Монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:26, реферат

Описание

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

Содержание

Введение 3
1. Понятие монополий. Виды монополий их характеристика 4
2. Понятие ценовой дискриминации. Формы и виды ценовой дискриминации 24
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

Микро-тема №1.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что  систематическая ценовая дискриминация  может сохранить и усилить  монополистические позиции компаний на отраслевом рынке, позволяя крупным фирмам покупать сырье по более низким ценам, чем их менее крупным соперникам, способствуя привязыванию покупателей к продавцам, предоставляющим скидки на крупные партии товаров, затрудняя проникновение на конкретные участки рынка новых конкурентов. Вместе с тем систематическая ценовая дискриминация может повысить эффективность ценообразования в отрасли, когда формирование монополистической структуры рынка неизбежно, в то время как несистематическая ценовая дискриминация может укрепить конкуренцию, нарушая дисциплину олигопольного ценообразования. Ценовая дискриминация представляет собой достаточно противоречивое явление, которое нельзя оценивать однозначно. Однако многие исследователи убеждены в том, что целью фирмы, берущей на вооружение методы ценовой дискриминации, является захват максимально возможной доли излишка потребителя.

Многие исследователи  считают, что не следует смешивать  монопольный эффект с ценовой  дискриминацией. Последняя может  возникнуть там, где еще не образовалась монополия на отраслевом рынке, но есть фирмы, обладающие известной рыночной властью. Таким образом, причиной ценовой дискриминации является не монополия, а рыночная власть фирмы. Ценовая дискриминация не может эффективно использоваться в условиях совершенной конкуренции, ее можно обнаружить лишь на несовершенных рынках. Только здесь ценовая дискриминация представляет собой проявление нарушения эквивалентности обмена. Любой вид ценовой дискриминации может иметь как положительные, так и негативные последствия. Как показывает практика, ценовая дискриминация может улучшить положение дел на отраслевом рынке в том случае, когда он чрезмерно монополизирован. Вместе с тем она также может способствовать постепенной трансформации доминирующей фирмы в монополию, увеличению выпуска продукции, но с ее помощью оказывается целенаправленное давление на совокупный спрос.

 

Заключение

 

Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной  стороной монополизации экономики  является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.

В любой монопольной  структуре получают сверхприбыли, а  потребители вынуждены слишком  дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается  эффективность всей экономической системы.

Монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или  практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства. Недостаточный  приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции  – в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда, что во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур.

Негативные моменты  в экономике заставляют современные  государства разрабатывать антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную политику.

Разработка антимонопольного законодательства и механизма его  реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические  и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

Опыт западных стран  в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение  подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме может заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

Окончательная цель заключается  в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

Список использованных источников

 

  1. Авдашева С. Б., Розанова С. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 320 с.;
  2. Агуреева О.В. Краткий курс по экономической теории. Справочное пособие.- М.: Окей - книги. 2007.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник.- М.: Юрист 2000.
  4. Киселева Е.А. Курс экономической теории. Учебник.- М.: Дрофа.2001.
  5. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Учебник. -Ростов-на-Дону.: Феникс.2004.
  6. Шекулина И.Н. Современная экономика. Учебник. Москва.: Дрофа. 2005.
  7. Экономика. Учебник/ Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ. 2007.
  8. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. Пособие для студентов обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / М. А. Вахрушина, Л. А. Мельникова, Н. С. Пласкова; под ред. М. А. Вахрушиной. – Москва: Омега-Л, 2006. – 568 с.;
  9. Каплан Роберт С., Нортон Дэйвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 512 с.;
  10. Ковалев В. В. Основы теории финансового менеджмента: учеб.-практ. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 250 с.;
  11. 50 лекций по микроэкономике: в 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2000. – 624 с.;
  12. Виньков А, Лебедев В. По ком плачет доктор // Эксперт. 2008. №33;
  13. Уолш Дж. Любой продукт может иметь разную цену // Маркетинг. 2007. №4.

 


Информация о работе Монополия