Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:59, контрольная работа

Описание

Цель работы - исследование монополистической, несовершенной конкуренции
Задачи работы:
1. Определить природу и признаки монополистической конкуренции;
2. Проанализировать и оценить поведение фирмы, осуществляющих монополистическую конкуренцию в области цен и выпуска продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Монополистическая конкуренция и её признаки……………………………….4
2. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
в краткосрочном и долгосрочном периодах…………………………………….7
3. Тесты……………………………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

Монополистическая конкуренция.doc

— 132.96 Кб (Скачать документ)

       Можно отметить, что экономические прибыли (рис.1-а) побудят новые фирмы вступить в отрасль, в итоге в ходе конкуренции они будут ликвидированы. Убытки (рис.1-б) вызовут массовый выход фирм из отрасли до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. Если цена просто покрывает издержки на единицу продукции при объеме производства, для которого МR = МС (рис.1-в), в долговременном периоде достигается положение равновесия.

       Таким образом, в краткосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки, но в конечном счете убытки заставляют уйти с рынка, а полученные прибыли приводят новые фирмы в отрасль. В результате в долгосрочном периоде создается ситуация, близкая к позициям совершенной конкуренции, при которой фирма получает нормальную прибыль, не возникает ни экономической (т.е. избыточной, монополистической прибыли) прибыли, ни убытков.

       Однако существуют определенные усложняющие факторы, которые вызывают сбои в таком механизме долгосрочного равновесия фирм на рынке монополистической конкуренции. Нередко конкуренты не в состоянии воспроизвести товары и предоставить услуги, которые производятся и оказываются уже закрепившимися на этом рынке предприятиями. В качестве примера можно назвать выгодное местоположение предприятия или наличие у него патента. Кроме того, могут существовать и финансовые барьеры для вступления в отрасль, а экономические прибыли не столь значительны, чтобы идти на риск инвестирования капитала. Наконец, дифференцирование производителей на основе их размещения и доступности может породить ситуацию длительного функционирования предприятия в условиях получения прибыли ниже нормального уровня или очевидных убытков, но которая обеспечивает дальнейшее существование данного рода бизнеса. Однако с учетом всего сказанного вероятно, что равновесие, обеспечивающее получение нормальной прибыли в долговременном периоде, на рисунке 1-в является приемлемым изображением действительности [1, c.458].

       Следует обратить внимание на то, что в отличие от совершенной конкуренции, в условиях монополистической конкуренции средние издержки больше минимально возможных (AC > min AC) и цена соответственно больше минимальных средних издержек P>min AC. Это связано прежде всего с дифференциацией продукции. Ведь для того, чтобы наделить выпускаемую продукцию специфическими, отличающими от продукции других фирм качествами (будь то яркая обложка, стильный дизайн или дополнительные потребительские функции), должны быть произведены дополнительные затраты. Следовательно, издержки при монополистической конкуренции на производство дифференцированных товаров превышают издержки совершенной конкуренции на производство однородных товаров [6, c.183].

       Какова же эффективность существования рыночной структуры монополистической конкуренции для общества по сравнению с другими рыночными структурами? Сравнивая издержки производства при оптимальном для фирмы объеме выпуска продукции, можно сделать вывод, что в условиях совершенной конкуренции выпускается больше товаров по более низким ценам, чем в условиях монополистической конкуренции. Более того, издержки производства в условиях совершенной конкуренции ниже, чем в условиях монополистической конкуренции. Поэтому можно утверждать, что фирма в условиях монополистической конкуренции использует ограниченные экономические ресурсы общества менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции. Увеличение издержек является платой за дифференциацию продукции. Ведь на интересный дизайн, красочную упаковку и рекламу товара требуются дополнительные затраты. Потребитель вынужден оплачивать такие издержки, так как они включены в цену. Но потеря дохода компенсируется у покупателя дополнительной потребительской выгодой. Чем больше дифференциация экономических благ, тем в большей мере удовлетворяются разнообразные потребности покупателей.

