Монополия и монопольная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Предмет данной работы – монополия. Она является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Сначала обсудим, какие же бывают монополии-формы и виды. Также рассмотрим типологию монополий.

Содержание

Введение 3
1 Современное представление монополии 5
1.1 Понятие и сущность монополии, и ее типы 5
1.2 История возникновения и развития монополии в России. 7
1.3 Монопольная власть 13
2 Особенности монополии в России. 18
2.1 Проблема монополии в российской экономике. 18
2.1 Федеральная антимонопольная служба 23
Заключение 25
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Монополия и монопольная власть1.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

Особое  и значительное место в экономике  России занимают естественные

монополии. Естественная монополия – это  монополия, при которой создание

конкурентной  среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Естественными монополистами России, к примеру, можно назвать ОАО “Газпром” и ОАО “РЖД”.

 

Итоги ОАО “РЖД” за 2010 год. 

1. Грузовые  перевозки

Вид груза Погружено, млн. тонн Динамика*, %
Нефть и нефтепродукты 252,7 +10,8
Каменный  уголь 286,3 +3,9
Черные  металлы 72,7 +12,4
Лом черных металлов 20,9 +26,5
Руда  железная и марганцевая 101,9 +6,8
Руда цветная и серное сырье 25,3 +8,6
Химические  и минеральные удобрения 45,4 +16,2
Химикаты  и сода 29,6 +16,3
Строительные  грузы 142,5 +11,2
Цемент 33,3 +14,3
Кокс 12,5 +19,8
Лесные  грузы 41,4 +2,1
Металлические конструкции 0, 698 +17,1
Промышленное сырье и формовочные материалы 36,8 +17,4
Грузы в контейнерах 18,1 +18,2
Всего (в том числе в декабре) 1205,8 (100,3) +8,8 (+4,9)

  Грузооборот.

Год Количество, млрд. тарифных т-км Динамика,* %
За 2010 г. (из них в декабре) 2010,6 (166,8) +7,8

 

2.Инвестиции

Общие расходы инвестиционного бюджета  ОАО "РЖД" за 2010 год составили 315 млрд. рублей, что выше показателей 2009 года (265,6 млрд. рублей) на 18,6%.

Ввод  основных фондов по итогам 2010 года составит более 250 млрд. рублей. К окончанию года будет введено в эксплуатацию 2,5 км новых линий, 122 км вторых путей, 100 км станционных путей, электрифицировано около 15 км линий.

В 2010 году закончены работы и введены в эксплуатацию крупные объекты:

    * ст. Лужская-Нефтяная (2-я очередь)  проекта "Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива";

    * малый Новороссийский тоннель  на Северо-кавказской железной дороге (1-я очередь);

    * Навагинский тоннель (реконструкция) на участке Армавир – Туапсе Северо-кавказской железной дороги;

    * реконструкция железнодорожных  мостов через Обводный канал  на Московском направлении Октябрьской  железной дороги;

    * реконструкция первого главного  пути с электрификацией на  участке Карымская – Оловянная проекта "Комплексная реконструкция участка Карымская - Забайкальск";

    * 1-я очередь 1-го этапа проекта  строительства 4-го главного пути  на участке Москва – Крюково  (участок Москва-Товарная – Москва-Пассажирская  – 5 км);

    * реконструкция мостового перехода через р. Ока на 107 км участка Москва – Ожерелье Московской железной дороги.

В июле 2010 года открыто скоростное сообщение  на направлении Санкт-Петербург  – Москва – Нижний Новгород.

В декабре 2010 года осуществлен запуск движения поездов "Аллегро" в рамках проекта "Организация скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург - Бусловская".

Компания  выполнила целевые задачи по строительству  олимпийских объектов, поставленные перед ОАО "РЖД" Правительством РФ. В настоящее время степень готовности проекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством второго сплошного железнодорожного пути Сочи – Адлер – Веселое" составляет более 50%, проекта "Железнодорожная линия Адлер - аэропорт Сочи" - 47%.

Более 64 млрд. рублей инвестировали в свое развитие дочерние общества ОАО "РЖД".

3. Доходы (ожидаемые результаты)

Доходы  от пассажирских перевозок ожидаются  в размере 42,5 млрд. рублей, в том  числе в дальнем следовании 28,9 млрд. рублей. Рост к плану в дальнем следовании составил 1 млрд. рублей, при этом значительное влияние на перевыполнение плана доходов оказало увеличение рейсов и значительный спрос на высокоскоростные поезда "Сапсан". Доходы от перевозок поездами "Сапсан" составили в текущем году 5,2 млрд. рублей с перевыполнением плана на 0,7 млрд. рублей (+16%).

