Монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:58, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучить причины возникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России , изучить антимонопольную политику и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики

Содержание

1.Эволюция монополий: ……………………………………………………….3

1.1 Определение монополии………………………………………………….3

1.2 Причины возникновения монополий……………………………………..5

1.3 История возникновения и развития монополии……………………..6

1.4 История возникновения и развития монополии в России……………8

1.5 Виды монополий…………………………………………………………...9

1.6 Антимонопольное регулирование……………………………………….16

2. Эволюция железнодорожного транспорта и ОАО РЖД…………………19

3. Перспективы развитий монополий в РФ……………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

        Первый этап реализации Транспортной стратегии базируется на результатах реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и ориентирован на решение задач, поставленных в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" и других действующих программ, и включает развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры , обеспечивающей необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, обновление парков транспортных средств, совершенствование технологических процессов. Эти задачи направлены на ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализацию транзитного потенциала страны, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

         На этом этапе основное внимание при развитии транспортной инфраструктуры будет уделено формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов, ликвидации существующих разрывов и "узких мест" транспортной сети, в том числе в азиатской части России , а также развитию крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок, транспортных подходов к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации и транспортным узлам. На этой основе будут созданы инфраструктурные условия для развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке.

        Основные направления развития  на первом этапе характеризуются в области железнодорожного транспорта - модернизацией подвижного состава, постоянных устройств и сооружений , увеличением пропускной способности участков железнодорожной сети, формированием направлений железнодорожной сети с обращением поездов повышенных веса и нагрузки на ось, строительством железнодорожных линий в районах нового освоения и для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, развитием сети железных дорог на направлениях международных транспортных коридоров, строительством обходов крупных железнодорожных узлов, предоставлением для всех перевозчиков недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры, равных условий для конкуренции и единых требований к обеспечению безопасности;

         Второй этап реализации Транспортной стратегии включает:

- создание  рынка конкурентоспособных транспортных  услуг для обеспечения потребностей  интенсивного инновационного развития  экономики и улучшения качества  жизни населения, повышения конкурентоспособности,  производительности и рентабельности транспортных систем;

- выход  на мировой уровень технологического  и технического развития транспорта;

- создание  резервов, необходимых для обеспечения  ускоренного развития транспортной  системы и повышения ее конкурентоспособности,  эффективности и качества транспортного обслуживания, создания инфраструктурных условий для развития новых "точек" экономического роста в стране;

- расширение  опорной транспортной сети;

- реализацию  транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов  в рамках ЕврАзЭС и с другими государствами;

- диверсификацию  направлений экспортных поставок  российских углеводородов; 

- повышение  роли транспортно-логистической  инфраструктуры в организации  товародвижения, а также превращение  логистических транспортных центров в управляющие элементы системы товародвижения.

        На этом этапе будет обеспечен переход к системному развитию транспортной системы страны на основе формирования единого транспортного пространства России, что включает:

- создание  единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций страны на базе дифференцированного развития путей сообщения всех видов транспорта;

- увеличение  пропускной способности и достижение  лучших мировых показателей по  скоростным параметрам транспортной  инфраструктуры, а также рост доли высокоскоростных путей сообщения;

- создание  взаимоувязанной интегрированной  системы товаротранспортной технологической  инфраструктуры всех видов транспорта  и грузовладельцев, интегрированной  системы логистических парков, а  также единой информационной среды технологического взаимодействия различных видов транспорта и участников транспортного процесса для формирования современной товаропроводящей сети, обеспечивающей объем и качество транспортных услуг, на территории страны;

- освоение  инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания инфраструктуры.

         На этом этапе транспортная система должна достичь уровня, обеспечивающего отсутствие инфраструктурных ограничений перспективного социально-экономического развития страны.

        Сбалансированное развитие транспортной системы страны позволит повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на мировых рынках, приблизить показатели мобильности населения к уровню развитых стран, что будет одним из важнейших факторов повышения качества человеческого капитала в стране, а также снизить дифференциацию по доступности транспортных услуг для различных регионов и социальных групп общества.

          Предусматривается обеспечить население качественными транспортными услугами в соответствии с минимальными социальными транспортными стандартами. Предполагается обеспечить постепенное повышение уровня этих стандартов по прогрессивной шкале.

    Основные направления развития на втором этапе характеризуются в области железнодорожного транспорта - развитием основных магистральных направлений, строительством обходов крупных узлов, формированием глубокого обхода Московского узла, строительством вторых и третьих мостовых переходов через р. Волга, р. Обь, р. Амур и других, а также существенным расширением полигона скоростного движения;

          Необходимым условием реализации Транспортной стратегии на всех этапах является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте на основе формирования и отработки механизмов управления инвестициями, в том числе на условиях государственно-частного партнерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итоги работы, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее и сформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать следующие выводы:

      Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль.

     Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

      1. Монополия возникает из господства  в производстве;

      2. Господствуя в производстве, монополия  господствует на рынке;

      3. Благодаря монопольным ценам  монополия получает монопольно  высокую прибыль;

       Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;

      Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;

        Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные;

        Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;

        Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;

         Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.

        Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная антимонопольная служба России и поддержке предпринимательства

        Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

        В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики на примере железнодорожного транспорта. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

2.«Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»- Правительство Российской Федерации № 877-р от 17.06.2008

3.“Вопросы экономики” №1 2006 г. - М. Дерябина “Реформирование естественной монополии: теория и практика”

4. «Транспортное дело России» №2 2009 -Дюбанов М.А. «Реформирование естественной монополии : проблемы, состояние, перспективы развития ( на примере железнодорожного транспорта)»

5.Баликоев В.З. Общая экономическая теория. -М., Интел Пресс ,2006.

6. Козлова М.Ю. Антимонопольное законодательство РФ: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003

6. Экономическая теория - Под ред. А.А.Кочеткова. М., 2006.

7.www.fas.gov.ru 
 

Информация о работе Монополии