Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 08:10, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Отличают
монопольную высокую и
Монопольной цены складывается из следующих составляющих:
Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.
Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию. Барьеры, сдерживающие проникновение других предпринимателей в отрасль, были рассмотрены выше.
Следует
учитывать также и то, что монополия
может регулировать производство, но
не спрос. Даже она вынуждена учитывать
реакцию покупателей на увеличение цен.
Монополизировать можно только тот
товар, на который существует неэластичный
спрос. Но и в такой ситуации подорожание
продукции приводит к ограничению ее потребления.
Монополист имеет две возможности: или
применить небольшой дефицит для удержания
высокой цены, или увеличить объем продажи,
но уже по сниженным ценам.
Базисная
модель монополии включает в себя
два важных явления. Первое состоит
в том, что мы рассматриваем такое
поведение (ценовую дискриминацию), при
котором монополии, обладающие властью
на рынке, назначают различные цены для
разных категорий покупателей. Второе
заключается в том, что мы рассматриваем
рынки, на которых единственная доминантная
фирма делит рынок с большим числом
конкурентов –ценополучателей.
Ценовая дискриминация.
Монополист не всегда продает все единицы продукта по одной цене. В некоторых случаях он осуществляет ценовую дискриминацию, под которой понимается продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям. При этом следует иметь в виду, что различия в ценах не вытекают из различий в издержках производства.
Ценовая дискриминация возможна лишь в том случае, когда продукт не может быть куплен на одном рынке и перепродан по более высокой цене на другом. Например, если книги школьникам будут продаваться со скидкой, то они могут быть, затем перепроданы другим группам населения. Поэтому ценовая дискриминация обычно осуществляется в сфере услуг. Например, в Петербурге пенсионеры оплачивают телефонные услуги по более низким тарифам, чем остальное население. Единственный врач, практикующий в небольшом населенном пункте и имеющий представление о материальном положении клиентов, может устанавливать для них различный гонорар за лечение. Ценовая дискриминация предполагает, что отнесение покупателей к отдельным группам населения не представляет труда.
Условие ценовой дискриминации: должна быть различной ценовая эластичность спроса у отдельных покупателей; имеется в виду, что тот потребитель, который испытывает более острую потребность в данном продукте, готов уплатить за него более высокую цену.
Итак, фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.
Но важно отметить, что это отнюдь не единственная форма ценовой дискриминации, хотя, вероятно и наиболее распространенная. Политика ценовой дискриминации может также реализовываться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования.
Различаются три типа ценовой дискриминации: совершенная дискриминация, или дискриминация первой степени, дискриминация второй степени и дискриминация третьей степени.
Совершенная
дискриминация имеет место
На первый взгляд кажется, что ценовая дискриминация противоречит стремлению максимизировать прибыль, так как одни покупатели платят меньшую цену, чем другие. На самом деле монополист всегда при проведении ценовой дискриминации получает большую прибыль, чем та, которую он получал бы при ее отсутствии, так как возрастает объем продаж.
Поскольку
совершенная ценовая
Имеется еще один вид ценовой дискриминации — ценовая дискриминация третьей степени, которая заключается в том, что различные цены устанавливаются для отдельных групп покупателей, а не для отдельных партий товара. В этом случае имеет место сегментация рынка, т. е. выделение двух или более групп потребителей, обладающих различной чувствительностью по отношению к изменению цены (разной ценовой эластичностью спроса). Например, редакции некоторых журналов устанавливают различные цены на подписку для индивидуальных подписчиков и для организаций. Студентам и школьникам проездные месячные карточки на городской транспорт продаются по сниженным ценам. В тех случаях, когда ценовая эластичность спроса является низкой, устанавливаются высокие цены; когда она высока — низкие цены.
Таким образом, ценовая дискриминация приводит к тому, что некоторые товары и услуги могут приобретать потребители, которые при отсутствии ее вообще бы их не покупали. Фирмы в результате этого увеличивают свой доход. Государство обычно поощряет ценовую дискриминацию, так как она позволяет несколько сгладить неравенство в потреблении.
2. Доминантные фирмы.
В начале прошлого (ХХ) столетия сталелитейная промышленность США состояла из множества мелких продавцов. Корпорация “Юнайтед Стайтс Стил” была создана в результате массового слияния фирм в 1901 году. В то время ей принадлежало около 65% суммарных мощностей по производству стали в США. Строго говоря, “Юнайтед Стайтс Стил” не была монополистом, так как множество других фирм производили сталь, но ее поведение можно проанализировать, пользуясь обобщенной моделью монополии.
Поскольку каждый из соперников “Юнайтед Стайтс Стил” был слишком мал (относительно общих размеров “стального” рынка) для того, чтобы влиять на цену при помощи своих собственных действий, они ведут себя как конкурентные ценополучатели. “Юнайтед Стайтс Стил”, напротив, была способна оказывать своими собственными действиями влияние на цену. Такого рода доминантная фирма должна принимать в расчет как соотношение между ценой и количеством вдоль всей кривой рыночного спроса, так и результаты своего воздействия на поведение конкурентного дополнения.
Предположим, фирмы-аутсайдеры принимают в качестве данной цену, установленную доминантной фирмой. Они будут продавать столько, сколько захотят предложить по данной цене. Таким образом, количество продукции, которое может продать доминантная фирма при любом уровне цены, представляет собой разницу между совокупным рыночным спросом и объемом предложения конкурентного дополнения.
Теперь рост цен приводит к сокращению спроса на продукцию доминантной фирмы, как за счет уменьшения совокупного рыночного спроса, так за счет наращивания объема предложения со стороны конкурентного дополнения. Чем более эластична кривая предложения конкурентного дополнения, тем более эластична кривая спроса, с которой сталкивается доминантная фирма. Так как кривая предложения конкурентного дополнения будет более эластичной в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, то кривая спроса для доминантной фирмы также будет более эластичной в долгосрочном периоде.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
Естественная монополия.
Естественная
монополия возникает вследствие объективных
причин. Она отражает ситуацию, когда спрос
на данный товар в лучшей степени удовлетворяется
одной или несколькими фирмами. В ее основе
— особенности технологий производства
и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция
невозможна или нежелательна. Примером
могут служить энергообеспечение, телефонные
услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует
ограниченное количество, если не единственное
национальное предприятие, и поэтому,
естественно, они занимают монопольное
положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
Сетевой
характер организации рынка, то есть
наличие целостной системы