Доходы  от грузовых перевозок ожидаются  в сумме 937,5 млрд. рублей с ростом к 2009 году на 154,4 млрд. рублей или на 19,7%. План по доходам перевыполнен на 18 млрд. рублей или на 2%.

Доходы  от услуг инфраструктуры составят по итогам года 89,3 млрд. рублей (рост к 2009 году - более чем в 7 раз).

Доходы  по всем видам перевозочной деятельности за 2010 год, включая доходы от предоставления услуг локомотивной тяги и инфраструктуры, составят 1081,2 млрд. рублей с превышением плана на 16,8 млрд. рублей или 1,6% и ростом к уровню прошлого года на 124,4 млрд. рублей или 13%.

Объем полученной прибыли от прочих продаж в 2010 году составит 18,2 млрд. рублей, что  на 11 млрд. рублей превышает показатели прошлого года.

Чистая  прибыль ОАО "РЖД" по итогам 2010 года составит около 70 млрд. рублей.

 

Федеральная антимонопольная служба.

В свою очередь, за монополиями нужно следить: регулировать цены на их товары и услуги, и следить за качеством выпускаемой продукции.

В связи  с этим в России существует Федеральная антимонопольная служба.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо  этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба создана  в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение  о Федеральной антимонопольной  службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный  орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

В настоящее  время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации  осуществляют 82 территориальных подразделения  Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России - люди в возрасте от 27 до 35 лет.

История антимонопольного регулирования в России.

В 1990 был  образован Государственный комитет  РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур в соответствии с Законом  Российской Советской Социалистической Федеративной Республики "О республиканских  министерствах и государственных комитетах РСФСР". Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский.

В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции  в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.

В марте 1997 года Государственный комитет  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур преобразован в Государственный  антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем  Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской  Федерации были упразднены ряд  комитетов и служб, занятых  антимонопольным регулированием, на  их месте образовано Министерство  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев. В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.

9 марта  2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы  другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

 

Заключение.

Монополия является нежелательной на рынке. Это  объясняется тем, что из-за того что  на рынке всего лишь один продавец товара, то на цену товара влияет лишь фирма, нет выбора для покупателя. В связи с этим государство  пытается уничтожить монополии ну или хотя бы как-то ограничить их.

В частности, в России антимонопольная политика развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к  дальнейшему совершенствованию  этой сферы. Антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

В ближайшее  время она получит дополнительные коррективы и уточнения.

Разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения, в общем и целом, непременно будет становиться лучше.

 

Список  использованной литературы:

1. Гукасьян Г..М. Экономическая теория: ключевые вопросы : учебное пособие / Г.М. Гукасьян. —3-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2006. — С. 205—212.

2. Курс экономической теории / под ред. проф. М.Н.Чепурина, проф Л.И. Киселевой. — Киров : АСА, 2007. — С. 500—518.

3. Елецкий Н.Д. Экономическая теория: учебное пособие для студентов вузов / Н.Д. Елецкий, О.В. Корниенко.  — Ростов н/Д : МарТ, 2006. — С. 196—212.

4. Сажина М.А. Экономическая теория : учебник для вузов / М.А. Сажина,  Г.Г. Чибриков —  М. : Изд. Группа НОРМА — ИНФРА-М, 2005. — С. 316—323.

5. Экономика : учебник / под ред. А.С. Булатова — М. : Экономистъ, 2007. — С. 405—412.

6. Экономика : учебник / под ред. проф. Л.Е. Басовского. — М. : ИНФРА-М, 2008. — С. 140—144.

7. Экономическая теория : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / под рук. В.Д.Камаева. 10-е изд., перер. и доп. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — С. 419—431.

8. Финансы и кредит. Серия «Высшее образование»/Под ред. Ф59 А.П Ковалёва. Ростов н/Д, 2003.-480с.

9. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории.- М: Новая Волна, 1996.-320с.

10.  http://revolution.allbest.ru/economy/00012919_0.html

11.  www.economics.ru/monopoly.html

12. Федеральная служба государственной статистики: URL: http://www.gks.ru/

13. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории.- М: Новая Волна, 1996.-180с.

14. Волконский  В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии  в современной экономике. –  Банк. дело.- М., 2005.- 174с.

15. www.fas.ru Федеральная антимонопольная служба.

Информация о работе Монополия и монопольная власть