Монополия и антимонопольное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для Украины.

Содержание

Введение
І. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
§ 1. Возникновение и сущность монополий
§ 2. Формы и виды монополий
§ 3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция
§ 4. Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы
ІІ. Антимонопольная политика на современном этапе.
§ 1. Антимонопольное законодательство
§ 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики
ІІІ.Антимонопольная практика в рыночной экономике Запада, возможность использования ее опыта в условиях Украины.
§ 1. Антимонопольное законодательство за рубежом
§ 2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой
§ 3. Анализ использования антимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы и возможность их использования на Украине
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.

 

 

Глава ІІ. Антимонопольная политика на современном этапе.

 

    § 1. Антимонопольное законодательство.

 

 

Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”.

 

Данный Закон определяет правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Для целей настоящего Закона употребляются следующие термины:

- рынок товара (товарный рынок) — сфера оборота товара одной потребительской стоимости, в пределах которой определяется монопольное положение;

- конкуренция — состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в которых нуждается потребитель;

- монопольное положение — доминирующее положение предпринимателя, дающее ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным признается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины может определиться монопольным положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара менее 35%.;

- монопольная цена — цена, устанавливаемая предпринимателем, который занимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя;

- монопольная деятельность — действия (бездеятельность) предпринимателя (предпринимателей) при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;

- монопольное образование — предприятие, объединение или хозяйственное общество и другое образование, занимающее монопольное положение на рынке.

Злоупотреблениями монопольным положением считаются:

- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;

- ограничение или приостановление производства, а также изъятие из оборота товаров в целях создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта в целях создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- другие действия в целях создания препятствий доступа на рынок (выхода из рынка) других предпринимателей;

- установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей.

Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:

- запрещение создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в какой-либо сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров в целях ограничения конкуренции;

- принуждение предпринимателей к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;

- принятие решений о централизованном распределении товаров, что приводит к монопольному положению на рынке;

- установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в другой;

- предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, ставящих их в привилегированное положение по отношению к другим предпринимателям;

- ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров;

- установление запретов или ограничений относительно отдельных предпринимателей или групп предпринимателей.

Недобросовестной конкуренцией признается:

- неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени;

- умышленное распространение заведомо ложных или неточных сведений, которые могут нанести ущерб деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя;

- получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации в целях нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.

Государственной контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией.

Антимонопольный комитет Украины образуется Верховным Советом Украины. В свое деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен Верховному Совету Украины.

Антимонопольный комитет Украины является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием. В своей деятельности Антимонопольный комитет Украины руководствуется настоящим Законом, другими законодательными актами Украины, а также положением об Антимонопольном комитете Украины, утвержденным Верховным Советом Украины.

Сведения, полученные Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными управлениями и являющиеся коммерческой тайной, не подлежат разглашению. Убытки, причиненные разглашением сведений, являющихся коммерческой тайной, подлежат возмещению в полном объеме Антимонопольным комитетом Украины в судебном порядке за счет государственного бюджета.

В целях предотвращения монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления осуществляют предварительные действия по государственному контролю за реорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, превращения органов управления в указанные объединения, а также за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйственных обществ.

Предприниматель может приобретать контрольный пакет акций акционерного общества, занимающего монопольное положение на рынке, при условии уведомления в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие же правила применяются и а тех случаях, если предприниматель доли (паи) в другом хозяйственном обществе, которое занимает монопольное положение.

В случаях, если предприниматели злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления выдают распоряжение о принудительном разделе монопольных образований. Принудительный раздел не применяется в случаях:

- невозможности организационного или территориального отделения предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- наличия тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц (если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия составляет менее 30%).

Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом за:

- уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение распоряжений Антимонопольного комитета Украины о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, восстановлении начального состояния или изменении соглашений, противоречащих настоящему Закону;

- непредставление, несвоевременное представление информации монопольному комитету Украины и его территориальным монополиям управлениям или представления заведомо недостоверных данных.

Прибыль, незаконно полученная субъектами предпринимательской деятельности в результате нарушения данного Закона, взыскивается судом или арбитражным судом в государственной бюджет.

Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.  

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законодательство Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы социально-экономических преобразований. Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров, украинское правительство, как показала жизнь, уже начально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты.

В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами законодатель принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не обеспечив при этом необходимую правовую среду для его функционирования. Жизненно важные принципы деятельности этого закона и модели корпоратизации еще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение об Антимонопольном комитете, что заведомо обрекало Закон на бездействие.

Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “ОБ Антимонопольном комитете”, который юридически определил полномочия принципиально нового по своему правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно-наблюдательные и судебные функции. Именно об этом Законе положительно отзывались западные эксперты. Сейчас на него возлагаются большие задачи в надежде, что и Закон, и государственная программа демонополизации экономики могут создать необходимые условия для развития добросовестной конкуренции на рынке.

Вновь созданной государственной структуре предстоит противостоять самому государству — главному монополисту, поддерживающему свои министерства, ведомства, военно-промышленный комплекс. Ведь неуверенная антимонопольная политика продолжает негативно влиять на товарно-денежное обращение, а министерства-монополисты, воплощающие львиную долю государственного бюджета, просто препятствуют демонополизации. Два года существования Антимонопольного комитета Украины показали, как трудно продвигается работа. Но сегодня комитет уже выполняет программу-минимум — рассматривает конкретные дела, совершенствует законодательную базу, создает региональные организации. Впереди его ждет программа-максимум — устранение монопольных структур и создание благоприятной среды для конкуренции на рынке Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    § 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики.

 

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других.

Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Первым ее результатом в Украине оказалось антимонопольное законодательство. Оно заложено антимонопольными законами: Законом Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” и Законом Украины ”Об антимонопольном комитете”, о которых уже говорилось выше.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на  государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.

Информация о работе Монополия и антимонопольное законодательство