Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:01, реферат

Описание

Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция – тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги).

Работа состоит из  1 файл

Значение рекламы.docx

— 37.48 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, фирмы на рынке монополистической конкуренции имеют резервные производственные мощности.

Фактический объем производства меньше, чем тот, который минимизирует средние  издержки.

Проникновение новых фирм снижает  прибыли до нуля как на совершенно конкурентном рынке, так и на монополистически конкурентном рынке.Такая неэффективность уменьшает благосостояние потребителей. Является ли тогда монополистическая конкуренция социально нежелательным экономическим явлением, которое следует регулировать правительству? Ответ вероятнее всего будет отрицательным по двум причинам.

Во-первых, на большинстве рынков монополистической  конкуренции монопольная власть невелика. Обычно конкурирует достаточное  число фирм, фирменные марки товаров  которых вполне взаимозаменяемы, и  поэтому не одна из фирм не будет  обладать существенной монопольной  властью. Следовательно, любые чистые убытки от монопольной власти будут  также невелики. А так как кривые спроса фирмы достаточно эластичны, их резервные производственные мощности будут также невелики.

Во-вторых, неэффективность рыночного  механизма компенсируется за счет важного  преимущества, которое обеспечивает монополистическая конкуренция, - широкого ассортимента товаров. Большинство  потребителей ценят возможность  широкого выбора среди самых разнообразных  конкурирующих товаров и их марок.

Польза от разнообразия товара может  быть большой и легко перевесить издержки от нерентабельности или неэффективности.

3. Равновесие для монополистически  конкурентной фирмы.

Монополистически конкурентная фирма  – одна из многих производителей дифференцированного  продукта, не способная оказывать  какое-либо воздействие на другие фирмы  и предотвращать появление новых  конкурентов на данном рынке. Равновесное  состояние на рынке достигается  монополистически конкурентной фирмой в краткосрочном периоде при  соблюдении равенства:

где предельные издержки(MC) равны предельному доходу(MR). В этом случае фирма продает товары по самой высокой цене. Если цена превышает средние издержки , фирма присваивает экономическую прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль.

Фирма использует критерий MR=MC для  максимизации прибыли, минимизации  убытков и присвоении нулевой  прибыли. Соблюдая этот критерий, фирма  достигает равновесия в монополистически конкурентной рыночной структуре.

Достижение долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек.

Пока цена отклоняется от долгосрочных средних издержек, равновесие отсутствует. Присвоение экономической прибыли  привлекает в отрасль новые фирмы, убытки заставляют их покидать отрасль. При нулевой экономической прибыли  у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.

В рыночной структуре монополистической  конкуренции устанавливаются более  высокие цены и уменьшается объем производства по сравнению с чистой конкуренцией. Существование большого числа фирм способствует сбережению времени потребителя. Экономия времени возникает в силу отсутствия очередей, близости фирм, продающих товары и услуги, быстроты реализации сделок.

4.Ценообразование в условиях  монополистической конкуренции.

Объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции  испытывают влияние, с одной стороны, конкурентных начал на рынке, а с  другой – монопольной власти, которой  обладает каждая фирма.

Поскольку каждый товар воспринимается покупателями как специфический, отличный от товаров других фирм, все производители  на рынке монополистической конкуренции  имеют некоторую свободу установления цены на свою продукцию. Назначая цену ниже цены конкурирующих фирм, тот  или иной продавец может рассчитывать на некоторое увеличение объема продаж. С другой стороны, если он повысит  цену на свой товар, какая-то часть покупателей  предпочтет более дешевую продукцию  его конкурентов. Таким образом, кривая спроса монополистически конкурирующей  фирмы имеет понижающий характер, так как она может продать  больше по низким ценам и меньше – по высоким. Фирма не сможет продавать  прежний объем, приняв решение увеличить  цену, а желая продать больше, не сможет оставить цену неизменной.