       Сравнивая рыночную структуру монополистической конкуренции с рыночными структурами олигополии и чистой монополии можно отметить, что существование монополистической конкуренции экономически оправдано в тех отраслях, где эффект масштаба невелик и множество мелких фирм могут конкурировать с крупными. В тех отраслях, где наблюдается длительный положительный эффект масштаба, функционирование крупных фирм более эффективно, так как с ростом масштаба производства происходит экономия долгосрочных средних издержек [6, c.184].

       Проведенный анализ рыночного поведения хозяйственных субъектов в условиях монополистической конкуренции позволяет говорить о возможностях развертывания ценовой конкуренции, несмотря на имеющееся многообразие различных товаров и услуг, способных удовлетворить одну и ту же потребность. Вместе с тем для данной рыночной структуры характерна и неценовая конкуренция. Ее основными формами в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта, улучшение его качественных и потребительских свойств, реклама. 
 
 
 
 
 
 

       3. Тесты 

       3.1. Если фирма в условиях несовершенной конкуренции выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход больше предельных издержек, то для максимизации прибыли ей следует:

       а) увеличить объем выпуска продукции;

       б) снизить объем выпуска продукции;

       в) оставить объем выпуска неизменным;

       г) все вышеперечисленное неверно.

       Ответ: г). Предприятие в условиях несовершенной конкуренции будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, ориентируясь на такой объем выпуска продукции, который соответствовал бы совпадению (равенству) предельных издержек и предельного дохода. В долгосрочном периоде в условиях несовершенной конкуренции при максимизирующем прибыль объеме производства фирма просто покрывает свои издержки и получает нормальную прибыль. 

       3.2. Выберите признак, не соответствующий рыночной структуре монополистической конкуренции:

       а) барьеры входа в отрасль существуют, но легко преодолимы;

       б) на рынке продается дифференцированная продукция;

       в) фирмы обладают значительной монопольной властью;

       г) прибыль максимальна, если выполняется условие MR = МС.

       Ответ: в) В условиях монополистической конкуренции фирмы обладают незначительной монопольной властью. 

       3.3. К рыночной структуре монополистической конкуренции ближе всего рынок товаров:

       а) телевизоров;

       б) йогуртов;

       в) парикмахерских услуг;

       г) электроэнергии;

       д) стратегического вооружения.

       Ответ: в) К монополистической конкуренции ближе всего рынки одежды, обуви, парфюмерии, косметики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Отличительными признаками монополистической конкуренции являются: а) достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен; продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи; экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию; вступление в отрасль является относительно легким.

       Многие виды розничной торговли и некоторые отрасли, где эффект масштаба незначителен, приближаются к монополистической конкуренции.

       Фирмы в условиях монополистической конкуренции могут получать прибыли или нести убытки в краткосрочном периоде. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывают тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде.

       В долговременном периоде положение равновесия производителя, действующею в условиях монополистической конкуренции, является менее общественно желательным, чем фирмы, действующей в условиях чистой конкуренции. В условиях монополистической конкуренции цена превышает предельные издержки, что означает недораспределение ресурсов для данного продукта, и цена превышает минимальные средние валовые издержки, что указывает на то, что потребители не получают продукт по наименьшей цене, которую условия издержек допускали бы. Однако, так как кривая спроса фирмы является высокоэластичной, эти "издержки" монополистической конкуренции не следовало бы слишком подчеркивать.

       Дифференциация продукта обеспечивает способ, которым фирмы в условиях монополистической конкуренции могут компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки. 

       Список использованной литературы 

  1. Иохин, В.Я. Экономическая теория/ В.Я. Иохин. - М.: Экономистъ, 2005. - 861с.
  2. Курс экономической теории/ Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - 5-е изд. - Киров: «АСА», 2006. - 832с.
  3. Макконнелл, К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика/ К.Л. Макконнелл, С.Л. Брю: В 2-х т. Т.2. - М.: Издательство «Республика», 1992. - 400с.
  4. Попов, А.И. Экономическая теория/ А.И. Попов. - СПб.: Питер, 2006. - 544с.
  5. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Питер, 2008. - 544с.
  6. Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и оп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 576с.

Информация о работе Монополистическая конкуренция