает то, что конкурентные механизмы в них не действуют или практически не развиты. Баланс интересов производителей и потребителей не может быть установлен «невидимой рукой рынка» в процессе конкуренции различных производителей за право удовлетворять спрос потребителей. Поэтому требуется вмешательство государства. /30/
2.2. Государственное регулирование естественных монополий.
Современные реформы системы регулирования естественных монополий в России отражают смену приоритетов государственной политики в отношении данных секторов экономики. На первый план выходит обеспечение условий для развития реальной конкуренции в тех сферах деятельности, где это возможно и целесообразно; либерализация ценового регулирования и последующее его упразднение в тех секторах, где достижима эффективная рыночная конкуренция, введение стабильного и прозрачного регулирования в сегментах рынка, характеризующихся наличием естественно - монопольного компонента. /Приложение Б/
По закону «О естественных монополиях», вступивший в силу в 1995 г., сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи. Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества. /2/
Основными формами государственного регулирования естественных монополий служат:
- ценообразование на продукцию естественных монополий;
- ограничение доходности фирмы - естественной монополии;
- регулирование отношений собственности на фирмы, действующие на рынке естественных монополий. /7/
В настоящее время происходит постепенный переход к внедрению инструментов государственной ценовой политики в отношении естественных монополий. Ценовое регулирование естественных монополий со стороны ФСТ (Федеральная служба по тарифам) России осуществляется на основе предельных индексов роста тарифов, устанавливаемых с учетом прогнозируемой инфляции на каждый текущий год. Это позволяет гарантировать стабильность цен и тарифов на продукцию естественных монополий, снижая инфляцию издержек и инфляционные ожидания. Так, рост среднеотпускных тарифов за электроэнергию, оптовых цен на газ, тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2006 г. удалось удержать на уровне индекса потребительских цен, что в свою очередь явилось важным фактором снижения индекса цен производителя промышленной продукции. Это связано с тем, что расходы на продукцию естественных монополий занимают существенную долю в совокупных издержках промышленных предприятий практически во всех отраслях национальной экономики. /28/
Важно сконцентрировать внимание государственных регулирующих органов на тех факторах, которые являются наиболее значимыми в контексте анализа социально – экономической эффективности реформы регулирования естественных монополий в российских условиях. Среди них отметим факторы:
1) объем административных, информационных ресурсов, которыми располагает регулирующий орган;
2) степень независимости регулирующих органов;
3) перекрестное субсидирование и возможности регулирующих органов гарантировать предоставление социально значимых услуг по ценам, доступным для всех категорий потребителей;
4) способность регулирующих властей организовать недискриминационный доступ к инфраструктурным объектам;
5) инвестиционный потенциал реформируемых отраслей и инвестиционная политика государства.
Основными задачами антимонопольных органов являются:
- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Положения Закона о естественных монополиях касаются только естественных монополий федерального уровня. Отсутствие законодательной базы для регулирования естественных монополий на региональном и местном уровнях приводит к увеличению числа нарушений антимонопольного законодательства. Поэтому ее создание весьма актуально. /3/
1 – 2 июня 2007 года на факультете государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова в рамках международной конференции «Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации» проходило заседание секции «государственное регулирование экономики». В докладе О.В.Коваль рассматривалась новая тенденция регулирования деятельности естественных монополий в России, которая усматривается в ослаблении государственного регулирования деятельности монополистических компаний. Это проявляется в том, что в естественно – монополистических отраслях создаются конкурентные сегменты, которые в то же время не нарушают монопольное ядро и не разрушают естественную монополию.
В отношении проводимой реформы в отраслях естественных монополий было отмечено, что в настоящее время доминирует политическая составляющая при принятии решений в области реформирования государственного регулирования естественных монополий, что в целом затрудняет успешное проведение реформы. Для решения вопросов, связанных с совершенствованием системы государственного регулирования деятельности естественных монополий, рекомендуется учитывать целый ряд факторов, влияющих на этот процесс, в том числе ситуацию, когда естественная монополия выходит на мировой рынок. /24/
Уже сейчас видно, что процесс формирования органов регулирования будет не только продолжительным, но и болезненным. Министерства не хотят отдавать соответствующие полномочия. Остро стоит проблема финансирования, довольно сложно привлечь квалифицированных сотрудников, так как заработная плата государственных служащих значительно ниже заработной платы работников аналогичного уровня в регулируемых компаниях. Многие из лучших отраслевых специалистов, которые могли бы выполнять подобную работу, занимают высокооплачиваемые должности в организациях, которые должны подвергаться регулированию.
Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования. /14/
Государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы.
Значение деятельности субъектов естественных монополий и важность их государственного регулирования обусловлены их ключевым местом в экономике страны и ролью в обеспечении благосостояния населения. /22/, /Приложение Е/