Максимизация прибыли монополистически конкурирующей фирмы (и ее равновесие) будет достигнута при условии выполнения известного условия – равенства предельных издержек и предельной выручки MC=MR. Причина заключается в том, что, до тех пор, пока каждая единица продукции будет приносить фирме больше дохода, чем ей обходятся издержки на выпуск этой единицы (т.е. MR MC), фирма будет расширять производство. Как только предельная выручка сравняется с предельными издержками – MR=MC, фирма дальше не станет наращивать выпуск, так как в этом случае предельные издержки будут выше предельного дохода – MR MC. Следовательно, максимизирующий выпуск – это выпуск при условии, когда MC=MR. В течение короткого периода фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Но возможность досрочного получения сверхприбыли исключается, поскольку входные барьеры в отрасль не представляют серьезной проблемы. Фирмы невелики, для организации производства требуется относительно небольшой капитал, доступный для выпуска продукции, не совсем идентичной, но схожей с той, которая уже имеется на рынке. В результате относительной свободы входа и выхода из отрасли в долгосрочном периоде и убытки стремятся к нулю, как и в условиях совершенной конкуренции.

4.Влияние монополистической конкуренции на общество(Значение рекламы)

 

При монополистической конкуренции  не достигается производственная эффективность. Помимо этого, часто слышны обвинения  в неразумных и неоправданных  расходах на дифференциацию продукта и рекламу. При этом выдвигаются  следующие аргументы.

1. Общество бесполезно тратит  ограниченные редкие ресурсы  на создание бессмысленной разницы  в продуктах одного типа. Так,  аспирин остается аспирином, хотя  за некоторые его запатентованные  и разрекламированные марки потребителю  приходится платить вдвое и  более. Потребителям в действительности  не нужны, скажем, 50 различных  сортов мыла или зубной пасты,  которые по сути своей одинаковы.  В результате потребители оплачивают  и излишнее дифференцирование  продукта, и рекламу. Расходы на  рекламу составляют подчас до 50% и более от продажной цены  товара.

2. Дифференцирование и реклама  стремятся воздействовать на  вкусы и предпочтения потребителей, изменить их, вызвать новые потребности,  таким образом, получается, что  люди существуют для удовлетворения  нужд фирмы, а не фирмы служат  людям. Общество утратило свою  изначальную целевую ориентацию  – развитие производства для  удовлетворения потребностей людей.

3. Информация, содержащаяся в рекламе,  по меньшей мере минимальна и недостаточна, а часто бывает и намеренно обманчивой.

4. Реклама своего продукта становится  обязательной для фирмы, не  желающей проиграть в конкурентной  борьбе. Фирмы вынуждены расходовать  колоссальные средства непроизводительно:  эти расходы не увеличивают  спрос на их продукт на рынке,  но их отсутствие приведет  к потере места на рынке.

5. Расходы на рекламу столь  велики, что способны стать барьером  на пути вхождения в отрасль  и тем самым уменьшить остроту  конкуренции.

6. Реклама превращается в вид  налога на общество. На 15 мин новостей  по телевидению приходится до 20 мин рекламы. Покупая газеты  или журнал, потребитель вместе  с 50 страницами интересующего  его текста вынужден платить  и за 75 страниц рекламных объявлений.

Однако несправедливо было бы видеть только отрицательные стороны монополистической  конкуренции. Так, те же дифференциация продукта и реклама не столь однозначно плохи.

Их сторонники отмечают, что:

1. Дифференциация продукта помогает  наиболее полно удовлетворять  потребности людей во всем  их многообразии.

2. Постоянное совершенствование  продукта ведет к повышению  уровня жизни.

3. Дифференциация продукта развивается  в направлении улучшения его  качества и повышения эффективности  производства.

4. Реклама снабжает потребителя  ценной информацией о качестве  продукта, его цене, способе использования  и т.д.

5. Дифференциация и реклама стимулируют  конкуренцию и придают импульс  к развитию всей рыночной системы.  Сравнение двух противоположных  мнений о роли рекламы и  дифференциации продукта показывает  еще раз, что в экономической  теории нет абсолютных истин  и верных для всех случаев  жизни ответов.

