Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 19:39, курсовая работа
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Функционирование рынка монополистической конкуренции……………4
1.1 Понятие и характерные черты монополистической конкуренции………….4
1.2Равновесие в условиях монополистической конкуренции…………………..9
2 Практический раздел………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………...20
Список использованных источников…………………………………………….
Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. [5]
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - модель рынка, при которой большое число фирм производят близкую, похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию. [5]
Для монополистической конкуренции не требуется наличие сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, например, 25, 35, 60 или 70 в каждой отрасли. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:
- Малая доля рынка. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночными ценами.
- Невозможность сговора. Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен почти невозможны.
- Независимость действий. Когда в отрасли действует много фирм. Между ними нет жёсткой взаимной зависимости; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов. [9]
Закон конкуренции оказывает более сильное
воздействие на поведение субъектов рынка
по сравнению с законами спроса и предложения.
Свободная конкуренция как бы заставляет
чрезмерно высокие и очень низкие цены
двигаться к точке равновесия. Это центростремительное
движение ведет, в конечном счете, к равенству
противоборствующих сторон. Прямая причастность
рыночной состязательности к образованию
равновесной цены и равновесного количества
товаров связана с правилами конкурентной
"игры".[10]
1.2 Равновесие в условиях монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Рынок
с монополистической
а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
б) свободный вход на рынок и выход с него(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках. [4]
Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены. Кривая спроса на продукцию, как и у фирмы-монополиста, является убывающей с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции встречается с относительно большим числом конкурентов, выпускающих товары-субституты. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса. В условиях монополистической конкуренции кривая предельного дохода (MR) расположена ниже кривой спроса производителя (D), и ее наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса (рисунок 1).
В коротком
периоде в условиях монополистической
конкуренции фирма, максимизирующая прибыль,
будет стремиться осуществлять производство
при такой комбинации цены (ОР) и объема
выпуска (OQ), которая уравнивает предельные
издержки (МС) и предельный доход (MR). В
этом случае фирма может извлечь сверхприбыль
(рисунок 2).
Рисунок
1 - Спрос на продукцию монополистической
фирмы
Рисунок 2 - Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции
В долгом периоде максимизация прибыли
предполагает такой объем выпуска, при
котором предельный доход равен долгосрочным
предельным издержкам. В долгом периоде
сверхприбыли стимулируют новые фирмы
ко входу на рынок, что вызывает понижение
кривой спроса для закрепившихся фирм,
т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это
означает уменьшение объема продаж при
каждом уровне цен. Вход новых фирм будет
продолжаться до тех пор, пока дополнительные
прибыли не исчезнут (рисунок 3).
Рисунок
3 - Длительное равновесие монополистической
конкуренции
Фирма по-прежнему максимизирует прибыль при такой комбинации цены (ОРЕ) и объеме выпуска (OQE), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае фирма извлекает лишь нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгом периоде аналогично равновесию фирмы при совершенной конкуренции с той разницей, что монополистическая конкуренция вызывает менее эффективную действенность рынка. В условиях монополистической конкуренции фирма выпускает меньше продукта и реализует его по более высокой цене в сравнении с совершенной конкуренцией. Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек слева от точки минимума последней. Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность. [6]
Каковы экономические последствия монополистической конкуренции? Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности. Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю. В-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования. В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается. [10]
Избыточная производственная мощность иллюстрируется на рисунке 4.
Из рисунка 4 видно, что минимум LATC, точка М, в которой LMC пересекает LATC, расположена правее точки Е, которой соответствует прибылемаксимизирующий выпуск долгого периода qE. Эффективность применяемых в производстве ресурсов достигается тогда, когда средние издержки в долгом периоде минимальны.
Рисунок
4 - Избыток мощности
Эта эффективность будет достигнута при выпуске qM, соответствующем минимуму долгосрочных средних издержек (точка М). Но прибылемаксимизирующий выпуск монополистически конкурентной фирмы составит лишь qE, что много меньше qM. Разность между qM и qE называют избытком мощности.
Теперь перейдем к вопросу: "Чем же характеризуется экономическое поведение предприятий в условиях следующего основного типа несовершенной конкуренции - монополистической конкуренции. Здесь, как подразумевает само название, монополистической конкуренции, свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако, в данных условиях имеет место и конкуренция поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары.
По существу, монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги.
Возможность дифференциации продукции
ставит новые и трудные проблемы эффективности,
продавцы должны четко решать, какие
из продуктов производить и какие
технологии использовать при их производстве,
как проводить рекламу для повышения
спроса на свой товар.
2.Практический раздел
Задание 1
На рисунке изображена линия
производственных возможностей
для конкретной экономики. Если данная
экономика испытывает рецессию, в какой
из четырех точек, показанных на рисунке,
она находится?
Рисунок
5
Решение:
Если данная экономика испытывает рецессию, то она будет находиться в точке А, показанной на рисунке, так как каждая точка на кривой производственных возможностей, представляет некий максимальный объем производства любых двух продуктов. Эта кривая фактически изображает определенную границу. Чтобы осуществить различные комбинации производства предметов потребления при использовании данных средств производства, общество должно обеспечить полную занятость и полный объем производства. Точки, аналогичный А, расположенные внутри области, ограниченной кривой производственных возможностей, выражают неэффективное использование ресурсов, что характеризует рецессию экономики.
Задание 2
Спрос и предложение на некий товар описывается уравнениями:
QD=1000-40*P,
QS=300+30*P
где Q – количество товара;
Р – цена товара
а) вычислите параметры равновесия на рынке данного товара;
б) государство установило на данный товар фиксированную цену в 8 денежных единиц за единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.
Решение:
а) Существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателей совпадают (Р1). При цене Р1 объемы планируемых покупок и продаж одинаковы
QD=QS.
т.е.
1000-40*P=300+30*P
Отсюда следует, что равновесная цена Р1 = 10 денежным единицам, при которой суммарное количество товаров (600 единиц), предложенное покупателям, в точности совпадает с количеством товаров которое потребители планировали купить – 600 единиц. Рынок находится в состоянии равновесия.
б) если государство установило
на данный товар фиксированную цену в
8 денежных единиц за единицу товара, то
величина спроса QD исходя из данного уравнения
(1) увеличится до 680 единиц товара, а величина
предложения QS, исходя из данного уравнения
(2) уменьшится до 540 единиц товара, т.е.:
QD>QS
при Р=8
Величина спроса превышает
Задание 3
Вас, как главного экономиста
автомобилестроительного