Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:58, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучить причины возникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России , изучить антимонопольную политику и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики
1.Эволюция монополий: ……………………………………………………….3
1.1 Определение монополии………………………………………………….3
1.2 Причины возникновения монополий……………………………………..5
1.3 История возникновения и развития монополии……………………..6
1.4 История возникновения и развития монополии в России……………8
1.5 Виды монополий…………………………………………………………...9
1.6 Антимонопольное регулирование……………………………………….16
2. Эволюция железнодорожного транспорта и ОАО РЖД…………………19
3. Перспективы развитий монополий в РФ……………………………………30
Первый этап реализации Транспортной стратегии базируется на результатах реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и ориентирован на решение задач, поставленных в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" и других действующих программ, и включает развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры , обеспечивающей необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, обновление парков транспортных средств, совершенствование технологических процессов. Эти задачи направлены на ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализацию транзитного потенциала страны, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
На этом этапе основное внимание при развитии транспортной инфраструктуры будет уделено формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов, ликвидации существующих разрывов и "узких мест" транспортной сети, в том числе в азиатской части России , а также развитию крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок, транспортных подходов к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации и транспортным узлам. На этой основе будут созданы инфраструктурные условия для развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке.
Основные направления развития на первом этапе характеризуются в области железнодорожного транспорта - модернизацией подвижного состава, постоянных устройств и сооружений , увеличением пропускной способности участков железнодорожной сети, формированием направлений железнодорожной сети с обращением поездов повышенных веса и нагрузки на ось, строительством железнодорожных линий в районах нового освоения и для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, развитием сети железных дорог на направлениях международных транспортных коридоров, строительством обходов крупных железнодорожных узлов, предоставлением для всех перевозчиков недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры, равных условий для конкуренции и единых требований к обеспечению безопасности;
Второй этап реализации Транспортной стратегии включает:
- создание
рынка конкурентоспособных
- выход
на мировой уровень
- создание
резервов, необходимых для обеспечения
ускоренного развития
- расширение опорной транспортной сети;
- реализацию
транзитного потенциала страны,
в том числе совместных
- диверсификацию
направлений экспортных
- повышение
роли транспортно-
На этом этапе будет обеспечен переход к системному развитию транспортной системы страны на основе формирования единого транспортного пространства России, что включает:
- создание единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций страны на базе дифференцированного развития путей сообщения всех видов транспорта;
- увеличение
пропускной способности и
- создание
взаимоувязанной
- освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания инфраструктуры.
На этом этапе транспортная система должна достичь уровня, обеспечивающего отсутствие инфраструктурных ограничений перспективного социально-экономического развития страны.
Сбалансированное развитие транспортной системы страны позволит повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на мировых рынках, приблизить показатели мобильности населения к уровню развитых стран, что будет одним из важнейших факторов повышения качества человеческого капитала в стране, а также снизить дифференциацию по доступности транспортных услуг для различных регионов и социальных групп общества.
Предусматривается обеспечить население качественными транспортными услугами в соответствии с минимальными социальными транспортными стандартами. Предполагается обеспечить постепенное повышение уровня этих стандартов по прогрессивной шкале.
Основные направления развития на втором этапе характеризуются в области железнодорожного транспорта - развитием основных магистральных направлений, строительством обходов крупных узлов, формированием глубокого обхода Московского узла, строительством вторых и третьих мостовых переходов через р. Волга, р. Обь, р. Амур и других, а также существенным расширением полигона скоростного движения;
Необходимым условием реализации Транспортной
стратегии на всех этапах является улучшение
инвестиционного климата и развитие рыночных
отношений на транспорте на основе формирования
и отработки механизмов управления инвестициями,
в том числе на условиях государственно-частного
партнерства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее и сформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать следующие выводы:
Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль.
Сущность монополии характеризуется следующими моментами:
1.
Монополия возникает из
2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль;
Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные;
Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная антимонопольная служба России и поддержке предпринимательства
Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».
В данной курсовой работе мы рассмотрели
основные причины возникновения монополий;
особенности современной монополизации
экономики на примере железнодорожного
транспорта. Подводя итоги, можно охарактеризовать
антимонопольное законодательство и антимонопольную
политику России как необходимые атрибуты
структурных преобразований во всех сферах
экономики страны. Бесспорно, в некоторых
случаях существование монополии является
оправданным и необходимым, но за этими
процессами должен осуществляться жесткий
контроль со стороны государства по недопущению
злоупотребления своим монопольным положением.
Список литературы
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2.«Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»- Правительство Российской Федерации № 877-р от 17.06.2008
3.“Вопросы экономики” №1 2006 г. - М. Дерябина “Реформирование естественной монополии: теория и практика”
4. «Транспортное дело России» №2 2009 -Дюбанов М.А. «Реформирование естественной монополии : проблемы, состояние, перспективы развития ( на примере железнодорожного транспорта)»
5.Баликоев В.З. Общая экономическая теория. -М., Интел Пресс ,2006.
6. Козлова М.Ю. Антимонопольное законодательство РФ: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003
6. Экономическая теория - Под ред. А.А.Кочеткова. М., 2006.
7.www.fas.gov.ru