Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 08:10, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее
крупномасштабными монополиями
обычно являются энергетические и транспортные,
где эффект масштаба особенно подталкивает
к увеличению размеров фирмы ради
снижения средних затрат на производство
товаров. Реально это проявляется
в том, что создание в таких отраслях
вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста
несколько меньшего размера может привести
к увеличению затрат на производство и
в итоге – не к снижению, а к росту цен.
А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С. Фишер
дает другое определение естественной
монополии. Если производство любого объема
продукции одной фирмы обходится дешевле,
чем его производство двумя или более
фирмами, то говорят, что отрасль является
естественной монополией.
Административная монополия.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
В
другой литературе выделяют государственную
монополию.
Государственные монополии.
Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
В отличие
от совершенного конкурента, принимающего
рыночную цену как данную извне, монополия
сама определяет свои цены, исходя из объема
рыночного спроса и величины своих издержек.
Монополизация рынка ведет, как правило,
к относительному сокращению объемов
производства и более высоким рыночным
ценам на реализуемые монополией товары
и услуги. Вот почему во всех развитых
странах мира государство проводит более
или менее жесткую политику регулирования
деятельности монополий, особенно естественных,
и поощрения сил конкуренции на рынке.
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями.
Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.
Контроль
фирмы над знаниями в виде собственности
на патент предоставляет ей исключительное
право на производство и продажу вновь
изобретенного продукта в течение определенного
периода времени. Классическим примером
монополии данного вида была компания
“Дженерал Электрик”, которая безраздельно
господствовала на рынке электрических
лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892
по 1930 г.
Экономическая монополия.
Экономическая
монополия является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено
Что
является причиной появления и развития
монополистических тенденций? По этому
вопросу в экономической
Иной
движущей силой действий предпринимателей
в этом направлении является закон концентрации
производства и капитала. Как известно,
действие этого закона наблюдается на
всех этапах развития рыночных отношений.
Его движителем является конкурентная
борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить
большие прибыли, предприниматели вынуждены
вводить новую технику, увеличивать масштабы
производства. При этом из массы средних
и малых предприятий отделяется несколько
более крупных. Когда это происходит, у
крупнейших предпринимателей возникает
альтернатива: или продолжать между собой
убыточную конкурентную борьбу, или прийти
к соглашению относительно масштабов
производства, цен, рынков сбыта и т.д.
Как правило, они выбирают второй вариант,
который приводит к появлению сговора
между ними, что является одним из основных
признаков монополизации экономики. Таким
образом, напрашивается вывод, что, появление
предприятий-монополистов обусловлено
прогрессом производительных сил, реализацией
преимуществ крупного предприятия над
малым.
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Различают
пять основных форм монополистических
объединений. Монополии монополизируют
все сферы общественного
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Хотя необходимо сказать пару слов о таком способе монополизации, как корнер.
Корнер – способ, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники “ринга” получают повышенный доход.
Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
Более
сложные формы
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
За
свою историю человечество накопило
немалый опыт столкновений с
монополиями и убедилось, что
монополия – это экономическое
зло. Появление монополий нарушает
нормальную работу рыночных механизмов,
а это вредно для интересов нации в целом.
И потому большинство стран мира постепенно
пришло к пониманию необходимости борьбы
с монополией.
История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.