Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:03, курсовая работа
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Предмет данной работы – монополия. Она является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Сначала обсудим, какие же бывают монополии-формы и виды. Также рассмотрим типологию монополий.
Введение 3
1 Современное представление монополии 5
1.1 Понятие и сущность монополии, и ее типы 5
1.2 История возникновения и развития монополии в России. 7
1.3 Монопольная власть 13
2 Особенности монополии в России. 18
2.1 Проблема монополии в российской экономике. 18
2.1 Федеральная антимонопольная служба 23
Заключение 25
Список используемой литературы
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Курсовая работа на тему:
Монополия и монопольная власть
По курсу: «Экономическая
2010г.
Содерж
Введение | 3 | |
1 | Современное представление монополии | 5 |
1.1 | Понятие и сущность монополии, и ее типы | 5 |
1.2 | История возникновения и развития монополии в России. | 7 |
1.3 | Монопольная власть | 13 |
2 | Особенности монополии в России. | 18 |
2.1 | Проблема монополии в российской экономике. | 18 |
2.1 | Федеральная антимонопольная служба | 23 |
Заключение | 25 | |
Список используемой литературы | 26 |
Введение
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Предмет данной работы – монополия. Она является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Сначала обсудим, какие же бывают монополии-формы и виды. Также рассмотрим типологию монополий.
Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Монопольная власть является формой рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара.
Данная тема очень актуальна в России. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Поэтому огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, необходимости экономических реформ в данной сфере.
Цель
данной работы определить основные
направления
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-
охарактеризовать понятие и
- проанализировать ситуацию с монополией в России за 2009-2010 год.
-
рассмотреть
Для изучения данной темы, были использованы источники литературы авторов:
Ковалёва А.П., Борисов Е.Ф, Чепурина М.Н., Агапова Т.А., Елецкий, Н.Д., и.др.
Структура работы:
В 1-ой главе рассматривается понятие и сущность монополии и монопольная власть.
Во 2-ой главе анализ ситуации с монополией в России и рассмотреть антимонополистическую политику РФ.
1. Современное представление
1.1 Понятие и сущность монополии, и ее типы.
Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличие поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.
Кривая спроса на продукцию монополиста, как и кривая рыночного спроса на продукцию совершенной конкурентной отрасли, имеет отрицательный наклон.
Поэтому всякое увеличение (уменьшение) объема продукции, продаваемой монополистом, сопряжено со снижением (повышением) ее цены, тогда как совершенно-конкурентное предприятие может продать любой объем продукции по существующей (и независящей от его поведения) рыночной цене. Следовательно, совершенно конкурентное предприятие, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем производства, тогда как монополист может достигнуть этой цели, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Разумеется, он не может изменять объем выпуска и цену независимо, поскольку их соотношение однозначно определено его функцией спроса и инвариантно выбору независимой переменной.
Самым крайним случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающим возможность вхождения в него других. Например, до начала 80-х годов компания «Объединенные прииски Де Бирс» фактически контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическом мире. В большинстве крупных городов услуги местной телефонной связи и снабжение электричеством также обеспечиваются монополиями, но цены, устанавливаемые этими продавцами, регулируются государственными организациями, что является предметом нашего обслуживания.
В реальной жизни монополия – это всегда вопрос меры. Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которым, сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицированных соперников.
История возникновения и развития монополии в России.
Монополии появились и в
Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению
государственно-
Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал.
До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г.
Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа ( Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства ( ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.
В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень
неравномерен.
В одних отраслях народного хозяйства
(металлургия, транспорт, машиностроение,
нефте- и угледобыча, сахарное
производство) монополии концентрировали
основную часть производства и сбыта
и почти безраздельно господствовали
на рынке, в других (металлообработка,
легкая и пищевая промышленность)
- уровень монополизации был невысок.
В годы первой мировой войны 1914-18
г.г. прекратилась деятельность
ряда локальных монополий, но в целом война
увеличила число монополий и
их мощь. Возникли крупнейшие концерны
Второва, Путилова-Стахеева, Батолина,
бр. Рябушинских. Особенно развивались
монополии связанные с
военным производством. Российский
монополистический капитализм
существовал на основе сращивания
монополий с государственными органами
(металлургический комбинат, Джутовый
синдикат и др.), а также
в форме «принудительных объединений»
по инициативе и при участие
правительства (организации Ванкова,
Ипатьева, Киевская организация производства
колючей проволоки и др.). Монополии были
ликвидированы в результате Октябрьской
революции в ходе национализации промышленности
и банков. Советское государство частично
использовало учетные и распределительные
органы монополий при создании
органов управления народным хозяйством.
При переходе России к рынку
вновь возникли монополии и проблемы связанные
с ними.
Типы монополий
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.