Как бы то ни было, монополистическая  конкуренция очень близка по многим показателям к конкуренции совершенной, практически не встречающейся в  реальной жизни. Монополистическая  конкуренция – это наиболее распространенный тип рыночных отношений. Он преобладает  в сфере общественного питания, книгоиздании, производстве и продаже  мебели, фармацевтических препаратов и т.д. Число фирм в этих отраслях составляет от 500 до 10 000. Монополистические  тенденции при данной модели выражены достаточно слабо, а потому считается, что государство может практически  не регулировать рынок подобной структуры.

 

             Реклама призвана направлять внимание потребителя на товар, а не отвлекать его на не относящиеся к делу предметы. Практически всем лучшим образцам мировой рекламы свойственна концентрация зрительского внимания даже не просто на рекламируемом товаре, а на тех его особенностях, которые следует подчеркнуть. В конце 60-х годов, например, «Фольксваген» заполнил страницы мировой прессы лаконичной рекламой своего автомобиля, где изображался лишь силуэт знаменитого «жука», а рядом с ним контуры машин других фирм за разные годы - 30, 40, 50, 60-е. Время меняло облик всех машин… но только не «жука». Таким способом рекламе удалось решить сложнейшую задачу - выразить абстрактное понятие (неподражаемый, «вечный» дизайн «жука») в живой и наглядной форме, прочно приковав зрительское внимание именно к нему.

                 Реклама должна обращаться не к любому досужему человеку, а к тому, кто реально может стать потребителем данного товара (к так называемой целевой группе). Приглядимся, скажем, к рекламе видеофильмов на телевидении. У нормального взрослого интеллигентного человека показываемые в рекламных роликах кадры вызывают естественное отторжение. После прокрученных в рекламе бесконечных мордобоев, стрельбы, взрывов, страстных поцелуев и т. п. купить видеозапись с таким фильмом его просто не заставишь.

Однако не будем спешить с  признанием рекламы неэффективной. Она направлена не на всех телезрителей, а лишь на тех из них, кто активно покупает диски или ходит в кино. Основные же потребители кинопродукции во всем мире, включая Россию, - это подростки-тинейджеры и молодежь до 23 лет. Именно зрителей этого возраста привлекает яркое, энергичное действие. Поэтому для соответствующей аудитории реклама фильма занимательна, интересна, следовательно, оправдывает вложенные в нее средства.

Насколько этично пичкать подрастающее поколение насилием и сексом - это, разумеется, другой вопрос. Причем именно эффективность адресной рекламы делает его особенно острым.

Реклама оказывает воздействие  на человека с первого раза. Специальные  психологические исследования, в  частности, показали, что телевизионная  реклама в среднем должна 7-10 раз  попасться на глаза потребителю, чтобы побудить его к покупке. Поэтому, возмущаясь бесконечными повторами  одного и того же ролика на российском телевидении, следует одновременно понимать, что именно они делают рекламу эффективной. Во многих странах поэтому частота повторения одной и той же рекламы регулируется государством - ведь сами по себе рекламодатели от назойливой рекламы не откажутся. К сожалению, в России соответствующие нормы отсутствуют.

В современной России становление  национальных марочных продуктов пока идет не по пути роста известности  их конкретных сортов, а по пути повышения  авторитета фирм-изготовителей. Поэтому  право выпускать их имеет широчайший круг производителей. И реальное качество товара с одним и тем же названием  может резко колебаться в зависимости  от того, кто его выпустил. Более надежным ориентиром для потребителя служит поэтому марка производителя.

 

Источник и дополнительная информация:

Журавлева Г.П., Экономика: Учебник. –  М.: Юристъ, 2001. – 574 с.

Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория: учебник для вузов 2-е издание. – М.: Норма, 2007. – 672 с.

Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике, М.: – 2002. – 302 с.

ru.wikipedia.org – статья "Монополистическая  конкуренция"

e-college.ru – статья "Монополистическая  конкуренция"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1.Монополистическая конкуренция-понятие.

2.Особенности рынка монополистической конкуренции.

3.Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.

4.Влияние монополистической конкуренции на общество (Значение рекламы)

Источник  и дополнительная информация


Информация о работе Монополистическая конкуренция