Монополии в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 07:08, курсовая работа

Описание

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Монополии в рыночной экономике……………………............................5
1.1. Понятие, сущность, причины монополии...............................................5
1.2. История возникновения и развития монополий в России.....................8
1.3. Формы и виды монополий……..............................................................10
Глава 2. Естественная монополия и ее регулирование…......................................12
2.1. Определение естественной монополии……..........................................12
2.2. Государственное регулирование естественных монополий…………15
Глава 3. Особенности регулирования монополий в современных условиях
рынка................................................................................................................19
3.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в
России...............................................................................................................19
3.2. Антимонопольная политика в Российской Федерации………………23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………

Работа состоит из  1 файл

ЭТ (курсовая).doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)


Глава 3. Особенности регулирования монополий в современных условиях рынка.

 

 

3.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России.

 

 

 

Пожалуй, важнейшей проблемой антимонопольного регулирования является высокая степень административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления.

Одним из специфических обстоятельств, характерных для современного периода развития России, является то, что решение задачи преодоления элементов чрезмерного государственного административного монополизма предполагает в ближайшей перспективе определённое оживление самого же этого монополизма. Так получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм - большое зло, но становление эффективных рыночных структур, ускоренный выход страны из состояния глубокого кризиса не могут быть осуществлены без усиления прямого вмешательства государства в экономику. /9/

В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий - монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий - 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги - тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями. /11/

Монополия означает определённую степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и тому подобное. Цены на всё вокруг нас - от ракет до хлеба, света и тепла в домах - зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их, как только могли. И чтобы поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации необходимо продуманно разработанное антимонопольное законодательство и последовательная практика его ежедневной реализации как взвешенная, выверенная система регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. /18/

Антитрестовская политика должна представлять собой защиту и усиление конкуренции путём создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

- обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);

- определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

- стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

- создания условий для развития конкуренции, например, обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты  предлагают:

- наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;

- ввести жёсткие меры противодействия региональным властям, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала;

- совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

- согласовать антимонопольное законодательство страны, адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам. /13/

Правовое регулирование конкуренции - новое явление для России. Во всех странах с рыночной экономикой существуют не только законодательство, но и система органов государства, задачами которых являются отслеживание и пресечение монополистической деятельности, защита конкуренции, применение мер ответственности за антиконкурентное поведение. Задачи государства, его антимонопольных органов - ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь проявление монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить сферы, где необходимо государственное антимонопольное регулирование. Правовое регулирование конкурентных отношений должно осуществляться на основе Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ. /17/

В современной России первый антитрестовский закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" принят в 1991г. Закон "О естественных монополиях", описывающий ценовое регулирование деятельности субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке - в 1995г. В отличие от американских актов, юридические механизмы российского законодательства разработаны недостаточно полно. Они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих возможность антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом. /20/

 

Для складывающейся в России системы конкурентный характер взаимоотношений предприятий ещё долгое время будет определяться сложившимся в советскую эпоху потенциалом: все уровни организации экономики пронизаны монополизмом. Идеологизация и политизация сформировали тип хозяйства на базе абсолютной монополии государственной власти.

Формирование конкурентных рыночных отношений в России в период реформ не относилось к числу приоритетных задач. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, защищающие свое доминирующее положение. Хотя целенаправленная работа по разработке законодательства рыночных отношений в России началась в конце 80-х, только в 1990г. созданный ГКАП России (государственный комитет по антимонопольной политике) начал практическую работу. С 1999г. - МАП России (министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), ныне Федеральная Антимонопольная Служба России ничем общественно значимым себя не проявил. Были приняты Федеральные Законы "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", "О рекламе", и Закон "О защите прав потребителей" от 23 июня 1999 г., но в связи с изменением рыночной среды в России законы о конкуренции неоднократно подвергались изменениям и плодотворного практического влияния не имеют.

Таким образом, анализируя деятельность исполнительных Федеральных антимонопольных органов России, специалистам приходится отмечать её “невнятность”, практическое отсутствие.

В нашей стране, в силу особенностей экономического развития в СССР, монополизация подавляющего большинства отраслей народного хозяйства достигла недопустимого, абсурдного размера. И выходом из этого положения может быть упорный труд созидания. /27/


3.2. Антимонопольная политика в Российской Федерации.

 

 

 

Важнейшими направлениями (формами) антимонопольного регулирования в современных условиях являются нормативное и организационное воздействие.

Нормативное регулирование проявляется в установлении в нормативно - правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также в контроле за ее осуществлением. В свою очередь, организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующим объемом полномочий различных организационных структур, прежде всего – антимонопольных органов (Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) и его территориальные управления), способных оказывать реальное и  положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.

Типичным проявлением нормативного регулирования является антимонопольное  законодательство Российской Федерации.

Законодательство рассматривается как система законодательных актов, включающая федеральные законодательные  акты и нормативные решения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации. /26/

Рассмотрим основные характеристики антимонопольного законодательства России:

1. Прежде всего, Закон регулирует злоупотребления, связанные с доминирующим положением экономического агента на рынке. К действиям фирмы, которые запрещаются антимонопольным законодательством, относятся:

- изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо для повышения цен;

- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими экономическими субъектами;

- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых потребитель не заинтересован;

- создание препятствий доступу на рынок или выходу с рынка другим фирмам;

- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

- установление монопольно высоких или монопольно низких цен;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей при наличии возможности их безубыточного производства.

2. В отдельных случаях допускается создание явных картельных соглашений, если согласованная политика фирм, формирующих картель, способствует насыщению рынка товарами, улучшению качества товаров, росту конкурентоспособности российских товаров, в том числе и на мировом рынке, а также если положительный эффект картеля превосходит негативные последствия жесткости картельных цен на соответствующем рынке.

3. Важную роль в законодательстве играет определение доминирующей фирмы. Фирма признается доминирующей, если она оказывает решающее воздействие на общие условия товарооборота на рынке или затрудняет доступ другим экономическим агентам.

4. Основной метод регулирования возникающих и существующих монополий в российской практике – это установление лимита цен, хотя, согласно законодательству, возможно применение такого метода, как демонополизация (разделение или выделение предприятий и объединений), для фирм, уличенных в монопольных действиях более чем два раза.

5. Отношения к слияниям и поглощениям в российском антимонопольном законодательстве базируются на количественном критерии – определенной доле активов и рынка. Входным параметром для обращения в антимонопольные органы для получения согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию фирм выступает балансовая стоимость активов. /15/

Усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий:

- применять меры ограничения монополистической деятельности и развития конкуренции, предусмотренные антимонопольным законодательством;

- налаживать деловые взаимоотношения с соответствующими органами государственного регулирования естественных монополий.

Многие из направлений антимонопольной политики уже в той или иной степени реализованы, но это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система.

Антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.

Таким образом, антимонопольное законодательство в России отражает объективно необходимые цели развития конкуренции в экономике, и стимулируют создание и поддержание наиболее эффективных структур рынка. /25/

 

 


Заключение.

 

 

 

   Изучив предложенную тему, следует сделать вывод, что проблема монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.

Информация о работе Монополии в рыночной экономике