Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:59, контрольная работа
Цель работы - исследование монополистической, несовершенной конкуренции
Задачи работы:
1. Определить природу и признаки монополистической конкуренции;
2. Проанализировать и оценить поведение фирмы, осуществляющих монополистическую конкуренцию в области цен и выпуска продукции.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Монополистическая конкуренция и её признаки……………………………….4
2. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
в краткосрочном и долгосрочном периодах…………………………………….7
3. Тесты……………………………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………………...16
План
работы
Введение…………………………………………………………
1. Монополистическая конкуренция и её признаки……………………………….4
2. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
в краткосрочном и долгосрочном периодах…………………………………….7
3. Тесты…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………...
Введение
Начиная со второй половины XIX в. постепенно и все больше завоевывает позиции несовершенная конкуренция. Она связана с возникновением крупных хозяйственных субъектов (объединений), которые постепенно стали подчинять себе все большую часть отраслевых рынков. Все это сопровождалось процессом концентрации производства. В этих условиях сокращается количество товаропроизводителей и появляется возможность влиять на рыночную цену. В немалой степени этому содействовало развитие корпоративной формы частной собственности в виде акционерных обществ. Появление различного рода объединений монополистического типа качественно изменило конкурентные отношения.
Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания и он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. До XX в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиями производства, конкуренции, с усилением организующего начала. Формами монополизации могут быть картельные соглашения, синдицирование, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникновение на этой основе различных видов монополистической конкуренции.
Цель работы - исследование монополистической, несовершенной конкуренции
Задачи работы:
1. Определить природу и признаки монополистической конкуренции;
2. Проанализировать и оценить поведение фирмы, осуществляющих монополистическую конкуренцию в области цен и выпуска продукции.
1.
Монополистическая конкуренция и её признаки
1. Относительно большое число небольших производителей
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа, скажем 25, 35, 60 или 70.
Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Во-первых, каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. И это весьма приемлемый способ действия фирмы в условиях рынка, на котором ее конкуренты очень многочисленны. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.
2. Дифференциация продукта
Одним из основных признаков монополистической конкуренции является также дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную, или однородную, продукцию, производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.
Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам. "Реальные" различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта. Персональные компьютеры, например, могут различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода и степени их "ориентированности на потребителя". Любой город достаточно большого размера имеет ряд розничных магазинов, торгующих мужской и женской одеждой, которая значительно отличается от аналогичной одежды из магазинов другого города с точки зрения стиля, материалов и качества работы.
Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.
Размещение. Продукты могут также быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие мини-бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах, нередко они открыты 24 часа в сутки.
Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциация продукта может также являться результатом - в значительной степени - мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей.
Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Продавцы и покупатели больше не связаны стихийно, как на рынке чистой конкуренции.
3. Неценовая конкуренция
В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.
4. Легкое вступление в отрасль
Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. С другой стороны, по сравнению с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт. Существующие фирмы могут владеть патентами на свою продукцию и авторскими правами на свои фабричные клейма и торговые знаки, что увеличивает трудности и издержки их успешного копирования.
Таким
образом, под монополистической конкуренцией
подразумеваются отрасли, состоящие из
относительно большого числа фирм, которые
действуют в производстве дифференцированных
продуктов, не вступая между собой в тайные
союзы. Ценовой конкуренции сопутствует
неценовая конкуренция. Легкость вступления
способствует появлению конкуренции со
стороны новых фирм в долговременном периоде.
2.
Равновесие фирмы в условиях монополистической
конкуренции в краткосрочном и долгосрочном
периодах
Проанализируем поведение в определении цены и объема производства фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции с помощью рис.1 - а), б), в).
Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы параллельна оси абсцисс, т.е. спрос абсолютно эластичен, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что при монополистической конкуренции кривая спроса фирмы менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем при чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов (чем больше конкурентов, тем эластичнее спрос), так и от степени дифференциации продукта (чем дифференцированное продукт, тем меньше эластичность спроса). Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта, чем при совершенной конкуренции.
Таким
образом, степень эластичности кривой
спроса фирмы в условиях монополистической
конкуренции будет зависеть от числа конкурентов
и степени дифференциации продукта.
Рис.1. Фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции [3, с.115]
Фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода. Фирма (рис. 1-а) производит объем продукции, назначает цену и достаточно удачлива, чтобы получить совокупную прибыль в размере, характеризуемом серым прямоугольником. Но может сложиться и менее благоприятная ситуация с издержками и спросом, ставящая фирму в условиях монополистической конкуренции в положение, при котором она несет убытки в краткосрочном периоде. Это проиллюстрировано заштрихованной областью на рисунке 1-6.
Таким образом, в краткосрочном периоде фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может либо получить экономическую прибыль, либо столкнуться с убытками.
В долговременном периоде, однако, существует тенденция к получению нормальной прибыли, или, другими словами, к безубыточности, для фирм, действующих при монополистической конкуренции. В случае получения прибылей в краткосрочном периоде (рис.1 а) можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вступление в конкуренцию в отрасли является относительно простым. Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которым сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Потому что каждая фирма обладает меньшей долей совокупности спроса и сталкивается теперь с большим числом представляющих собой близкие заменители продуктов. Это, в свою очередь, имеет тенденцию вызывать исчезновение экономических прибылей. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, как показано на рисунке 1-в, фирма просто покрывает свои издержки, то есть безубыточна. Объем продукции Q является объемом производства, при котором фирма достигает состояния равновесия, как показывает рисунок 1-в, любое отклонение от этого объема производства повлечет за собой средние издержки, которые превысят цену производства и, следовательно, приведут фирму к убыткам. Более того, в ходе конкуренции экономические прибыли ликвидируются и исчезает стимул для вступления в отрасль еще большего числа фирм. В случае получения убытков в краткосрочном периоде (рис. 1-6) можно ожидать, что произойдет массовый выход фирм из отрасли в долговременном периоде. Столкнувшись с меньшим числом конкурирующих видов продуктов и осчастливленные возросшей долей совокупного спроса, уцелевшие фирмы обнаружат, что их убытки постепенно уступают место почти нормальным прибылям.